Он считается олицетворением всей нечистой силы, хотя относится к ее низшего разряда. Создание обобщенного образа нечистой силы - черта - достигает древнейших времен. В течение веков он значительно трансформировался, как и его функции и названия. Сначала он назывался бесом, кудесником, позже - волшебником, демоном, за христианских времен - дьяволом, сатаной, чертом и т.д. Тех прозвищ - презрительных, насмешливых и порожденных страхом, - что их дал черту народ, трудно перечислить. Таким же разнообразием отличаются и названия,
характеризующих отдельные его свойства: черт - это и враг, потому что нашептывает человеку злые мысли; лихой, ведь делает злые дела; пекельник, поскольку является хозяином ада; перелесник, потому что подбивает людей на прелюбодеяние; куцый, ведь имеет куцего хвоста; а еще он - лукавый, нечистый и, конечно же, черт.
В народном воображении эта одиозная фигура нечистого мира предстает в виде оброслої шерстью существа с хвостом и небольшими рожками. Его звериную природу также выдают бараньи или козлиные рога, когти, собачья морда или свиное рыло, иногда куриные ноги или крылья летучей мыши.
Характерные приметы - длинный нос, горящие глаза, густые черные волосы. Иногда черт может превращаться в животное, иногда он приобретает формы какого-нибудь диковинного существа, что больше напоминает обезьянку. Иногда же черта представляют в виде иностранца, облеченного в коротенькую куртку или фрак, узкие панталоны, с забавной шляпой на голове и трубкой в зубах. Обычное жилище черта - мельницы, глубокие ущелья, полуразрушенные здания, заросли бузины и т.д.
Встреча с чертом не предвещает ничего хорошего. После такого свидания человек может серьезно заболеть и даже умереть. Поэтому если вам на пути попалось какое-то странное существо, которое говорит человеческим языком, то надо непременно сходить к знахарке, которая силой Божьего слова отвернет от вас всяческие напасти.
В народных приметах черт изображается как существо, которое всегда делает только вред. Когда на улице дует сильный ветер, уничтожающий все на своем пути, то говорят «черт женится». Святой пророк Илья на своей небесной колеснице, вооружившись молнией, гоняет нечистых по небу и по земле. Поэтому место, куда попадает молния, обычно считается проклятым, а отношение к человеку, пораженной громом, неоднозначное.
Черт насылает болезни, сводит женщин, охотится на человеческие души, толкает на преступления и досадные поступки, после чего человек склонен к мукам совести и сожалеет о содеянном. Верят, что с чертом можно заключить договор и нанять его на службу, заложив ему, впрочем, свою душу. Такие договоры, как правило, надо заключать ночью на перекрестке дорог и утверждается ваты кровью из мизинца.
Черт часто кажется перевоплощений, причем надвигает подобия не только людей и животных, но и неодушевленных предметов. В украинских апокрифических легендах черт выступает противником и антиподом Бога и делает свой вклад в созидание мира: именно он научил людей кузнечному делу, изобрел огонь, мельница, скрипку, дуду, тартак, водку и табак. Ему даже приписывают такие плоды технического прогресса, как фабрики, железные дороги, телефон, велосипед и т.д.
Для традиционной народной сознания черт - олицетворение таинственной силы, которой проклинают своих врагов: «чтоб тебя черт взял»; «Иди ко всем чертям». По поверьям, он боится креста, громовых стрел святого Ильи и вообще всего свяченого; защититься от него можно с помощью специальной молитвы и магического круга.
Всякое упоминание о чертях сопровождается обычно поговоркой: «Не при доме/не при нас вспоминая». Чертей не желательно называть направления, а выбирать какое-нибудь другое словечко: «нечистый», «патлатый», «тот, кто плотины рвет», «враг», «черт», «соблазнитель», « лукавый» и т.д. Иногда просто говорят «тот». Для борьбы с бесами, которые норовят осквернить то, что ест и пьет человек, есть специальные молитвы - как для очистки пищи, так и для тех, кто принял такие продукты.
Среди других свойств черти имеют способность вселяться в людей. При этом считается, что сам одержим невиновен в том, что в него проник бес. Молитва всесильна и праздники, способна преодолеть черту и выгнать его.
Многие верят, что таинство крещения - это изгнание демона из человека. Поэтому-то и орет так ребенок во время этого обряда.
В таинстве же покаяния дух Божий занимает место черта в душе грешника, который покаялся.
Наряду со всем этим черт - довольно комичная и несчастная фигура. В фольклоре украинцев он служит постоянной мишенью для шуток и анекдотов. В борьбе с чертом люди обычно выходят победителями. Отсюда известная пословица: «Не так страшен черт, как его малюют».
По народным представлениям, черт нередко превращается в самого обычного мелкого пакостника. Он способен сбить с толку пьяных людей, любит ругать, особенно тех, кто сильно дружный, влюбленным вредит ревностью. Так же не упускает он случая завладеть умом и нашептывать всякие гадости тем, кто впал в отчаяние: «Кто вешается, поэтому черт мотуза подает».
Поэтому украинский черт не имеет таких магических и мистических свойств, как в демонологии, скажем, западных стран. Он почти во всем подобен обычного человека, но наделенного преимущественно отрицательными чертами - лукавством, коварством, упорством и т.д., т.е. олицетворяет то, чего ей не подобает делать. Именно поэтому нередко черт проигрывает в поединке с благотворительной человеком, возникая иногда в совсем плачевном виде. А святые отшельники вообще ловят бесов в кружке с водой, перекрестив ее своевременно, "ездят на них верхом.
В соответствии многоликим есть и образ беса, которого часто отождествляют с чертом. Чаще всего он появляется в человеческом облике, но с козлиными или собачьими ногами, с рожками на лбу и козлиной бородкой. Любит он и перевоплощаться в черного пса, свинью или козла. Обычные места его обитания - перекресток дорог, болота, сорняки или кусты бузины, пустые дома и т.д. - вообще непригодны для проживания людей места. Вблизи них традиционно располагали мельницы, кузницы, гончарные мастерские, и, следовательно, не случайно мельники, кузнецы и гончары считались связанными с нечистой силой. Особенно это касалось кузнецов и гончаров, которые подобно чертей, что пекли огнем грешников, также «мучили» в пламени металлические изделия и глиняная посуда. К тому же их ремесло всегда считалось священнодействием, таинственным занятием, мол, невозможным без помощи нечистой силы.