Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Гончар Олесь Терентьевич (1918-1995)

 

ЗАПОМНИ

Основные произведения: романы «Человек и оружие», «Циклон», «Тронка», «Собор», «Берег любви», «Твоя заря», повесть «Бригантина», новеллы «Кресафт», «На косе», «Под далекими соснами», «Поздняя прозрение».

 

Олесь Терентьевич Гончар родился 3 апреля 1918 г. После смерти матери, когда мальчику было 3 года, с заводского поселка на окраине Екатеринослава (теперь Днепропетровск) его забрали на воспитание дед и бабушка в слободу Сухую Козельщанского района Полтавской области. Трудолюбивая и искренняя в отношении к людям бабушка заменила будущем писателю мать.

Тридцатые годы в жизни Олеся Гончара - период формирования его как гражданина и художника. До поступления в Харьковский университет (1938) он учился в техникуме журналистики, работал в районной (на Полтавщине) и областной комсомольской газете в Харькове и все увереннее пробовал свои творческие силы как писатель. Ранние рассказы и повести («Черешни цветут», «Иван Мостовой» и др.) Гончар посвятил людям, которых хорошо знал, с которыми не раз встречался в жизни.

1936 p., когда началась гражданская война в Испании, молодой Гончар горячо мечтал попасть в самую гущу тех событий. Этому желанию тогда не суждено сбыться, но через 5 лет он таки «бросил синий портфель» и вместе с другими студентами Харьковского университета ушел добровольцем на фронт.

Работа над «Знаменосцами» продолжалась три послевоенных года. В это время, Олесь Гончар публикует еще несколько новелл и повесть «Земля гудит», завершает обучение в вузе (Днепропетровский университет, 1946), но главным итогом этих лет становится трилогия «Знаменосцы». На страницах журнала «Отечество», а затем и отдельным изданием появились все три части романа («Альпы», 1946; «Голубой Дунай», 1947; «Злата Прага», 1948). Высокую оценку произведению, отмеченному двумя Государственными премиями СССР, дали тогда Ю. Яновский, П. Тычина, А. Фадеев, Остап Вишня.

После завершения работы над трилогию «Знаменосцы» героика войны и далее волновала художника. В конце 1940-х и в начале 1950-х годов он пишет ряд новелл («Модры Камень», «Весна за Моравой», «Илонка», «Горы поют», «Усман и Марта» и др.), во многом суголосних с «Знаменосцами». В написанной тогда же документальной в основе своей повести «Земля гудит» изображен деятельность молодежной подпольной организации «Непокоренная Полтавчанка», возглавляемой комсомолкой Лялей Убийвовк.

Изданные в течение 1950-х годов книги новелл «Юг» (1951), «Дорога за облака» (1953), «Чары-камыши» (1958), повести «Никита Братусь» (1951) и «Чтобы светился огонек» (1955) посвящены мирной жизни людей, важным моральным аспектам их взаимоотношений, а романная дилогия «Таврия» (1952) и «Перекоп» (1957) - историко-революционной проблематике.

Свежесть взгляда на мир, необычную погруженность в жизни продемонстрировал автор «Знаменосцев» в новых своих произведениях, появившихся в течение 1960-1970-х годов. Среди них - романы «Тронка» (1963), «Собор» (1968), «Берег любви» (1976), «Твоя заря» (1980), повесть «Бригантина» (1972), новеллы «Кресафт» (1963), «На косе» (1966), «Под далекими соснами» (1970), «Позднее прозрение» (1974) и др.

Если роман «Тронка» принес автору Ленинскую премию (1964), то судьба написанного в конце 1960-х годов «Собора» сложилась драматично. Первые рецензии на роман были одобрительные, но вскоре вульгаризаторська критика подвергла его тенденционном остракизму, и произведение было изъято из литературного процесса на два десятилетия.

Значительным творческим достижением Олеся Гончара является воссоздание красоты духовного мира его героев на страницах романов, повестей, рассказов и новелл. Авторское восхищение героями в их любви к Родины, глубокой верности в дружбе и любви наблюдается уже на первых страницах романа «Знаменосцы».

Богатый внутренний мир героев трилогии, их гуманизм и благородные порывы сразу же пленяют читателя. «Все, все мы отдадим тебе. Родина... Все! Даже наши сердца. И кто не узнал этого счастья, этой... красоты верности, тот не жил по-настоящему». Эти слова Брянского незадолго до его смерти подчеркивают образ духовно богатого человека; юноши, трогает романтической верностью любимому, друзьям, Родине; мудрого командира, имя которого живет среди солдат даже после его смерти. Благодаря богатому внутреннему миру, с которым не таился Брянский в неподходящих, на первый взгляд, условиях войны, его имя осталось для воинов символом отваги и красоты. К нему шли за советом, моральной поддержкой, ему открывались в самом сокровенном. В полку Самієва принадлежность к роты Брянского считалась вознаграждением. Богатство духовного мира, нравственное совершенство, патриотический обязанность объединяет с Юрием Брянским Шуру Ясногорську, Евгения Черныша, молодого бойца Гая и других персонажей произведения.

Образ Шуры Ясногорской полон сиянием моральной чистоты, задушевностью, лиризмом. Поражает ее красота верности, соединенная с глубоким осознанием долга перед Отечеством. Своим высокоморальным поведением, верностью в любви, умением сочувствовать Шура заслужила себе высшую уважение и почтительное отношение воинов. Они оберегают ее, окружают постоянной заботой. «Верная», - называют ее бойцы между собой, и героиня не разочаровала их своим поведением. Полное понимание поведения Шуры однополчанами показывает Олесь Гончар, когда зарождается любовь Ясногорской и Черныша.

Героя романа-трилогии Евгения Черныша характеризует строгая требовательность к себе и к своим подчиненным, самоотверженное выполнение воинского долга и постоянная готовность прийти на помощь боевому собрату. В произведении привлекает то, что строгая требовательность и доброта офицера Черныша не исключают друг друга, а наоборот - идут в паре. Трогательными к сентиментальности есть его воспоминания о матери, которая «сидит перед репродуктором, ожидая отца с работы, и слушает вести из эфира, накинув теплую шаль на худенькие плечи, и хочет услышать про своего Женю».

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Качественная новизна романов «Человек и оружие» (1960) и «Циклон» (1970) заключалась в том, что акцент в них сделан на сокровенных вопросах жизни и смерти человека, на проблемах ее неуничтожимости.

 

Захватывает в произведении поступок Романа Блаженка, который в окруженном немцами имении готовится погибнуть смертью героя, хотя ему тяжело осознавать, что жена останется вдовой, а дети - сиротами.

Во время битв и армейских переходов меняется Хома Хаецкий. Растет его отвага и чувство ответственности. Подвиги, стойкость, самоотверженность, человечность, доброта, глубокое чувство любви, что о них говорится в «Знаменосцах», вызывают удивление и восхищение, несмотря на идеологическую нагрузку произведения.

Труд на ниве художественной прозы Олесь Гончар постоянно совмещал с литературно-критическим творчеством. Начав еще в студенческие годы исследований поэтики М. Коцюбинского и В. Стефаника, он впоследствии создал десятки статей, которые уже публиковались в трех отдельных книгах («О нашем писательстве», 1972; «О тех, кто дорог», 1978; «Писательские размышления», 1980) и входили частично в шеститомного собрания сочинений писателя.

Умер Олесь Гончар 14 июля 1995 г.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Произведения А. Гончара переводились 67 языках, а творческий опыт писателя усваивается и отечественными, и зарубежными мастерами слова.