Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5 класс

РОДНАЯ УКРАИНА. МИР ПРИРОДЫ

 

ГРИГОР ТЮТЮННИК (1931-1980)

 

ЧУДАК

 

В начале зимы ходить Олесю в школу можно двумя путями: одна бором, вторая - рекой. Сюда удобнее, и в зазимки лед на реке тонкий, так и зияет черной пропастью. Поэтому каждый раз, когда Олесь выходит из дома, мать приказывает ему:

- Смотри же, сынок, рекой не уходи. Там еще лед молодой.

Олесь смирно стоит у порога, слушает. Он еще мал, головой едва до защелки достает. Глаза у него черные, глубокие, как вода в тени, смотрят широко, словно сразу хотят понять весь мир.

Олесь любит зиму. Ему нравится делать первые протопти в сугробах, снимать снежные шапочки с колков в заборах - они становятся тогда голые и застенчивые, как стриженые допризывники.

Еще любит Олесь рисовать на снегу всякую всячину. Присядет на корточки и водит пальцем сюда, туда. Смотри, хата получается, с болвана дым валит, а на плетне петух горланит, растопырив клюва ножницами. Олесь пихает окоченевшего пальца в рот и, стуча сапожком о сапожок, любуется своим творением, пока кто-то не гукне со двора:

- А чего вот ты, парнишка, не идешь в школу? Вот подожди, я матери скажу!

Олесь підскоче, как испуганный выстрелом зверек, засмеется тоненько: ги-ги, - и подастся в сосны.

В бору снега мало. То там, то сям проглядывает сквозь порошу трава

с примерзлими к земле зелеными хохолками, устремляются ввысь низенькие пеньки с желтоватой, словно старый мед, смілкою на срезах. Тихо вокруг и уютно. Только время шелесне по гилли валек снега, струшений ветром с вершины. Где-то неподалеку слышно: стук-стук-стук, - дятел возится. Олесь наклоняется, кряхтит, пристально щурит глаз. Пальтишко у него толстое, а сам тонкий; трудно наклоняться: дух спирает, под глазами набряка, поэтому каждый сучок птицей вздрівається.

Вон под старой сосной участок шишек рябит. Ба! Еще одна упала. Вот где он, дровосек! Олесь становится на цыпочки и украдкой взбирается на косогор.

Заслышав человека, дятел перестал цюкати, повел каленым клювом из стороны в сторону и нацелил его на Олеся: чего тебе именно здесь? Вздрогнул, хльоснув крылом по коре и исчез, оставив в узком дупле шишку. Олесь хотел достать ее и покуштувать, но передумал - и прижался ухом к стволу. Его еле заметно раскачивало, под корой что-то жалобно скрипело, а внизу под подошвами в Олеся шевелилось корни - умирает сосна...

Люблю зимний лес!

Олесь нагреб снега под сапожками окоренок, утрамбовали его хорошенько и, решив, что теперь сосна не упадет, погицав через сугробы в школу.

Еще издали увидел мост с гатками по обе стороны. По ту сторону моста, через выгон, краснеет сквозь белое кружево пыльных деревьев кирпичная школа. Из балбесов дым вверх тополиным столбами. Воздух пахнет торфяным духом и весенним испарением сырых ольховых дров. Слева от моста чернеют миї, выигрывая на солнце блестящими волнами, - там бьют источники; а справа, на мели, где лед крепче, носится ватага школьников. Лед гнется, цьворохкає от берега до берега, здуваючись впереди ватаги, словно одеяло на сене. С проломин струйками течет вода и заливает плесо.

- Эй, Олесю! - зовут из группы. - Айда с нами подушки гнут!

- Зачем лед портите? - в ответ Олесь. -

Он еще молодой.

Детвора смеется: чудак.

А Федя Тойкало розбишакувато оскалил зубы и, указывая рукавом Олеся, заорал так, что шея сразу сделалась тоненькой:

- Бей предателя! - подскочил, ткнул Олеся локтем под висок и исчез между сваями.

