Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Тютюнник Григор Михайлович (1931-1980)

 

ЗАПОМНИ

Основные произведения: книги «Климко», «Огонек далеко в степи», сборника рассказов «Ласочка», сказок «Степная сказка», повесть «Житие Артема Безвиконного».

 

Г. М. Тютюнник родился 5 декабря 1931 г. в с. Шиловка на Полтавщине в крестьянской семье. Тяжелые условия детства сыграли впоследствии существенную роль и в выборе тем и сюжетов, и в формировании мировосприятие будущего писателя с его драматичностью как основной доминантой: ранняя потеря отца, жизнь вдали от матери, вызванные войной моральные и материальные потери и т.д.

После освобождения Украины от фашистского нашествия Тютюнник закончил пятый класс сельской школы и поступил в ремесленного училища; работал на заводе имени Малышева в Харькове, в колхозе, на строительстве Мироновской ГРЭС, на восстановлении шахт в Донбассе. После службы в Военно-Морском Флоте (во Владивостоке), где учился в вечерней школе, впервые пробует писать (на русском языке). Значительное влияние на формирование его литературных вкусов, на отношение к литературному труду имел его брат - писатель Григорий Тютюнник.

В начале 1970-х годов Г. Тютюнник работал в издательстве «Радуга». Среди его продукции - настольная книга-календарь для детей «Двенадцать месяцев» (1974), в подборе материалов к которой проявился его литературный вкус, художественная требовательность, уважение к юному читателя. Пишет он и сам произведения для детей, издает сборники рассказов «Ласочка» (1970), сказок «Степная сказка» (1973), которые по-новому раскрыли талант писателя.

За книги «Климко» (1976) и «Огонек далеко в степи» (1979) Григорові Тютюннику присуждена республиканская литературную премию им. Леси Украинки 1980 г.

В последние месяцы жизни писатель работал над повестью «Житие Артема Безвиконного».

Не будучи в состоянии во всей полноте реализовать свой талант в атмосфере чиновничьего диктата над литературой, 6 марта 1980 г. Григор Тютюнник покончил жизнь самоубийством.

1989 г. его творчество было посмертно отмечена Государственной премией им. Т. Г. Шевченко.

«Три кукушки с поклоном». Новелла «Три кукушки с поклоном» не самое глубокое из всех произведений отражает внутренний мир Григора Тютюнника, его миропонимания. Подсознательно к ее написанию он следовал всю свою предыдущую жизнь. А толчком послужила, казалось бы, незначительное событие: в 1976 г. до Ирпенского дома творчества пожаловал слепой бандурист. Среди песен, которые он исполнял, была «Летела зозуля через мою хату...», где речь шла не просто о несчастной любви, а о вечном, непреодолимая никем и ничем страдания человека. Очевидцы рассказывают, что, услышав эту песню, Тютюнник вскочил и побежал к своей комнаты. Так родилась новелла «Три кукушки с поклоном» - одна из самых очаровательных жемчужин украинской литературы XX века. Бесспорно, в ее основе автобиографические моменты. Образ Михаила ассоциируется с отцом писателя, в свое время также репрессированного. Даже имя не изменено, хотя сами репрессии в новелле не говорится: в 70-х гг. эти события замалчивались, были запретной темой. А образ рассказчика, парня-студента, напоминает самого автора.

На нескольких страницах разворачивается довольно распространенная житейская история, так называемый любовный треугольник. Марфа Яркова замужем, но любит Михаила, отца рассказчика. Любовь Марфы к чужому мужчине - ее глубокая интимная проблема, которой женщина ни с кем не делится. Марфа и не претендует на чужое счастье. Вскоре Михаила ссылают в Сибирь, откуда он никогда не вернется. Но самыми главными являются даже не события произведения, а чувства героев, их страсти, переживания. Именно они двигают сюжет произведения, расширяют его временные, пространственные пределы. Жизненная конкретика отодвигается на второй план, читатель задумывается над вечными, истинными ценностями, вместе с героями начинает искать гармоничного решения конфликта. Михаила, его жену Соню, Марфе объединяет страдания, объединяет любовь как высшее мерило стоимости человека. Трудно Софии: она потеряла мужа и отца своего ребенка, но получает от него письма и знает, что Михаил любит ее. А Марфа переживает безответную любовь, раньше Софии чувствует, когда той приходит письмо, и просит почтальона дать хоть подержать его в руке, прижимает его к груди, целует. Это любовь душ, которая перешла телесный уровень. Любви, в которой каждый остается честным перед самим собой. Это безпретензійне любви, в котором нет и тени зависти к сопернице. София не сердится на Марфе: «В горе, сыну, ни на кого сердца нет. Именно горе». Сострадание, любовь к ближнему, милосердие и всепрощение являются определяющими для персонажей новеллы. Эти черты характерны для украинской человека, который исповедует христианскую мораль.

«Любви Всевышний посвящается» - такой эпиграф произведения Григора Тютюнника. В новелле любовь окружена неземным ореолом, чрезвычайно далеким от привычного бытового понимания. Почтальон, который принес весть от Михаила, снисходительно дает Марфе прижать к груди письма. Соня не корит соперницу, наоборот, самыми лучшими, теплыми словами говорит о ней своему сыну. Михаил пишет Соне: «Не суди меня горько. Но я никогда никому не говорил неправды и сейчас не скажу: я слышу каждый день, что где-то здесь возле меня ходит Марфина душа несчастная. Соня, сходи к ней и скажи, что я послал ей, как пел на ярмарках зіньківських бандуристочка сліпенький, послал три кукушки с поклоном, и не знаю, перелетять они Сибирь неісходиму, а упадут ли от мороза. Лестница, моя единственная в мире Соню! Может, она позовет свою душу обратно, и тогда ко мне хоть на минутку придет забвение. Обнимаю тебя и несу на руках люльку с сыном, пока и буду жить...»

Ни один из героев произведения не поборол своего страдания, не уменьшил силы душевной боли от него. Но все они остаются на распутье - каждый сам по себе: Михаил бесследно исчез на каторге, Соня сама вырастила сына, Марфа продолжает чего-то ждать, вглядываясь в лицо сына своего возлюбленного.

Новелла имеет признаки притчи - вывод, к которому приходит автор и предлагает читателю: любовь - чувство, независимое от человеческого сознания, воли, желания, морали, будто оно дается какой-то высшей силой, поэтому должен оставаться вне осуждением или отрицанием, имеет право на существования.

«Последнее письмо от папы» - это новелла в новелле, и раскрывает он не только целый мир чувств отца - сумм по семьей, по утраченной свободой и самим, очевидно, жизнью, но и безграничную любовь к жене («...моя единственная в мире Соню...»), сына, к родному краю, природе.

ЗАПОМНИ

Процессы, происходящие в человеческой души, бесконечны, как бесконечен Вселенная, ведь душа и является отражением Вселенной. Художник стремился такой любви от нас, украинцев, потому что «любовь - это когда отдаешь...».