Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5 класс

РОДНАЯ УКРАИНА. МИР ПРИРОДЫ

 

НИКОЛАЙ ВИНГРАНОВСКИЙ (1936 - 2004)

 

ВОЛШЕБНИК СЛОВА

Весьма непраздный явление в нашей литературе - поэзия Николая Степановича Винграновского.

Год рождения: 1936-й. Тот, что дал украинской литературе еще и Ивана Драча, Владимира Пидпалого, Виталия Коротича; годом раньше родились Василий Симоненко и Борис Олийнык, годом позже - Евгений Гуцало. их называли «детьми войны». Действительно, на их детскую долю выпали тяжелые испытания военного лихолетья и послевоенного восстановления. И эти впечатления потом легли в основу многих их произведений.

Это поколение чувствовало свою органическую причастность к народу. Оно видело, как их матери, оставшись одни, не только кормили страну, а и крылом своим осінили будущее страны в детях своих... Как родители, возвращавшиеся с фронтов, - далеко, далеко не все, - израненные и калічені, становились к плугам и станков. Как их ровесники (да и сами они!) учились урывками между прополкой свеклы в колхозе, заготовкой топлива для школы и всевозможной работой на приусадебном участке; читали при ночнике, писали между строк старых уцелевших книг, потому что тетрадей не было, а за учебниками занимали очередь, потому их и было по одному на класс, но мечтали стать непременно летчиками, моряками, учеными, дипломатами, артистами, поэтами.

Неповторимая, щемяще трогательная мешанина нужды, нищеты, высоких порывов, наивности и цепкой энергии, малых материальных и больших духовных запросов...

Не слепой случай, а большая потребность нашего народа в духовном возрождении, в притоке новых творческих сил стояла за судьбой каждого из тех «детей войны» и вела их дорогами, всю символическую значимость которых видно лишь теперь... Так и Николая Винграновского привела она с Богопільської (ныне Первомайской) школы на Николаевщине - за увлечения Шевченко, Пушкину, Лермонтову - до Киевского театрального института, «вывела» на Александра Петровича Довженко, безошибочное глаз которого сразу же выделило одаренного юношу, а счастливая рука «короновала» на судьбу артиста, кинорежиссера и поэта, на мучительную и счастливую причастность к вечному созиданию духовности своего народа...

Первый поэтический сборник Николая Винграновского «Атомные прелюды» поразила и многих окрылила своей необычностью. Космос, человечество, земля, народ, эпоха, Украина - вот какой старт взяла поэтический язык Винграновского, вот в каких измерениях жил его лирический герой.

Его поэзия - это стихия. Постоянное переливание настроений, состояний, вдохновенная игра воображения. Но в этой стихии его поэзии есть трепещущее ядро, средоточие, вокруг которого развертывается все содержание душевной жизни и к которому все так или иначе снова и снова возвращается, все неудержимо тяготеет. Это - народ, нация. Украина. Украина - это то, чем живет его душа. И, в конце концов, все, что он пишет, - о ней.

За Иваном Дзюбой

1. Опрацюй форзаце в начале учебника. Расскажи, когда и где родился Николай Винграновский.

2. Что общего в судьбе М. Винграновского, В. Симоненко и Есть. Гуцало?

3. в каком высшем учебном заведении получал образование М. Винграновский?

4. Кто из известных украинских писателей благословил М. Винграновского на творчество?

5. Какая тема является главной в творчестве писателя?

 

ПЕРВАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Спи, моя деточка золота,

Спи, моя тривого кареглазая.

В теплых снах идут в поле ржи,

И заря над ними идет высокая.

Спи, моя гіллячко голубя,

Тихо в моем сердце и счастливо.

За окном плещется правда

Твоих лет и судьбы гомінливої.

Спи, моя детка, на поре.

Тени спят и сонная яворина...

И как небо в нашем Днепре,

Так в тебе не спит пусть Украина.

Пусть она не спит в тебе век,

Потому что она - для тебя и для мира...

Люли, мой маленький мужчина,

Капле сон серебристый с верховіту...

Спи, моя деточка золота...

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

В какой форме написан текст - диалога или монолога? Докажи свое мнение, ссылаясь на текст произведения.

Какими словами мать обращается к ребенку? Объясни, какое значение она вкладывает в каждое обращение.

3. Названия ласкательные слова. Какова их роль в стихотворении?

4. На сколько частей можно условно разделить стихотворение? О что в каждой из них идет речь?

5. Какое настроение передает каждая часть? Запиши их в рабочую тетрадь к словничка настроений.

6. Какую параллель проводит лирический герой, призывая сына любить Родину? Прочитайте выразительно эти слова и объясни, как ты их понимаешь.

7. Почему в стихотворении сказано, что Родина - для тебя и для мира?

8. Каким ты представляешь себе лирического героя этого стихотворения? Что его волнует? Почему ты так думаешь?

9. Или созвучен твой настрой после прочтения стихотворения с настроением лирического героя? Прокомментируй свой ответ.