Олесь запале неловко улыбнулся, потрогал мокрой перчаткой твердую шишку под глазом и, скользя, побрел к школе. Под ногами ласково, словно хмизок в лесу, потрескивал лед, а возле глаза что-то обважніло и сіпалось. Олесь лег лицом вниз, прижал висок до льда и начал рассматривать дно. Оно тьмарилось илистым пыльцой, пускало пузыри, которые прилипали ко льду - белые, круглые, как воловий глаз. Течение расчесывала зеленый роголистник, пряли тоненькими ножками какие-то жучки, боком преодолевая упругую струю. И мерещится Олесю маленькая хата под кустом водяного папоротника, а в той хатке - он у окошка сидит, рыбку стережет. Захотел - вышел. Никто тебя не займет. Иди куда вздумается. Вот карасик плывет. Цап его за порэто: «Здравствуй, дядя! Как поживаете?» Олесь сладко вскрикивает, плотнее приходится лбом ко льду.

Вдруг среди куширами мелькнула черная молния и замерла в стороне продолговатой пятном. Олесь подполз ближе, пригледівся и застонал от удивления: щука! В зубах у нее дрожала маленькая пліточка.

- Пусти, - выдохнул Олесь и ляпнул ладонью по льду. И щука и не поворухнулась. А плотва исчезла. Он вскочил на ноги и стал гвоздя подбором в то место, где стояла щука, пока под сапогом не хрокнула вода.

Возле школы теленькнув звонок, улегся шум. А Олесь сидел посреди реки рядом зеленой, с ряской, луже и плакал. Под мостом бился о сваи вихрь, сворачивал в кучки сухой камышовый лист и погнал его в берег.

Лесной дровосек

Олесь поднялся, сунул книжку за пазуху и поплелся в школу.

На первом уроке было рисование. Старенькая учительница Матильда Петровна ходила между партами и, делая загадочное лицо, медленно говорила: «А сегодня, дети, мы будем рисовать... навозный горшочек. Благодаря этим горщечкам передовые колхозы нашей страны...» Затем она достала из портфеля гирунчик и торжественно поставила на стол.

Дети начали рисовать, выводя каждый свое: тот жлуктичко, другой рынка или макітерку. И поскольку дырку в донышке никак было передать, то ее цепляли сбоку. Олесь старательно скрипел карандашом и вдохновенно прицмокивал. Когда же учительница остановилась возле его парты, из тетради на нее, презрительно прищурив глаз, смотрел дятел: чего тебе именно здесь?

- Олесю, ведь я приказывала всем рисовать горшочек, - строго сказала Матильда Петровна. ей понравился дятел, но она хорошо знала, что такое учительская принципиальность, поэтому и добавила:

- Я поставлю тебе двойку.

В классе ворвался гамірець. Отличники смотрели на своего вчерашнего собрата сочувственно, а те, кто учился через пень-колоду, с радостью ждали того, что их полку прибудет. Олесь собрал книги, вылез из-за парты и двинулся к двери.

- Куда это ты? - удивилась учительница.

Олесь потупился.

- Я так не хо’!

- Как это - так?

- Гирунчика того не хо’ рисовать.

- Почему?

- Дятла хочу...

Пока Матильда Петровна думала о судьбе своего авторитета, Олесь вышел в коридор, впопыхах натянул пальтишко и оказался на крыльце...

В школьном саду порхали синицы. В сорняках возились воробьи, скльовуючи реп'яшачі кім'яхи. Где-то в вільхах по ту сторону реки били пеньки: бух, бух. Динь, - топор сприснула.

Олесь представил себе, как красиво сейчас в луге, и побежал в ивняки.

Над оврагом

В верболозах

 

Там он бродил до самого вечера. Обмацував холодные птичьи гнезда, ел мерзлую калину, пока не набил оскомины. Потом искал осиновые трухляки, прятал за пазуху и, нап'явши пальтишко на голову, смотрел: светят или не светят? В кустах, заплетенных осокой, шарудів ветер, попискували мыши; а в берегу терлись одна об одну ольхи, оглашая луг тревожным стоном.

Солнце пробило в облаках над оврагом узкую прорубь, ярким лучом стрельнуло на левады. Олесь радостно мружився ему навстречу, сводил глаза к переносице, ловя золотую мушку на кінчикові носа.

К вечеру тучи опустились ниже, а тополя над селом повищали и набрали воинственного вида. Надо было идти домой. Олесь грядками выбрался на выгон и стал ждать, пока выпустят школьников.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. О ком рассказывается в этой части произведения?

