Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРА XIV-XVIII веков

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794 гг.)

Поэтическое наследие Г. С Сковороды


Литературное наследие Григория Савича Сковороды сравнительно небольшая. Она представлена в сборнике « Сад божественных песен », куда вошли 30 песен, созданных на протяжении 1753-1785 лет, нескольких стихотворных произведений, переводов и перепевов, преимущественно римских поэтов, и сборник «Басни Харьковские».

Наибольшую ценность представляют песни и басни, написанные прозой.

Мир интимных мыслей и чувств Сковороды наиболее непосредственно представлен в сборнике «Сад божественных песен, прозябший из зерна священного писания». Лирические стихи этого сборника полны личных переживаний и морально-философских размышлений поэта. Эпиграфы к своих произведений писатель брал из Библии, но содержание лирических произведений далек от Священного Писания, а иногда имеет сатирический характер. Хотя поэт Сковорода опирался на опыт своих предшественников и продолжал их традиции, он внес много нового, ведь разнообразные по содержанию и мотивам произведения почти все относятся к лирическому жанру. Богатая и щедрая душа художника открыта людям, он призывает их к совершенствованию и самопознанию, славит ум, трудолюбие, душевную чистоту.

Одним из самых популярных произведений Г. С Сковороды есть стихотворение-песня «Всякому городу нрав и права». Это сатирическое произведение стал гневной критикой верхушки тогдашнего общества. О его популярности свидетельствует тот факт, что он вошел в репертуар кобзарей и лирников. Свою ненависть к миру несправедливости, лжи и произвола Сковорода выразил так:

Всякому городу нрав и права;

Всякий имеет свой ум голова...

Петр для чинов углы панскіи трет,

Федька-купец при аршинъ все лжет.

Тот строит дом свой на новый манер,

Тот все в процентах, пожалуй, поверь!

Тот непрестанно стягает грунта,

Сей иностранны заводит скота.

Тъ формируют на ловлю собак,

Сих шумит дом от гостей, как кабак...



Нетрудно убедиться, что этот стих - социальная сатира на различных представителей дворянства: чиновников, купцов, карьеристов, которых породил крепостнический строй.

Произведение начинается спокойными авторскими размышлениями о людях разного нрава и предпочтений. Поэта беспокоит несправедливость мира и уродливые явления современной ему действительности. Именно в этом причина его тревоги:

А мне одна только в свете дума,

А мне одно только не идет с ума.



Сковорода уничтожающе высмеивает помещика-кріпосника, несправедливое судопроизводство, схоластические науки, казацкую старшину, что увеличивает свои земельные владения, грабя крестьян. Автор разоблачает весь общественный строй как бесчестный и глупый. Каждый образ произведения несет в себе большую смысловую нагрузку. На первый план выступают два противоположных взгляда на мир и смысл жизни.

Каждая строфа песни состоит из шести строк. В первых четырех подаются сатирические обобщения «нравов» тогдашнего общества, а последние две строки звучат как антитеза к этим «нравов», что преподносит идеал честного человека:

А мне одна только в свете дума:

Как бы умереть мне не без ума.



В противовес морали господствующего класса герой произведения думает не об обогащении, а о том, чтобы жить мудро, честно и умереть «с ясным умом».

Язык песни живая и выразительная. Произведение начинается словами, схожими с народной пословицей «что не город, то норов», содержит фразеологизмы «трещит голова», «всякому городу», «все жереш» и др.

Сковорода всегда подчеркивал свою близость к бедным людям и осуждал господа:

Вас Бог одарил почвами,

но вдруг может то пропасть,

А мой жребий с голяками,

но Бог мудрости дал часть!



Подытоживая, можно сказать, что песня «Всякому городу нрав и права» является вершиной поэзии Г. С Сковороды.

В других произведениях выдающийся мыслитель уделяет много внимания этико-педагогическим и моральным проблемам, одна из которых - отношение человека к природе. В песнях, тематически связанных между собой и близких к народной поэзии («Ах, поля, поля зелены», «Ой ты, птичка жолтобоко»), автор пропагандирует идеи гуманизма, любви к простому человеку, подчеркивает на необходимости воспитывать в людях правдолюбие, честность, трудолюбие.

Сковорода тонко чувствовал природу, никогда не уставал «впитывать в себя» ее красоту. Его пейзажная лирика проникнута светлой радостью. Яркость образов, ритмомелодика и поэтическая символика пейзажных произведений органично соединены с народной поэзией. Так, в стихотворении «Ах, поля, поля зелены» поэт нарисовал картины лета. Пение жаворонка над полями и соловья в садах, мелодия свирели вызывают у лирического героя желание прожить всю жизнь с хлеба куском... на таком месте». А стихотворение «Ой ты, птичка жолтобоко» еще при жизни поэта стал народной песней. Сковорода любуется красотой родного края:

Стоит явор над горою,

Все кивает головой.

Буйны ветры повевают,

Руки явору ломают.

А вербочки шумят низко,

Волокут меня до сна.

Здесь течет поточок близко,

Видно воду до дна.

Для изображения родного пейзажа Сковорода использовал начало народной песни «Стоит явор над водой», но творчески переработал его, подчинил своему замыслу и создал оригинальную картину. Вместе с тем поэт вводит в произведение моральный аспект, осуждая тех, «кто высоко вверх дуется », используя свое положение ради выгоды, почестей и богатства. Человек, по мнению Сковороды, может почувствовать себя счастливой только среди природы, а не среди городской знати, ибо подлинное удовлетворение лишь в душевном спокойствии и чувстве свободы.

Свободе Г. С. Сковорода посвящает стихотворение «De libertate» («О свободе»), в котором болеет за судьбу закрепощенного народа. Поэт воспевает свободу как величайшее благо человека. Даже золото ничего не стоит: по сравнению с волей оно - болото. Поэт больше всего боится лишиться свободы:

Что то за волность? Добро в ней какое?

Ины говорят, будто золотое.

Ах, не златое, если сравнить злато,

Против вольности еще оно блато.

О, когда бы же мне в глупое не пошитись,

Дабы вольности не могл как остаться.

Буди славен вовек, о муже избрание,

Волносты отче, герою Богдане!



В этом произведении Г. С. Сковорода прославляет Освободительную войну украинского народа 1648-1654 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого, которого считают «отцом свободы».

Большое воспитательное значение имеет стихотворение Г. С Сковороды «Кто сердцем чист и душой». Произведение отражает самое существенное признак творчества мыслителя: веру в обновление человеческого общества с помощью морального совершенствования человека, воспитания в нем лучших, разумных качеств. Поэт мечтал о новый мир, в котором не будет войн, вражды:

Сей свят град бомб не боится,

Ни клеветничих стрел,

И хитрых мин не страшится,

Всегда цел и не горел.



Сковорода осуждает захватнические войны и прославляет мирную жизнь людей:

Кто сердцем чист и душой,

Не нужна поэтому броня.

Не нужен и шлем на шею,

Не нужна ему война.



Г. С. Сковорода видит добро и справедливость в человеке с чистыми помыслами:

Непорочность - то эго броня

И невинность - алмазная стена.



А построить мир добра и справедливости можно только при условии, что каждый человек путем самосовершенствования разовьет в себе гуманистические качества:

Сам ты град, из души вон выгнав яд,

Святому духу храм и град.



В лирической сборнике «Сад божественных песен» Г. С. Сковорода продолжил развивать свои гуманистические идеи и создал первые образцы украинской пейзажной лирики.