Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ВЕЛИЧКОВСКИЙ ИВАН (ок. 1650 г , вероятно, Черниговщина - 09.1701, Полтава) - поэт, переводчик, теоретик литературы, культурный и общественный деятель второй половины XVII в.

В 1660-х годах учился в Киево-Могилянской коллегии. В 1670-х - первой половине 80-х годов жил в Чернигове, работал в типографии Лазаря Барановича и входил в черниговское кружка поэтов. Не позднее 1687 г. поселился в Полтаве, служил священником.

До нас дошло несколько рукописей И. Величковского, что дают возможность познать его как поэта. Самые первые произведения, очевидно, были написаны в 70-х годах XVII в. и вместе с произведениями других авторов вошли в сборник, названной В. Перетцем «Антологией». Позже в ней выделили «Тетрадь 1» и «Тетрадь 2». Известны также панегирики Барановичу (1683-1684) и Ивану Самойловичу (1687), две авторские книги: «Зегар с полузегарком» (1690) и «Млеко от овці пастору належноє» (1691).

И. Величковский справедливо считается одним из самых оригинальных барочных поэтов. Его творчеству Присущи как духовные, так и светские мотивы, которые раскрываются через философскую и морально-поучительную тематику. Образно-тематическая структура построена в основном на характерной для стиля барокко антиномии: читатель - поэт, мужчина - женщина, скупость - щедрость, жизнь - смерть, грех и праведность, Бог - Вселенная - Человек. В соответствии с тем актуализируется сюжетно-образный материал по мифологии, церковных и светских писаний, народного творчества, перерабатываются оригинальные произведения. Стихотворениям И. Величковского свойственны типичные для барокко орнаментальность, афористичность, смысловой и словесный консептизм, что предусматривает меткость, остроумие, курьезность, построенные на контрастах и антитезах.

В определенной степени поэт тяготеет к светских мотивов, которые наиболее удачно разрабатываются в епіграмах, переведенных или перепетых из эпиграмм английского ренессансного поэта Джона Оуэна, а также «собственного труда». Искусно уложенные эпиграммы как бы вводят читателя в сказочный мир книги, где человек может узнать себя в стихах. Это философские картинки из повседневной жизни: «На скупого», «На лысого», «К женатых», «О женский ум», «О грешников» и др. Случаются здесь и библейские сюжеты («Уж, Ева», «Адамова вимовка»), вечные темы («Смерть», «О Боге и мире», «Тело и душа»), а в конце - «День страшного суда», как ответ за человеческие грехи.

В позднейшей религиозной лирике проявляются традиционно христианские мотивы раскаяния за содіяне, за неустойчивость перед мирскими соблазнами, за потакание человеческим слабостям. Лирический герой этих произведений - «грешник больший», чем Мария Магдалина и ищет спасения у Христовых ног.

Своеобразные панегирики И. Величковского. Если посвящение Барановичу, который сравнивается с Библейским Лазарем, - типичное восхваление добродетелей мецената, то панегирик гетману Ивану Самойловичу - это уже философские размышления о общественный идеал государственного деятеля. Через античный миф о Дедале поэт переходит к образу неба как отечества, к которой можно взлететь только на «крыльях добрых дел».

Переводческая деятельность удостоверяет высокий уровень осведомленности И. Величковского с европейской литературой, его стремление ознакомить украинского читателя с тогдашним литературным процессом.

Одной из крупнейших заслуг поэта является его разработка теории и практики курьезного стихосложения, которое он назвал «штуки поетицкіє». Он обобщил достижения европейской и украинской курьезной поэзии и создал специальную теоретическую работу с приведенными собственными примерами - «Млеко от овці пастору належноє» (1691), которая вместе с латинскими поетиками стала основой для современной теории зрительной поэзии. Автор рассматривает 20 видов курьезной поэзии, подавляющая часть которых - это традиционные жанры, которые рассматривались в европейских поетиках (палиндромы - раки, акростихи, протейський стихотворение, стихотворение - лабиринт, фигурный стих и т.д.), а часть - собственные поэту изобретения.

Большая заслуга. Величковского в том, что в отличие от многих своих современников большинство своих произведений он написал на староукраинском с элементами церковнославянского и разговорного языков. Такая до определенной степени новаторская деятельность как в идейно-тематическом, так и в формальном плане дала возможность В. Грузинскому назвать И. Величковского украинским футуристом XVII ст.

Лит.: Пеленский Есть. Иван Величковский // Величковский И. Произведения. Краков, Львов, 1943; Колосова В. П., Крекотень В. И. К вопросу о жизни и творчестве Ивана Величковского // Величковский И. Произведения. К, 1972; Маслов С. И. Малоизвестный украинский писатель конца XVII - начала XVIII вв. Иван Величковский // Величковский И. Произведения. К., 1972.

М. Сорока