2. Прочитай портрет Олеся. Что из описания внешности ты можешь сказать о мальчике?

3. Что больше всего любил делать Олесь перед школой? Прочитай подтверждение твоего ответа в произведении.

4. Приведи два примера бережного отношения Олеся к природе. Переведи эти эпизоды близко к тексту.

5. Вспомни эпизод на льду. Автор говорит: Олесь подполз ближе, пригледівся и застонал от удивления: щука!

Почему мальчик застонал от удивления? Какую особенность характера мальчика передано этими словами?

6. Почему ровесники считали Олеся чудаком?

7. Каким было отношение ребят к Олеся? Почему они так себя вели?

8. Подойдя к школе, Олесь увидел, как поднимается из балбесов дым вверх тополиным столбами. Какую картину ты себе представляешь? Какой художественный прием помог тебе именно так представить дым из труб?

9. Вспомни, как описывал дым из труб Есть. Гуцало в рассказе «Лось» (с. 223). Почему то именно явление писатели описывают по-разному?

10. Какое событие произошло на уроке рисования? Перескажи эпизод близко к тексту.

11. Как ты относишься к поступку Олеся на уроке рисования?

12. Что могло дальше произойти с Олесем? Предскажи продолжение рассказа.

Прочитай окончание произведения и проверь свои догадки.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Защелка - устройство, которым поднимают защелку на двери.

Чепец - женский головной убор в древности.

Окоренок - часть ствола от корня до ветвей; нижняя часть дерева, которая прилегает к корню.

По гицати - идти, подпрыгивая.

Чернеют мйї - полынья, где женщины стирают одежду.

Цьворохкати - хлопать, издавать короткие резкие звуки при ударе.

Цибеніти - очень сильно литься.

Плес - спокойная, чистая поверхность воды.

Вниз - вниз лицом.

Роголистник - водяная крапива.

Гирунчик - горшок.

Жлуктенко, ринка, макітерка - виды посуды.

Я так не хо’! - я так не хочу.

Под заборами на колодках или просто на корточках сидели дядьки, жгли сигареты, болтали:

- Вон видишь: ольха в луге почернела... На оттепель, видимо.

- Ага, рыба в ятір пойдет...

Возле школы хлопнула дверь. Дети толпами двинули по домам.

Еще издалека заметив взрослых, мальчишки стороной ходят друг возле друга, чтобы побороться. Смотри: сцепились, водятся, хекають, слушая краем уха, что скажут у плетня. А там:

- Ишь какой геройский парень!

- А вот, пожалуй, Наташин, - говорят у плетня, заметив Олеся. - Ба которое смирне...

- Да, оно какое-то странноватое...

Слушает Олесь и не понимает: хвалят его или ругают.

На мосту Олеся ожидании Федя Тойкало.

- На попоїж, - сказал смущаясь и вдавил Олесю в руку подавленное теплый пирог. - Бери, дурак, с мясом.

Олесю не хотелось пирога, но он обрадовался примирению и, чтобы віддарувати товарища, быстренько занишпорив по карманам, доставая оттуда душистые верчики хмеля, сухие листья различной чеканки, плетеное из пеньки и волов'ячої шерсти ремезяче гнездо, похоже на башличок.

- Забейкався ты, - сказал Федя и начал обходить Олесю пальтишко.

Олесь еще сильнее заволновался, чуть не заплакал от искренности и сладкого чувства братства. Он схватил ремезяче гнездо и обеими руками подал его Феде. Тот спрятал подарок под полу, помялся.

- А учительница сердилась, как ты ушел... гы-гы... страх!

Потом ударил себя книгами по гузенцю, крикнул: «Гат-тя-вье!» - и направился к реке трясти лед.

В селе едва вечереет, а в сосне уже кроны зімкнуло тьмой. Олесь бежит трусцой и вдруг замечает, что деревья тоже бегут, кружатся, прячутся друг за друга, словно в жмурки играют. Олесь останавливается - и деревья замирают. По ту сторону сосны слышать: сани скрипят, кони ширхають и голос деда Прокопа:

- А ка-ка!

Увидев Олеся, дед натягивает вожжи.

- Садись, велеса, по солому поедем.

Олесь радостно усаживается, машет на лошадей:

- Гат-тя-вйо!

