Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Нестандартные уроки по украинской литературе

Тема урока. ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ДРАМЫ ИВАНА ФРАНКО "УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ"

Цель урока: раскрыть проблематику произведения, особенности социально-психологической драмы; развивать мышление учащихся, умение давать собственную оценку прочитанному; формировать чувство ответственности за собственные действия и поступки, за судьбу близкого человека.

Оборудование. Выставка произведений Ивана Франко, запись "Песни о шандаря", "сердечки", шкала Алвермана (шкала "Нет - Да" с делениями от 0 до 10), иллюстрации к произведению "Украденное счастье", три листа плотной бумаги, фломастеры.

Ход урока.

(На доске - слова Ивана Франко "Мои пьесы - то моя печаль". Звучит "Песня о шандаря".)

Ой пить бы горівочку, ой пить бы, пить,

Ой пришлось шандареві из Делятина идти.

Ой положу на окошко гороховую гранку,

Пришел шандар из Делятина, потому что имеет любовницу.

Ой поп идет к церквушке и на службу Божью,

А шандар отзывает ся: - И я вам помогу!

Ой поп службу отправляет и людей жегнає,

А шандар си стал на хоры, Апостол читает.

Ой люди ся проступили и стали в углы,

А он ленку за ручечку, повел через сутки:

- Ой пойдем, моя милая, и на торжище

И будем попивать мед и сливовицу.

Ой как пришел Николайко до своей хаты,

Ни ключей, ни женщины нет у дома.

А он пошел к соседям, начал ся спрашивать:

- Нет ли здесь мои женщины? Нет у дома.

- Они его придерживают: - Просим садиться.

Он снял шапку, поклонился: - Иду дальше искать!

Ой иди же ты, Николайку, и на торжище,

Ой там женщина с шандарем пьет мед, сливовицу!

Ой смотрит Николайко сквозь оболоночки,

Женщина лежит разобранная, голая, без рубашки.

Взял топор в шинкарочки, разрубил дверії,

Забрал вещи жандармськії к фільватерії.

Ой начали за Николов в погоню бичи,

Завернули Николая: - Неси обратно ричи!

В покой поп Николу на смерть исповедует,

А во втором его женщина рученьки ломает:

- Дорогие мои єгомостю, что-то должен говорить,

- Мож' меня с шандарем вкупе похоронить?

- Мож' меня с шандарем вкупе головами,

- Чтобы была розмовочка и на том свете с нами?

- Ой молодая молодице, не мож' то сделать:

- Шандар Уже неделю гниет, ты еще будешь жить!

Учитель. Вы прослушали старинную "Песню о шандаря". Если в ней встретились незнакомые вам слова, то найдите их значения в толковом словничку к уроку. О чем вы узнали из "Песни о шандаря"? (Ответы учащихся.) Кто-то из вас сказал, что эта песня - о шандаря, кто - то-что она о Николае, который его убил, а еще кто - то-что она об измене брачного мужчины. Эта песня - о великой трагедии человеческих сердец. Записала ее сестра Ольги Рошкевич, первого поэта любви. На ее основе Иван Франко создал пьесу "Украденное счастье". Что вы узнали о написании драмы и ее сценическую судьбу?

(Учащиеся работают в трех группах, за каждый правильный ответ получают "сердечко".)

К ответу на первый вопрос.

То, что темой драмы "Украденное счастье" послужил один из вариантов прослушанной нами "Песни о шандаря", подтверждает И сам. Франко (см. журнал "Жизнь и слово", 1895, кн. IV, стр. 95)'. Пьеса писалась на конкурс, объявленный Львовским краевым отделом 18 марта 1891 года. Рецензентом был О. Огоновский. Его перепугала в пьесе "радикальная тенденция". Комиссия требовала переработки произведения, в частности устранения образа жандарма. "Сию драму я несколько раз переделывал", - напишет позже Иван Франко . Жюри отметило пьесу Франка лишь второй премией . Но, как отмечает Ольга Слоневская, "лучшим жюри оказался час: драма "Украденное счастье" и до сих пор идет на сценах многих театров" .

