Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская литература 10-х годов ХХ века

 

Леся Украинка (1871-1913)

 

Песня о незнищеність красоты

 

Драма-феерия «Лесная песня» (1911) принадлежит к шедеврам мировой драматургии. Это произведение, «как волшебный разукрашенный остров, возвышается в творческом наследии Леси Украинки» (Максим

 

 

Василий Касиян. Лукаш и Мавка. 1953

 

Рыльский), не возник неожиданно. До его появления поэтесса готовилась еще в детстве, когда впервые услышала о мавок и втайне от всех «в Колодяжном в лунную ночь бегала в одиночестве в лес... и там ждала, чтобы мне привиделась Мавка». В письме к матери Леся признавалась: «3чарував меня этот образ на всю жизнь». Текст «Лесной песни» буквально «дышит» благовониями Волыни, в которую Леся влюбилась еще в детстве («Ой, так красиво в какой стране, / Как здесь, па нашей родной Волыни/» - написала она в детской идиллии «Вечерний час», посвященной «любимой маме»). Волынь поэтесса трактовала как «родной край», что слишком рано стал для нее «потерянным раем». Лесина тоска по «сторононькою родном» нашла самый изысканный, самый художественное выражение в тексте «Лесной песни». Творческий гений поэтессы явил миру украинскую Волынь в двоєдиності мира реального и мира природы, мира обычных людей и мира фантастических существ.

Двенадцать дней труда вдохновенно писала Леся Украинка произведение о волынские леса: «Сего лета, вспомнив о них, написала «драму-феерию» в честь им, и она дала мне много радости, хоть я и відхорувала за нее. Это драма-сказка, по терминологии Гауптмана (так он называет свой «Потонувший колокол» ). но я не знаю, как бы сие могло по-нашему называться. Или Вы знаете, что я очень люблю сказки и могу их выдумывать миллионами? А вот до сих пор не одважувалась писать!» (письмо к Агатангела Крымского от 27 октября 1911 года).

Основной конфликт драмы-феерии (а он имеет философско - психологический характер) реализуется в борьбе за светлую высокую мечту, и эта борьба объединяет все лучшее в природе и человеке. Образ Мавки воплотил размышления писательницы о роли красоты и верности, о роли искусства в пробуждении духовных сил человека, в ее подъеме к пониманию собственного предназначения на земле.

Композиционно произведение состоит из пролога и трех действий. Пролог вводит читателя в мир сказки, в которой действуют фантастические существа. Пролог же содержит в зародыше проявления всех конфликтов, реализованных в драме. Сюжет произведения составляет история любви Мавки и Лукаша. В первом действии («весенней») показано зарождение, развитие и цветение любви. Во втором действии («позднее лето») происходит завязка конфликта и перипетии любви: в душе Лукаша одновременно вянут поэзия и любовь к Мавки. Внутренняя раздвоенность парня обусловлена его колебанием между мечтой и обыденным, между поэзией и прозой, в конце концов, между Мавкой и Акулиной, среди которых одна - это праздник высочества и красоты, а другая - проза будней. В конце второго действия наступает кульминация: Лукаш изменяет Мавке и сватает Акулину, его выбор «толкает» Мавку в объятия Того, что в скале сидит.

 

 

Валерий Франчук. «Лесная песня»

 

Особенность сюжетного построения «Лесной песни» проявляется в наличии двух кульминационных вершин, ведь после первой кульминации события не идут на спад. И третье действие («поздняя осень») проявляет колоссальную борьбу страстей: Лукаш вращается оборотнем и снова становится человеком, Акулина заклинает Мавку, превратив на иву. Эти метаморфозы, характерные для сказочного жанра, венчает такая же сказочная победа добра над злом, вечного над тленным, ибо смерть преодолена всеперемагаючою силой любви, а огонь очищает человека, освобождает ее от обыденного. Развязка драмы-феерии оптимистичная: красота вечна, как мир. Произведение завершается развесистой ремаркой-эпилогом: звучит «победное пение любви», «зимний день сменяется в ясную, лунную весеннюю ночь», которая объединяет в порыве любви Мавку и Лукаша. Метель белого цвета переходит в сніговицю. Когда она проходит, видно недвижимого Лукаша с улыбкой счастья на устах.

