Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Самчук Улас Алексеевич (1905-1987)

 

Литературные псевдонимы - В. Данильчук и В. Перебендя, псевдонимы, которыми писатель пользовался в публицистике 1930-40-х лет, - Иван Влодко, Ольга Волынянка, Кай, Ф. Грак; криптонимы, которыми писатель пользовался в публицистике 1930-40-х годов, - УС, М. П., П. Б., Б. П., В. P., М. К., Ф. Н.

Также вполне официально художник имел на протяжении жизни две фамилии - Самчук и Данильчук (метрическую запись о рождении в церковной книге сделан на фамилия Самчук, а паспорт гражданина Канады 1975 г. выписан на Данильчука).

Улас Алексеевич Самчук родился 20 февраля 1905 г. в с. Дермань на Волыни нынешней Ровенской области в сравнительно зажиточной крестьянской семьи. Село известно православным монастырем, построенным князьями Острожскими. С ним связана деятельность Ивана Федорова, Дамиана Наливайко, Мелетия Смотрицкого.

Отец Уласа Алексей Антонович Самчук имел от двух браков пятеро детей. Улас был среди них середульшим.

В 1913 г. семья в поисках земли переехала в Тилявці Кременецкого уезда, где парень начал свое обучение. Интересно, что ни этой начальной школы, ни начальной в Дермани, ни украинского гимназии в Кременце, ни высших школ - Бреславльського и Украинского свободного в Праге университетов - он в полной мере так и не кончил: в первых двух случаях помешали Первая мировая война и польская оккупация, потом - арест и мобилизация до польского войска, впоследствии - литературная деятельность.

В 1923 г. он поступил в кременецкой организации «Просвита». В следующем году сделал попытку перехода польско-советской границы, которая закончилась заключением в польской тюрьме (причина нелегального преодоления границы объяснялось очень просто: Улас хотел «стать писателем», а это, по мнению 19-летнего Самчука, могло зреалізуватись только в Киеве). В 1926 г. в с. Дермани Самчук организовал школу «украинского национального танка», квалификацию для чего получил перед тем на курсах художника народного танца В. Авраменко.

В 1926 г. в варшавском журнале «Наша беседа» Улас Самчук опубликовал первый рассказ «На старых тропах». По политическими мотивами он покинул Польшу и переехал в Германию.

В 1931-1935 гг. в нелегальных революционно-пропагандистских журналах УВО-ОУН «Труба» и «Украинский националист» Самчук поместил 25 политических «фельетонов», часть которых была в 1932 г. выдана пропагандистским отделом УВО (украинская военная организация) отдельной книжкой под псевдонимом Ольга Волынянка (ОУН - организация украинских националистов, политическая партия, возникшая в Вене в 1929 г. УВО фактически стала ее боевым подразделением).

В 1932 г. написан роман «Кулак» - первая часть трилогии «Волынь» («Куда течет и река»), в следующем году роман «Мария» - произведение, освещающее события страшного голодомора в Украине в 1932-1933 гг. В 1936 г. Самчук издает сборник ранних рассказов «Найденный рай» и роман «Горы говорят», который был посвящен борьбе закарпатских украинцев за независимость.

в 1937 г. была создана Культурная референтура Провода украинских националистов во главе с А. Ольжичем. В 1941-1942 гг. В. Самчук редактировал газету «Волынь», впоследствии работал в Немецком прессовом бюро. В марте 1942 г. его арестовала немецкая власть за обвинению в том, что он предоставил редагованій им газете нежелательного для оккупантов освободительного характера. Однако вскоре Самчука выпустили.

В 1943 г. писатель возвращается к Львова, но в следующем году вновь оказывается в Германии, спасаясь от советской власти. Здесь включается в работу, посвященную объединению писательских сил, которым предстояло творить в эмиграции «большую литературу». Именно так называлась и доклад Уласа Самчука на открытии первого съезда Стены, председателем правления которого он был избран 22 декабря 1945 г.