Пьесу Франка, хоть и искалеченный, тогдашний зритель встретил с восторгом. Об этом свидетельствуют материалы прессы, в частности "Курьер львовський" писал, что постановка произведения "произвела сильное впечатление" .

Первыми постановщиками "Украденного счастья" были актеры театра "Русская беседа" (Львов, 1893 г.). В 1903 году пьеса была поставлена в Киеве труппой П. Саксаганского и И. Карпенко-Карого. Иван Пильгук в своей книге "Иван Карпенко-Карый (Тобилевич)" пишет: "труппа Подготовила к спектаклю и драму Ивана Франко "Украденное счастье". Но, чтобы показать ее на сцене, надо получить из Галичины мундир австрийского жандарма для роли Михаила Гурмана. Наконец все было готово, и 4 февраля зрители приветствовали Карпенко-Карого в роли угнетенного, униженного и затравленного крестьянина - галичанина Николая Задорожного. Самый сложный трагический образ драмы требовал художественной игры. Иван Карпович во время всего спектакля держал своим исполнением психологическое напряжение, задавая тон игре Линицкой в роли Анны и Садовского в роли Михаила Гурмана" .

В 1940 году режиссер Гнат Юра поставил "Украденное счастье" на сцене Киевского театра им. Ивана Франко. Роль Николая исполнял А. Бучма, Михаил - В. Добровольский, Анны - Н. Ужвий. В 70-ых годах главные роли в спектаклях исполняли ведущие артисты Львовского драмтеатра им. Марии

Заньковецкой и Киевского театра им. Ивана Франко: Б. Ступка, Б. Козак, Ф. Стригун, В. Розстальный, С. Олексенко, Т. Литвиненко, Л. Хоролец.

Оригинально подошли к постановке пьесы актеры современного Львовского театра "В корзине" (режиссер Ирина Волицкая). Роль Анны прекрасно выполняет Лидия Данильчук.

Учитель. Почему драма называется социально-психологическим?

(Ответы учащихся.)

Охарактеризуйте круг проблем, поднятых в произведении. В чем суть социального и психологического конфликта в пьесе?

(Ответы учащихся.)

Учите^іь. Украденное счастье... Два слова. О чем они говорят вам, какие ассоциации вызывают? Попробуйте составить ассоциативную "паутинку".

(Ученики работают 2 минуты, затем зачитывают написанное, соответственно получая "сердечки".)

Учитель. В пьесе, конечно, были эпизоды, которые поразили вас больше всего. Дома за этими отрывками вы готовили инсценировки. (Группы демонстрируют подготовленные дома инсценировки.)

Беседа по содержанию произведения.

(Учащиеся отвечают на вопросы, подтверждая свои суждения соответствующими местами из текста).

1. Какая трагедия произошла в жизни Анны в браке с Николаем?

2. Как вы оцениваете поступок ее братьев?

3. Любил Анну Михаил?

4. Изменился ли он после армии?

5. Имел ли право Михаил возвращать себе украденное счастье? Можно ли считать Михаила благородным человеком?

6. Считаете ли вы поступок Анны изменой мужу?

7. Противоречит ли это заповедям Божьим?

8. Легко ли Анне решиться на такой поступок?

9. Как вы относитесь к Николаю? Можно сказать, что этот образ показан в развитии?

10. Прочитайте в ролях финальную сцену драмы, прокомментируйте ее.

11. Удалось ли автору правдиво и многогранно описать образы Анны, Николая и Михаила? Какие художественные средства он для этого использовал?

12. Чей образ в пьесе худшее? Почему?

13. По свидетельству Осипа Маковея, Франко драма имела первоначально название "Жандарм". Которая из двух названий удачнее?

14. Какие поступки героев, по вашему мнению, правильными, а какие заслуживают осуждения?

15. Когда любовь является чувством самым высоким, самым прекрасным?

Учитель. Безусловно, тогда, когда люди достойные ее, когда души у них чистые, когда их чувства не вызывают страданий другим. И Франковым героям такое счастье не суждено... Анна - Николай - Михаил. Три сломанные человеческие судьбы... Три разбитые человеческие сердца... Попробуйте отразить это графически.

(Каждая группа на одном листе графически отображает судьбы героев, затем демонстрирует классу свой вариант решения задачи.)