- А что, поставили пятерку? - спрашивает - кив, вишкіряючи десна.

Олесь стыдливо прячет лицо в рукав.

- Сегодня не ставили. Вчера только.

Минули пропасть, почти полностью занесен снегом. На ріллях целым хутором замаячили скирды.

- Но-ноу... - стонет Прокоп и шевелит кнутовищем. Лошади щурят уши, срываются бежать.

А сосны позади вигойдують «шу-ши-ши-и - и лошади останавливаются.

- Дед, чего про меня говорят - чудак?

- Невстріливий, значит. Странный ты. - Прокоп двумя пальцами, как щипцами, ухватился за нос и высморкался так звонко, что аж лошади побежали. - Кто же вот такое калякает? - спросил погодя.

- Дядьки на выгоне.

- Ет, фармазони... Ты их не слушай. - Помолчал. А дальше: - Оно, конечно, правильно. Рвение у тебя маловато. Все чогосьу земли порпаєшся. А надо - в людях. И так возле них, так... Того - локтем, того - почотом... Глядь - вперед вышел. А первого не перечепиш, потому что не догонишь.

Олесь виновато підсьорбує носом.

- Дед, почему дятел шишки ест, а щука - пліточок?

- А то уже кто какого рода.

- А я не забрал у дятла шишки, - хвастается Олесь.

- И верно. Зачем она сдалась. Это как толковое что-то увидишь - дощечку, скажем, или пунктик - тогда бери.

- Зачем?

- Пригодится.

Когда набирали солому, дед часто сползал из скирды, нанизывал солому на ріжняки и гуцав так, что аж леса скрипела.

- Товчи, внучку, гніти! - хекав. - А я еще некоторое навильник скину. - И снова карабкался на скирду.

Сначала Олесь надолужав, потом заморился и сел.

- Зачем столько берем?

- Как зачем? - отозвался из тьмы Прокоп. - Это же себе, а не тещи. Хе-хе!

- А если лошадям трудно будет? - своей Олесь.

- Ничего. Зато нам легко. Натопил - и вилежуйся себе на печи. Ты отдохни, а тогда еще попрыгаешь. Оно же груз.

Чего про меня говорят - чудак?

Возвращались домой в темноте. Лепил мокрый снег, припорошуючи белым лошадиные спины. Прокоп хльоскав плетью и ругался. А Олесь сердито сопіе у него над ухом и набивал руку. Замахнется Прокоп хорошенько, цьвох - и мимо.

- Не бей, - умоляет Олесь. - Видишь: трудно.

Прокоп вздохнул и, намотав кнута на руку, чтобы не погубит, обернулся к Олесе.

- Вот послушай, дурачок, что я тебе скажу. Слушай и на ус мотай. Здесь, на земле, не бить нельзя. Здесь не ты, так тебя одрепають еще и плакать не дадут.

Подался вперед и, обдавая Олеся прілим духом давно не мытой бороды, захрипел в самое ухо:

- Понял?

Олесю сделалось грустно. Захотелось скорее туда, в деревню, где снег плетет вокруг электрических фонарей густые розовые сити, и приветливо светятся окна в хатках.

Впереди белой стеной встал бор. Он уже не гудел и не шикав на лошадей.

- Молчит, - тихо сказал Олесь.

- Снегом забило, - объяснил Прокоп. - Ветер ветви не сдвинется.

Дома Олесь не стал ждать, пока дед с матерью сбрасывают солому, быстренько разделся и полез на печь. Через некоторое время в сенях загримали сапогами, разговорились.

- Вот я и говорю, - говорил дед, - неглемедза он у тебя, Наташа. Чудак... Затопчут его... Так оно же как деревце в побеге...

Потом дед вошел в дом, заглянул на печь.

- Замерз, внучек? А ты ножки - на под, а сверху кухваєчкою...

Олесь глубже зарылся в подушку и тоненько заскімлив.

Прокоп поднял брови сторчака.

- Смотри, чего это он розприндився?

- Прочь, не трогайте его, - обозвался мать из хаты. - ешьте уже.

- А разве я что? - мямлил Прокоп. - А ему ничего такого и не говорил...

Он ел быстро, виновато таращил глаза, плямкав тише, чем всегда,

и терял крошки в бороду.

