ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Гончар Олесь Терентьевич (1918-1995)
ЗАПОМНИ
Основные произведения: романы «Человек и
оружие», «Циклон», «Тронка», «Собор», «Берег любви», «Твоя заря», повесть
«Бригантина», новеллы «Кресафт», «На косе», «Под далекими соснами», «Поздняя
прозрение».
Олесь Терентьевич Гончар родился
3 апреля 1918 г. После смерти матери, когда мальчику было 3 года, с заводского
поселка на окраине Екатеринослава (теперь Днепропетровск) его забрали на
воспитание дед и бабушка в слободу Сухую Козельщанского района Полтавской
области. Трудолюбивая и искренняя в отношении к людям бабушка заменила будущем
писателю мать.
Тридцатые годы в жизни Олеся Гончара
- период формирования его как гражданина и художника. До поступления в Харьковский
университет (1938) он учился в техникуме журналистики, работал в районной
(на Полтавщине) и областной комсомольской газете в Харькове и все увереннее
пробовал свои творческие силы как писатель. Ранние рассказы и повести («Черешни
цветут», «Иван Мостовой» и др.) Гончар посвятил людям, которых хорошо знал, с
которыми не раз встречался в жизни.
1936 p., когда началась гражданская война в Испании, молодой Гончар
горячо мечтал попасть в самую гущу тех событий. Этому желанию тогда не суждено
сбыться, но через 5 лет он таки «бросил синий портфель» и вместе с другими
студентами Харьковского университета ушел добровольцем на фронт.
Работа над «Знаменосцами» продолжалась
три послевоенных года. В это время, Олесь Гончар публикует еще несколько новелл и повесть
«Земля гудит», завершает обучение в вузе (Днепропетровский университет, 1946),
но главным итогом этих лет становится трилогия «Знаменосцы». На страницах
журнала «Отечество», а затем и отдельным изданием появились все три части
романа («Альпы», 1946; «Голубой Дунай», 1947; «Злата Прага», 1948). Высокую
оценку произведению, отмеченному двумя Государственными премиями СССР, дали тогда Ю.
Яновский, П. Тычина, А. Фадеев, Остап Вишня.
После завершения работы над
трилогию «Знаменосцы» героика войны и далее волновала художника. В конце 1940-х и
в начале 1950-х годов он пишет ряд новелл («Модры Камень», «Весна за Моравой»,
«Илонка», «Горы поют», «Усман и Марта» и др.), во многом суголосних с
«Знаменосцами». В написанной тогда же документальной в основе своей повести
«Земля гудит» изображен деятельность молодежной подпольной организации «Непокоренная
Полтавчанка», возглавляемой комсомолкой Лялей Убийвовк.
Изданные в течение 1950-х годов книги
новелл «Юг» (1951), «Дорога за облака» (1953), «Чары-камыши» (1958), повести
«Никита Братусь» (1951) и «Чтобы светился огонек» (1955) посвящены мирной жизни
людей, важным моральным аспектам их взаимоотношений, а романная дилогия
«Таврия» (1952) и «Перекоп» (1957) - историко-революционной проблематике.
Свежесть взгляда на мир, необычную
погруженность в жизни продемонстрировал автор «Знаменосцев» в новых своих
произведениях, появившихся в течение 1960-1970-х годов. Среди них - романы «Тронка»
(1963), «Собор» (1968), «Берег любви» (1976), «Твоя заря» (1980), повесть
«Бригантина» (1972), новеллы «Кресафт» (1963), «На косе» (1966), «Под далекими
соснами» (1970), «Позднее прозрение» (1974) и др.
Если роман «Тронка» принес
автору Ленинскую премию (1964), то судьба написанного в конце 1960-х годов
«Собора» сложилась драматично. Первые рецензии на роман были одобрительные, но
вскоре вульгаризаторська критика подвергла его тенденционном остракизму, и произведение
было изъято из литературного процесса на два десятилетия.