Учитель. Итак, можно ли вернуть украденное счастье? Выскажите свое мнение, сделав отметку в таблице Алвермана.

(Согласно сделанных отметок учащиеся формируют три группы: первая - те, которые поставили отметку на шкале "Нет - Да " от 0 до 4, вторая - 5 и 6, третья - от 7 до 10. Каждая группа аргументирует свое видение данной проблемы, обращаясь и к тексту пьесы, и к произведениям других авторов, и до фактов, известных школьникам из жизни.)

Учитель. На доске написано ключевые слова того вопроса, который мы рассматриваем на уроке, - "счастье", "любовь", "сердце", "измена", "душа", "грех", "боль", "страдания". Попробуйте с любым из них составить сенкан.

Вот некоторые сенкани учащихся:

Счастье.

Чистое, как слеза. Безгрешное. Светящийся. Улыбается. Манит. Тянутся руки к вечности неба. Радуга.

Измена.

Черная и тяжелая.

Впечатляет. Гнетет. Убивает.

Слезы отчаяния падают на грусть осени.

Боль.

Заповедь.

Незыблемая, вечная.

Живет. Утверждает. Исцеляет.

Светится словом древним тестамент.

Откровение.

Душа.

Неповторима. Непознанная. Плачет. Радуется. Молчит. Легенда, вырезанная на камне судьбы. Непреходящесть.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Был ли он для вас полезным? Которые из соображений, высказанных на уроке, вам импонируют? Или они пригодятся вам в жизни? (Ответы учащихся.)

Жизнь поистине непростая. Оно часто бросает нас в водоворот испытаний, пробует на прочность нашу душу, наше сердце, нашу силу воли. Тогда важнейшей является способность выстоять, остаться человеком. И в любви также. Чтобы любви было высоким, священным чувством, его нельзя осквернить ни предательством, ни убийством, ни трагедией другого человека. Бывает так, к сожалению, не всегда. Часто, как это имеем в Франковій драме, судьбы людские ломаются, песня остается недоспіваною... Об этом я предлагаю вам написать дома в небольшом произведении "Боль недоспіваної песни..."

Нам осталось посчитать полученные вами "сердечки" и определить, кто же на сегодняшнем уроке был самым активным.

Литература.

1. Басс И.И., Каспрук А.А. Иван Франко: Жизненный и творческий путь. -К.: Наукова думка, 1983.

2. Брюховецкая Л. На экране - "Украденное счастье" // Октябрь. - 1985. - № 8. - С. 109-113.

3. Колесник П. Художественное творчество Франка //Франко 1. Избранные произведения: В 3-х т. - Т. 1.

4. Мороз Л. Драматургия И. Франка //Дивослово. - 1996. - №№ 5-6. - С. 3-8.

5. Нечиталюк М. Из народных ручьев. - Львов: Изд-во Львовского университета, 1970. - С. 60-61.

6. Пильгук И. Иван Карпенко-Карый (Тобилевич). - К., 1976.

7. Слоневская О. Конспекты уроков по украинской литературе. Новое прочтение произведений. 10 класс. - Каменец-Подольский: Азбука, 2002. - С. 102-104.

8. Хороб С. Мои пьесы - то мой грусть. Театр Ивана Франко. "Украденное счастье": конфликты, характеры, сценическая история. - В кн.: Франкова криниця: Изучение творчества И.Я. Франко: Пособие для учителя / под ред. Л.М. Ки личенко. - К.: Рад. школа, 1991. - С. 209-221.

 

Франко И. Избранные произведения: В 3-х т. - К., 1973. - Т.2. - С. 610-611.

Франко И. Сочинения в 20-ти т. - К.: Держлітвидав Украины, 1956. - Т. 20. - С. 580.

Франко И. Избранные произведения: В 3-х т. - Т. 2. - С. 611.

Слоневская О. Конспекты уроков по украинской литературе. Новое прочтение произведений. 10 класс. - Каменец-Подольский: Азбука, 2002. - С. 103.

Колесник П. Художественное творчество Франка // Франко И. Избранные произведения: В 3-х т. - Т. 1. - С.36.

Пильгук И. Иван Карпенко-Карый (Тобилевич). -К., 1976. - С.257-258.