ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Малышко Андрей Самойлович (1912-1970)
Детство поэта было тяжелым, хотя и
благополучным. Из тесной крестьянской избы в небольшом поселке неподалеку Обухове
Киева, где родился 14 ноября 1912 p.,
вынес он прежде всего
неизменную любовь к родной земле и матери, к родной песне и слова. Влечение к
творчества в Малышко проснулся очень рано и имел своеобразный характер. Мать
поэта, Ивга Базилиха, как ее звали «по-уличному», прекрасно пела. Андрей
Самойлович в «Автобиографии» (1959), вспоминал, что ее песни врезались в память
на все жизнь.
И жажда сочинять, творить не
утихала, и, собственно, она его и повела из Обухова в Киев. Первые печатные
стихи студента А. Малышко увидели свет на страницах журнала «Молодой
большевик» (теперь - «Днепр»). А потом появляется коллективная сборник трех авторов
- «Дружба» (1935), и уже в следующем году выходит книга стихов «Родина»,
что показала незаурядный талант молодого поэта. Следующие сборники - «Лирика», «Из
книги жизни» (1938), «Рождение сынов» (1939) и другие - стали ступенями
заметного творческого роста.
Как призыв к битве, как плач над
растерзанной Матерью-Родиной зазвучали его сборника: «К бою вставайте»,
«Более пожары», «Украина моя!», «Битва»... И цикл «Украина моя» - не
сильнейший из всех, наполненных болью и любовью к родной земле могучих
произведений его собратьев-поэтов. Широкие эпические картины прошлого и современного,
пророческие видения будущего переплетаются с личными воспоминаниями и переживаниями
поэта.
По войне поэт интенсивно работает,
выходят - как отголосок войны - сборники «Ярославна» и «Четыре лета» (1946), а
далее новые книги, в которых Малышко воспроизводит широкую картину народной жизни,
изображает простых тружеников не как бездушных «винтиков», а как неповторимых
творческих личностей, влюбленных в землю, труд на ней, обращается к прошлому
Украины.
В сборнике «Вещий голос» (1961)
Малышко создает монументальный образ Тараса Шевченко, причем слышит в вечном
Кобзаревому голосе не только призыв «добре вигострить сокиру», но и прежде всего
большую человеческую любовь.
В циклах «Песня дороги», «Песня
яворов», «Сонеты обуховской дороги» поэт как будто взрослым возвращается в свое
детство, с вершин жизненного опыта и мудрости осмысливает прошлое и современное,
размышляет над будущим. Он задумывается над своими корнями, в ряде «Сонетов
обуховской дороги» это видно уже из их названий: «Я из тех краев, где синие
оболони...», «Я из тех краев, где за Днепром курганы...», «И ты с такого же поля»
и др.
В этих сборниках А. Малышко создал
яркую галерею поэтических портретов своих учителей и друзей, которые назвал
песнями: «Песня Тараса Шевченко», «Песня Максима Рыльского», такие же песни
Остапа Вишни, Александра Довженко, в частности искреннюю и теплую Песню Александра
Довженко», близкого друга, с которым Малышко делил и хлеб, и песню, и жизненные
несогласия.
Замечательные лирические песни, созданные в основном
в содружестве с композитором Платоном Майбородой, сопровождалось - да и сейчас
сопровождают - молодость целых поколений. «Мы пойдем, где травы наклонные...»,
«Киевский вальс», «Запливай же, роженько веселая», «Песня о киеве» («Белые
каштаны»), «Цветут осенние тихие небеса» (замечательную музыку к которой написал А.
Билаш). Трогательной песней «Учительница моя» А. Малышко низко поклонился всем
вчительству за его самоотверженный труд.
ЗАПОМНИ
Основные произведения: сборники «Синий
летопись», «Август души моей», циклы «Песня дороги», «Песня яворов», «Сонеты
обуховской дороги».
ЗАПОМНИ
Тематика довоенных произведений А. Малышко
разнообразная: труд хлеборобов, события революции и гражданской войны, замечательные
пейзажные стихи, где картины природы гармонируют с лирическим настроением, с расцветом
первой любви («Зимнее», «Пейзаж», «Дождь упал на край широкий»). Героями
произведений Малышко является «земледельцы и сеятели», простые рабочие люди. Оживает в его произведениях
и историческая память народа. Встают из строк цикла «Запорожцы» славные
прадеды наши, кровью своей защищали родной край от врагов.
В песнях Андрея Самойловича такие
сокровища чувств, буйство красоты, тепло любви, что сами они принесли бы поэту
бессмертную славу.
И кажется не случайным, что и
последним произведением поэта, написанным в больнице за неделю до кончины 17 февраля 1970
p., была знаменитая «Тропа» («Почему,
сказать, и сам не знаю...»), в которой он раздумывает над человеческой жизнью, вспоминает
родную тропинку, с которой оно начинается, которой нет ни конца, ни поворота;
человек смертен, а народ живет вечно.