Олесь незаметно для себя уснул. А ночью сквозь сон просил мать рассказать сказку про Ивасика-Телесика, испуганно зойкав, когда ведьма грызла дуба, и радостно смеялся, когда гусыня приняла Ивасика на свои крылышки. На рассвете вновь загудели на морозе сосны и закричали петухи на чердаках. Рождался новый день.

ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. До каких дел имел склонность Олесь? Почему ты так думаешь?

2. Или одобряли взрослые мужчины в деревне и дед Прокоп увлечение Олеся? Ответ подтверди примером из произведения.

3. Найди в рассказе слова деда Прокопа, в которых он поучает внука, как правильно, по его мнению, жить. Объясни, чему учит дед Олеся.

4. Прочитай два правила деда Прокопа, которые он передает внуку.

5. Согласен ли ты с установками деда Прокопа? Если жить по заветам деда Прокопа, чем опасна может быть такое поведение для других людей? А для того, кто так делает?

6. Прочитай эпизод, когда Олесь с дедом разговаривают о шишку и дятла в лесу. Почему мальчик не забрал шишки? Так же думал дед Прокоп?

7. Распространяются ли правила деда Прокопа об отношениях с людьми на его отношение к природе? Приведи два примера его равнодушного или недоброго отношения к природе.

8. Перечитай эпизод, когда Олесь с дедом вернулись домой. Обрати внимание на два предложения:

Олесь глубже зарылся в подушку и тоненько заскімлив.

[Дед] ел быстро, виновато таращил глаза, плямкав тише, чем всегда, и терял крошки в бороду.

Опираясь на эти предложения, объясни, что чувствовали Олесь и дед Прокоп. Почему ты так думаешь?

9. Олесь молчал, когда дед его поучал, как жить. Значит ли это, что мальчик соглашался с ним?

10. Почему в конце рассказа появляются образы Ивасика-Телесика и гусей?

11. Понравилось ли тебе рассказ? Что тебя больше всего взволновало в нем?

12. Докажи, что «Чудак» - рассказ.

13. Какова главная мысль произведения?

14. Объясни название рассказа.

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

Запомни!

Иногда, рассказывая о ком-то, люди используют вместо мужского или женского рода средний. Такую замену делают, если хотят выразить презрение или сочувствие.

Прочитай предложения из рассказа: Да, оно какое-то странноватое...

Какое отношение к Олеся передает это предложение?

На ус мотать - запомнить.

Странный ты - является удивительным, употреблен с оттенком торжества.

Как деревце в побеге - о что-то нежное, незащищенное от нищеты.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Ач ’кий... - смотри, какой...

Ремез - птица, которая вьет гнездо в виде варежки.

Забейкатися - испачкаться.

Гузенець - нижняя часть чего-то.

Пужално-кнутовище - рукоятка кнута.

Скирда - большой стог сена, соломы.

Лиса - толстая палка, которой подпирают стоге сена. Ятір - рыболовное орудие в виде сетки. Фармазоны - здесь: мошенник.

Под - дно печи.

Невстріливий - несообразительный, непрактичный.

Неглемедза - неудачник, неповоротливый.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовь сообщение, в котором выскажи свои соображения о характере мальчика, оцени его необычное поведение.

ТЫ - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Сравни рассказы Есть. Гуцало «Лось» и Гр. Тютюнника «Чудак». Проведи литературное исследование по следующим пунктам:

Какой теме посвящено оба рассказа?

2 Какие важные вопросы возбуждено в обоих рассказах?

3 Какими способами дети в обоих рассказах отстаивают свою позицию?

4 Как в обоих рассказах изображены природу?

5 Какие чувства вызвали у тебя оба рассказа?

Напиши небольшую научную работу по этим пунктам. Можешь предложенный план сократить или дополнить свое исследование другими вопросами,

II. Напиши письмо герою рассказа «Чудак» - Олесю.

Придумай и запиши свое окончание рассказа.

ТВОИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

Заведи блокнотик, в который запиши по 5 добрых дел, которые ты можешь сделать для твоих близких людей и для окружающей среды. Занотовуй у него все добрые дела, которые ты делаешь. Записывай высказывания известных людей о доброте, справедливости, трудолюбие и т.д., а также свои мнения о своих отношениях с людьми и идеи, как эти отношения сделать лучше.