Следовательно, каждая часть «Лесной песни» своим настроением соотнесена с определенным временем года, изменение которой иллюстрирует зарождение, развитие и угасание чувств и переживаний Мавки и Лукаша. В композиции ни одной украинской драмы к «Лесной песне» природа не играла такой значительной роли. В драме - феерии ремарки воспринимаются как поэзия в прозе: «Провесна. По опушке леса и на поляне зеленеет первый хохлатка и цветут подснежники и сон-трава. Деревья еще безлистные, но покрытые бростю, что вот-вот должен раскрыться. На озере туман то лежит пеленой, то волнует от ветра, то разрывается, открывая бледно-голубую воду». Исследователи драмы называют ремарки «Лесной песни» лучшими в украинской литературе пейзажами. Новаторство Леси Украинки в изображении природы в «Лесной песне» оказывается в синтезе разных искусств, своеобразном кинематографическом эффекте, что предполагает быструю смену звуков, движений и даже времени.

Природа в драме-феерии отражает богатство цветов разных времен года, она «окрашена» и «озвучена»: куют кукушки, поют соловьи, «порывисто вздыхает» ветер, «тростник перешептывается с осокой». Персонификация природы достигает в произведении всех образов: Водяной, обе Русалки, Мавка, Леший имеют человеческий облик, язык, привычки, характер. В их царстве царят свои законы, и человеку не следует вмешиваться туда, не имея необходимых знаний. Это утверждает автор образу дяди Льва - гармонической звена единения мудрого человека с прекрасной и мудрой природой, в которой ничто не умирает, лишь переходит в другие формы или замеры: «Легкий, рыхлый попілець / ляжет, [придя], в родную землицу, / вкупе с водой там увеличит вербицю, - / станет началом тогда мой конец». Так утверждена вечность жизни в естественном мире.

«Этап, на котором творила Леся Украинка «Лесную песню», я называю не литературным символизмом, а просто символическим мышлением», - писал Николай Евшан. «Дар мышление символами» считал он органичной и выразительно индивидуальной особенностью писательницы. Фольклорно-мифологический образ лесной русалки в драме-феерии поэтически обобщенный. Мавка у Леси Украинки - символ высокой человеческой мечты, символ торжества правды над кривдой, олицетворение духовности и красоты. Мавка - мифологическое существо, созданное народной фантазией. Портрет Нимфы выписан в ремарках с соблюдением фольклорных традиций изображения этого персонажа: «светло-зеленая одежда», «распущенные черные, с зеленым отливом, волосы». В восприятии Лукаша Мавка выглядит, «как девушка... нет, скорее как панна, И потому и руки белые, и сама тоненькая, / и как-то так одета не понаськи». Замечает парень и изменчивость цвета ее глаз: «теперь зеленые... а были, как небо, синие... О! теперь уже седые, как тая облако... нет, кажется, черные, / или, может, карие». Портретная характеристика играет большую роль в раскрытии внутреннего мира Нимфы. В первой действия влюблена Нимфа встает « словно лесная царевна в звездном венке на темных косах». Во второй - сначала одет в будничную одежду деревенской девушки, потому что становится покорной Лукашу и его матери, а в конце действия меняет серый наряд на багряный, и не может скрыть смертельной бледности лица («Какая страшная!» - восклицает Лукаш и выбирает Акулину за спутницу жизни). В последнем действии «Лесной песни» фигура Нимфы «чернеет» на фоне белой стены: контраст красок выразительна пучки калины на груди девушки. Эта цветовая гамма (черное - белое - красное) определяет психологический настрой, очерчивает болезненные переживания Нимфы. Мавка - символ прекрасной мечты, поэзии, красоты.

 

 

Н. Лопухова. Иллюстрация к драме-феерии «Лесная песня». Гравюра. 1970

 