Значительным творческим достижением Олеся
Гончара является воссоздание красоты духовного мира его героев на страницах романов,
повестей, рассказов и новелл. Авторское восхищение героями в их любви к
Родины, глубокой верности в дружбе и любви наблюдается уже на
первых страницах романа «Знаменосцы».
Богатый внутренний мир героев
трилогии, их гуманизм и благородные порывы сразу же пленяют читателя. «Все, все
мы отдадим тебе. Родина... Все! Даже наши сердца. И кто не узнал этого
счастья, этой... красоты верности, тот не жил по-настоящему». Эти слова Брянского
незадолго до его смерти подчеркивают образ духовно богатого человека; юноши,
трогает романтической верностью любимому, друзьям, Родине; мудрого командира,
имя которого живет среди солдат даже после его смерти. Благодаря богатому
внутреннему миру, с которым не таился Брянский в неподходящих, на первый
взгляд, условиях войны, его имя осталось для воинов символом отваги и красоты.
К нему шли за советом, моральной поддержкой, ему открывались в
самом сокровенном. В полку Самієва принадлежность к роты Брянского считалась
вознаграждением. Богатство духовного мира, нравственное совершенство, патриотический
обязанность объединяет с Юрием Брянским Шуру Ясногорську, Евгения Черныша, молодого
бойца Гая и других персонажей произведения.
Образ Шуры Ясногорской полон
сиянием моральной чистоты, задушевностью, лиризмом. Поражает ее красота верности,
соединенная с глубоким осознанием долга перед Отечеством. Своим высокоморальным
поведением, верностью в любви, умением сочувствовать Шура заслужила себе высшую
уважение и почтительное отношение воинов. Они оберегают ее, окружают постоянной
заботой. «Верная», - называют ее бойцы между собой, и героиня не разочаровала их
своим поведением. Полное понимание поведения Шуры однополчанами показывает Олесь
Гончар, когда зарождается любовь Ясногорской и Черныша.
Героя романа-трилогии Евгения Черныша
характеризует строгая требовательность к себе и к своим подчиненным, самоотверженное
выполнение воинского долга и постоянная готовность прийти на помощь
боевому собрату. В произведении привлекает то, что строгая требовательность и доброта
офицера Черныша не исключают друг друга, а наоборот - идут в паре. Трогательными
к сентиментальности есть его воспоминания о матери, которая «сидит перед репродуктором,
ожидая отца с работы, и слушает вести из эфира, накинув теплую шаль на
худенькие плечи, и хочет услышать про своего Женю».
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Качественная новизна романов «Человек и
оружие» (1960) и «Циклон»
(1970) заключалась в том, что акцент в них сделан на сокровенных вопросах
жизни и смерти человека, на проблемах ее неуничтожимости.
Захватывает в произведении поступок Романа
Блаженка, который в окруженном немцами имении готовится погибнуть смертью героя, хотя
ему тяжело осознавать, что жена останется вдовой, а дети - сиротами.
Во время битв и армейских переходов
меняется Хома Хаецкий. Растет его отвага и чувство ответственности.
Подвиги, стойкость, самоотверженность, человечность, доброта, глубокое чувство
любви, что о них говорится в «Знаменосцах», вызывают удивление и восхищение, несмотря
на идеологическую нагрузку произведения.
Труд на ниве художественной прозы Олесь
Гончар постоянно совмещал с литературно-критическим творчеством. Начав еще в
студенческие годы исследований поэтики М. Коцюбинского и В. Стефаника, он
впоследствии создал десятки статей, которые уже публиковались в трех отдельных книгах
(«О нашем писательстве», 1972; «О тех, кто дорог», 1978; «Писательские
размышления», 1980) и входили частично в шеститомного собрания сочинений
писателя.
Умер Олесь Гончар 14 июля 1995 г.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Произведения А. Гончара переводились 67
языках, а творческий опыт
писателя усваивается и отечественными, и зарубежными мастерами слова.