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

Вспомни лексическое значение слова высокий (смотри Есть. Гуцало «высокие Журавли пролетают...»).

Определи, в каком значении употреблено это слово в стихотворении «Первая колыбельная».

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Правда - здесь: проплывание.

Яворина, явор - название дерева.

Капле - капает.

Верховіт - вершины, верхушки деревьев.

БАБУНИН ДОЖДЬ

Бабунин дождь, на щеколде цяпота,

И тропа в яблоках уже стежко ябуката,

С котяри - искры! Из мяты - чамротаї

Пускает бульбы на пороге хата...

Идет кто-то темным садом - заховайсь!

Идет, и становится снаружи за стеной,

И мокро дышит над мокрой губой.

Как зовут его?

Вообще он звавсь?

Кто он такой в залатанім кожухе,

В кожухе, а хватает дрожь?..

Попискивают птенцы в его ухе,

И в бороде дремлют ежи.

Одно - сов'яче глаз, второе - волчье,

Рука - крыло, вторая рука - весло,

В поллица день, а пол-лица с ночи,

На голове посеребренное седло.

Где же конь его? В сумке конь, я знаю.

Пустую сумку он бы не носил...

Стоит, и передихує, и ждет,

Видимо, на самом деле выбился из сил,

Ибо кто знает, сколько ему лет

И сколько он живет тысячелетий?..

Пришел под нашу хату ненароком,

Пришел переждать и стоит:

Зайти или нет к нам, к бульбохати?..

С ноги на ногу вот перешагнул,

Что-то как будто хотел мне сказать,

И садом вновь побрел в степи...

Изабелла Кружковська. Дождь

Екатерина Штуц. Осенний сад

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. Какую картину жизни изображено в стихотворении? Почему ты так думаешь? Посилайся на текст произведения.

2. в какое время изображено дождь? Он

• только должно начаться;

• уходит;

• был, но на минуту утих;

• прошел, а теперь пошел дальше.

Найди в тексте слова, которые подтверждают твое мнение.

3. Каким увидел лирический герой дождь? Прочитай его описание в произведении.

4. Найди и прочитай отрывок, в котором рассказано, какие «следы» оставил после себя дождь.

5. Какими средствами автору удается передать запахи и краски природы во время дождя? Наведи примеры.

6. Настроение стихотворения? Можно сказать, что в стихотворении сочетаются несколько настроений? Как они сочетаются? Опыты настроения стихотворения и запиши в словарик настроений.

7. В стихах М. Винграновского «Бабунин дождь» и М. Рыльского «Дождь Благодатный, долгожданный...)» изображен одну картину жизни. Одинаково ли видят дождь оба поэты? Свой ответ обоснуй.

8. Почему одну картину природы два авторы описали по-разному?

9. Кто является лирическим героем стихотворения? Приведи доказательства, опираясь на текст произведения.

10. Каким предстает в твоем воображении лирический герой? Приведи доказательства из текста произведения.

Или ты имеешь схожие черты с лирическим героем стихотворения? Какие именно?

12. Получил/получила ли ты удовольствие, читая стихотворение о дожде? Какое настроение этот стих у тебя вызвал?

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

Запомни!

Иногда поэты придумывают слова, которых нет в словаре, потому что не находят среди всех известных вариантов для точного выражения собственной мысли. Например, М. Винграновский употребляет в стихотворении стежкояблуката, бульбохата.

Часть новых слов так и остается авторскими новообразованиями, а небольшое их количество становится общеупотребительными словами. Так было, например, со словом мечта, которое впервые вживую своих произведениях писатель М. Старицкий и которым пользуется сейчас весь наш народ.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Цяпота - здесь: от слова капать (цяпати).

Чамрота - очень удушливый, сильный запах, от которого чамріють.

САМА СОБОЙ РЕКА ЭТА ТЕЧЕТ...

Сама собой река эта течет,

Маленькая речушка, узкая, как ладонь.

Эта речушка Днепра тихая синяя дочурка,

Малышка без имени еще.

Она течет в огороде у нас под кленом,

И наша хата пахнет ей борщом.

Цветет над ней небо здоровенно

Сладкими хмаринами с дождем.

Эта речушка течет для клена и для меня,

Ее и тогда я вижу, когда сплю.

Я эту речушку в огороде у нас под кленом

Как папу и маму и как мед люблю.

Река небольшая.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. О чем рассказывается в этом стихотворении?

2. Как описано речушку? Прочитай описание и объясни, с помощью каких средств автор создает художественный образ.

3. Объясни, как ты понимаешь слова:

Цветет над ней небо здоровенно Сладкими хмаринами с дождем.

4. От чьего имени ведется рассказ? Прочитай подтверждение мысли в стихи.

5. Сравни стихи М. Винграновского «Бабунин дождь» и «Сама собой река эта течет...». Что объединяет лирических героев обоих произведений?

6. Выпиши из стихотворения эпитеты. Объясни их роль для выражения мысли.

7. Настроение этого стихотворения? Подтверди ответ текстом произведения.