1944-1987 гг. - период второй эмиграции писателя. В 1946 г. во время пребывания Самчука в лагерях для перемещенных лиц выходит в свет его роман «Юность Василия Шереметы». В 1948 г. он переезжает в Торонто (Канада).

После переезда основная часть творческих усилий Самчука приходится на написание воспоминаний: «На белом коне» (1955), «Чего не лечит огонь» (1959), «На коне вороном» (1975), «Планета Ди-Пи» (1979). В 1980 г. вышел последний из начатых и вивершених за океаном романов Самчука «По следам пионеров», посвященный жизни заокеанской украинской эмиграции.

Роман «Бегство от себя» (последняя часть трилогии «Ост»), в котором Иван Мороз находит свою вторую дом - канадскую, выходит в 1982 г.

Писатель умер в Торонто 9 июля 1987 г.

Про свой род и свою жизнь Улас Самчук рассказал в книге воспоминаний «На белом коне» и «На коне вороном», как и в других книгах мемуарного характера - «Пять по двенадцать» (1954), «Планета Дипи» и романе-хронике «Чего не лечит огонь». Этими книгами Улас Самчук получил себе в литературе прочное место талантливого писателя-мемуариста. Кроме названных произведений, писатель написал роман «Юность Василия Шереметы» и до конца жизнь работал над проблемным романом «Ост».

«Мария». Роман «Мария» - рассказ о принудительную коллективизацию. В нем поразительно обнажено изображена тогдашняя жизнь крестьянства.

Главной героиней произведения является Мария, биографию которой автор рассказывает на фоне исторических событий, а именно: невиданного преступления сталинизма против украинского народа. Мария - образ, который является олицетворением материнства, основы жизни на земле.

Перед читателем предстает жизнь героини от сиротского детства через наймитування, неудачное браке с Игнатом. Мария изображена в эволюционном плане. Она находит в себе силы, чтобы разорвать связи с нелюбимым человеком, начать жизнь с любимым человеком. Трудным был путь к счастью молодых людей. Корней был бедняком, но совместными усилиями удалось поставить дом, укрепить хозяйство. Росла семья. Никто не ждал беды, не чувствовал, что недолгим будет счастливую зажиточную жизнь. Но произошла трагедия. Что может быть страшнее для матери, чем горе детей? Мария пережила изгнание из дома собственным сыном Максимом, узнала о самоубийстве дочери, о том, что младшего сына Лаврина было репрессировано. Умерла от голода маленькая внучка, муж, доведенный до отчаяния, убивает собственного сына. Которое еще больше страдания могло выдержать сердце матери? Кто и что является причиной такого издевательства над человеком? Автор пытается подвести читателя к выводу через изображение сути человеческого бытия и отношений. Одно слово «коллективизация» наводило ужас на крестьян. Или может быть жизнь лучше, если коммунизм шагает кровавыми тропами к «светлому будущему»?

Распался род. Одинокая Мария не могла встать с кровати, умерла от страха и отчаяния, вглядываясь в темноту вечной ночи. Ее смерть воспринимается как нечто противоестественное, насильственное, как следствие голодомора и коллективизации, а потому является предупреждением возможного уничтожения Украины символическим воплощением которого является образ Марии.

Улас Самчук своим произведением стремится вызвать протест против такой судьбы украинского народа, брошенного в бездну сталинские застенки, на голодную смерть на благословенной плодородной земли. Автор стремился оставить потомкам художественное свидетельство трагедии нации, чтобы этот ужас не был забыт никогда. Жертвы голодомора смотрят на читателей сквозь строки романа, заставляя навсегда запечатлеть в памяти обиды миллионов Марий. Ибо писались строки произведения не под диктовку социализма, а под диктовку сердца и истины.

ЗАПОМНИ

Одним из лучших произведений Самчука по праву считают роман «Мария» - о поистине страшные метаморфозы человеческого бытия в условиях большевистского геноцида, среди уймы грехов которого был и не самый большой - голодомор. Ужас этой трагедии подается сквозь призму образа Марии, на семидесятом году жизни претерпевает вместе с остальными украинцев страшного геноцида.