ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Тютюнник Григор Михайлович (1931-1980)
ЗАПОМНИ
Основные произведения: книги «Климко»,
«Огонек далеко в степи», сборника рассказов «Ласочка», сказок «Степная сказка»,
повесть «Житие Артема Безвиконного».
Г. М. Тютюнник родился 5 декабря
1931 г. в с. Шиловка на Полтавщине в крестьянской семье. Тяжелые условия детства
сыграли впоследствии существенную роль и в выборе тем и сюжетов, и в формировании
мировосприятие будущего писателя с его драматичностью как основной
доминантой: ранняя потеря отца, жизнь вдали от матери, вызванные войной
моральные и материальные потери и т.д.
После освобождения Украины от
фашистского нашествия Тютюнник закончил пятый класс сельской школы и поступил в
ремесленного училища; работал на заводе имени Малышева в Харькове, в колхозе,
на строительстве Мироновской ГРЭС, на восстановлении шахт в Донбассе. После службы в
Военно-Морском Флоте (во Владивостоке), где учился в вечерней школе, впервые
пробует писать (на русском языке). Значительное влияние на формирование его литературных
вкусов, на отношение к литературному труду имел его брат - писатель Григорий
Тютюнник.
В начале 1970-х годов Г. Тютюнник
работал в издательстве «Радуга». Среди его продукции - настольная
книга-календарь для детей «Двенадцать месяцев» (1974), в подборе материалов к
которой проявился его литературный вкус, художественная требовательность, уважение к юному
читателя. Пишет он и сам произведения для детей, издает сборники рассказов «Ласочка»
(1970), сказок «Степная сказка» (1973), которые по-новому раскрыли талант
писателя.
За книги «Климко» (1976) и «Огонек
далеко в степи» (1979) Григорові Тютюннику присуждена республиканская
литературную премию им. Леси Украинки 1980 г.
В последние месяцы жизни писатель
работал над повестью «Житие Артема Безвиконного».
Не будучи в состоянии во всей полноте
реализовать свой талант в атмосфере чиновничьего диктата над литературой, 6
марта 1980 г. Григор Тютюнник покончил жизнь самоубийством.
1989 г. его творчество было посмертно
отмечена Государственной премией им. Т. Г. Шевченко.
«Три кукушки с поклоном». Новелла «Три кукушки с поклоном»
не самое глубокое из всех произведений отражает внутренний мир Григора Тютюнника, его
миропонимания. Подсознательно к ее написанию он следовал всю свою предыдущую жизнь.
А толчком послужила, казалось бы, незначительное событие: в 1976 г. до Ирпенского
дома творчества пожаловал слепой бандурист. Среди песен, которые он исполнял,
была «Летела зозуля через мою хату...», где речь шла не просто о несчастной
любви, а о вечном, непреодолимая никем и ничем страдания человека. Очевидцы
рассказывают, что, услышав эту песню, Тютюнник вскочил и побежал к своей
комнаты. Так родилась новелла «Три кукушки с поклоном» - одна из самых очаровательных
жемчужин украинской литературы XX века. Бесспорно, в ее основе автобиографические
моменты. Образ Михаила ассоциируется с отцом писателя, в свое время также
репрессированного. Даже имя не изменено, хотя сами репрессии в новелле не
говорится: в 70-х гг. эти события замалчивались, были запретной темой. А образ
рассказчика, парня-студента, напоминает самого автора.
На нескольких страницах разворачивается
довольно распространенная житейская история, так называемый любовный треугольник. Марфа Яркова
замужем, но любит Михаила, отца рассказчика. Любовь Марфы к чужому мужчине
- ее глубокая интимная проблема, которой женщина ни с кем не делится. Марфа и не
претендует на чужое счастье. Вскоре Михаила ссылают в Сибирь, откуда он
никогда не вернется. Но самыми главными являются даже не события произведения, а чувства
героев, их страсти, переживания. Именно они двигают сюжет произведения, расширяют
его временные, пространственные пределы. Жизненная конкретика отодвигается на второй план,
читатель задумывается над вечными, истинными ценностями, вместе с героями начинает
искать гармоничного решения конфликта. Михаила, его жену Соню, Марфе
объединяет страдания, объединяет любовь как высшее мерило стоимости человека. Трудно Софии:
она потеряла мужа и отца своего ребенка, но получает от него письма и
знает, что Михаил любит ее. А Марфа переживает безответную любовь, раньше
Софии чувствует, когда той приходит письмо, и просит почтальона дать хоть подержать
его в руке, прижимает его к груди, целует. Это любовь душ, которая перешла
телесный уровень. Любви, в которой каждый остается честным перед самим собой.
Это безпретензійне любви, в котором нет и тени зависти к сопернице. София
не сердится на Марфе: «В горе, сыну, ни на кого сердца нет. Именно горе».
Сострадание, любовь к ближнему, милосердие и всепрощение являются определяющими для
персонажей новеллы. Эти черты характерны для украинской человека, который исповедует
христианскую мораль.
«Любви Всевышний посвящается» -
такой эпиграф произведения Григора Тютюнника. В новелле любовь окружена неземным ореолом,
чрезвычайно далеким от привычного бытового понимания. Почтальон, который принес весть
от Михаила, снисходительно дает Марфе прижать к груди письма. Соня не корит
соперницу, наоборот, самыми лучшими, теплыми словами говорит о ней своему сыну.
Михаил пишет Соне: «Не суди меня горько. Но я никогда никому не говорил неправды и
сейчас не скажу: я слышу каждый день, что где-то здесь возле меня ходит Марфина душа несчастная.
Соня, сходи к ней и скажи, что я послал ей, как пел на ярмарках зіньківських
бандуристочка сліпенький, послал три кукушки с поклоном, и не знаю,
перелетять они Сибирь неісходиму, а упадут ли от мороза. Лестница, моя единственная в
мире Соню! Может, она позовет свою душу обратно, и тогда ко мне хоть на минутку
придет забвение. Обнимаю тебя и несу на руках люльку с сыном, пока и буду жить...»
Ни один из героев произведения не поборол
своего страдания, не уменьшил силы душевной боли от него. Но все они
остаются на распутье - каждый сам по себе: Михаил бесследно исчез на
каторге, Соня сама вырастила сына, Марфа продолжает чего-то ждать, вглядываясь в
лицо сына своего возлюбленного.
Новелла имеет признаки притчи - вывод,
к которому приходит автор и предлагает читателю: любовь - чувство, независимое
от человеческого сознания, воли, желания, морали, будто оно дается какой-то высшей
силой, поэтому должен оставаться вне осуждением или отрицанием, имеет право на
существования.
«Последнее письмо от папы» - это новелла
в новелле, и раскрывает он не только целый мир чувств отца - сумм по
семьей, по утраченной свободой и самим, очевидно, жизнью, но и безграничную любовь
к жене («...моя единственная в мире Соню...»), сына, к родному краю, природе.
ЗАПОМНИ
Процессы, происходящие в человеческой
души, бесконечны, как бесконечен Вселенная, ведь душа и является отражением Вселенной.
Художник стремился такой любви от нас, украинцев, потому что «любовь - это когда
отдаешь...».