Образ Мавки романтический. И это наиболее заметно со своеобразного освещения, которое сопровождает ее в произведении: звездный венок - поцелуй Лукаша («звезда в сердце упала») - «огнисте чудо» случилось (Мавка полюбила) - «все звезды / погасли и в венке, и в сердце» (измена Лукаша) - «огнем подземным / сожалению мой пылкий сорвал пещерный склеп» (вырвалась от Марища). В последнем монологе Нимфы образу огня утверждается бессмертие души: «О, не журися за тіло! / Огнем зажглось оно, / чистым, палящим, как хорошее вино, / свободными искрами вверх взлетело...». Такой подход к описанию сути образа Мавки не является случайным: поэтесса-неоромантик мыслила и чувствовала образами зари, огня, искры, света. В образе Мавки органично соединены эмоциональное и рациональное, поэтический смысл с философским. Так, Нимфа поняла язык Лукашевої свирели лучше, чем он сам: «Я тебя за то люблю больше всего, / чего ты сам в себе не понимаешь, / хотя душа твоя о том поет / определенно-искренне голосом свирели». Однако она так и не научилась понимать язык будней, в которых царят корысть, лицемерие. До самого конца Мавка остается идеально чистой, искренней и незрадливою. Благородство лесной девушки проявляется во многих поступках: она ранит руку серпом, чтобы ценой ее крови Русалка Полевая пожила хотя бы еще день; заступает Бедности дорогу к Кнлиннної дома; возвращает Лукашу человеческий облик.

Образу Мавки автор утвердил лозунг жизни: «Никакая тоска красоты побеждать не должна» (так учит Мавку Леший, коря за то, что «покинула высокое корни», что «спустилась» до «служебки», «трудом горкой / кусочек счастья хотела заработать / и не смогла...»). Это основной принцип «неоромантизма» - гармоничное единство художественного идеала с жизненной правдой. Его автор практически реализовала в «Лесной песне».

Антиподами Нимфы в идейном и художественном аспектах Акулина и мать Лукаша. Конфликт драмы движет столкновения этих двух противоположностей. Лукаш же оказывается между двух сил и, не найдя своего места в мире, подвергается величайшей человеческой трагедии - раздвоение души.

Иметь Лукашева не умеет радоваться красоте природы, не понимает сына дара и не нуждается в его сопілкових мелодий («все играй и играй, а ты, робото, стой!»). Она уже потеряла мужа и дочь, а теперь по милости брата (дяди Льва) хочет разжиться каким-то добром (огородом и домом) и увидеть сына хозяином. Старая и изношенная, она ждет «заработной» невестки и семейных изменений к лучшему. Конечно, ограничена хлопотами серой рутины женщина враждебно воспринимает Мавку, не понимает ее красоты, тем больше внутренней. Ей больше импонирует Акулина «вдова моторненька», хозяйственная, толстая и прочная, которая знает, как угодить будущей свекрови, поэтому моментально вижинає ниву, хвастается молочной коровой «турского завода», откровенно ухаживает за Лукаша, играя здоровой силой, в надежде на женитьбу и достаток.

Лукаш - раздвоенная натура. С одной стороны, он добрый, послушный сын и племянник, типовой парень, а с другой - наделен от природы поэтической натурой, которую Мавка сразу почувствовала, увидела красоту его души: «тот цвет от папоротника обаятельнее - / он сокровища творит, а не открывает». Беда Лукашева в том, что не смог развить свой поэтический дар, не смог, как говорит Мавка, «своей жизнью к себе равняться», безжалостно растоптал чудо настоящей любви - и оказался на пожарище.

 

 

Василий Перевальский. Иллюстрация к «Лесной песни»

 

Тема искусства, которая волновала Лесю Украинку на протяжении всей жизни, в произведении разворачивается через взаимоотношения Мавки и Лукаша. В аллегорическом образе Лукаша писательница показала, как трудно желаемое сделать действительным, как реальная жизнь заглушает мечту, останавливает романтический порыв в голубой вышине, как засасывает человека будничность. Однако голосом его же свирели в финале произведения она утвердила: убить мечту - невозможно! Сгорело Мавчине тело, но любовь Лукаша подарила ей бессмертную душу.

«Утверждение человеческой мечты, хвали высоким, благородным чувством, вера в победу красоты жизни над мраком мертвеччини - таков смысл воплощают образы «Лесной песни» (Иван Денисюк) - произведения, в котором лирика, эпос и драма слились в благородный сплав, где гармонично соединились реальность, миф и сказка, простота и изысканность стиля и глубина мысли.

Вершинное произведение Леси Украинки реализовал ее древнее поэтическое пророчество: «Желаю так закончить я свой путь, как начинала: с пением на устах!».

Словниковії работа. 1. Запомните новый срок.

Драмафесрія (франц. fee - фея) - один из жанровых И разновидностей драмы, которому присущ фантастически-сказочный и сюжет, невероятные превращения. В такой драме наряду с и людьми выступают фантастические существа.