Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРА XIV-XVIII веков

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794 гг.)

Родоначальник украинской басни


Жанр басни был известен в Украине из фольклорных источников. Однако исследователи с полным правом считают именно Григория Савича Сковороду родоначальником литературной басни.

В течение 1769-1774 гг. в Харькове и вблизи города (в поселке Бабаи) Г. С Сковорода написал 30 басен, которые составили сборник «Басни Харьковские», ее он подарил своему другу Афанасию Пайковую. Большая часть баек, как и философские трактаты Сковороды вообще, подается в форме диалогов. Герои басен не действуют, а разговаривают.

Басни Г. С Сковорода писал прозой. Каждая басня состоит из двух частей: фабулы (рассказы) и силы (вывод, поучительная часть). Первая часть басни ближе к традиционной с краткой моралью, а вторая растолковывает читателю верность философских воззрений автора и поэтому по объему вдвое или втрое больше за всю басню. Большинство басен написано Г. Сковородой на оригинальные сюжеты, и нарушают они те же проблемы, что и философско-педагогические произведения.

Наибольшую группу составляют басни о необходимости жизни «по природе»; заниматься той работой, которая приносит наибольшее удовольствие. Лучше тему «сроднятся» труда раскрыто в басне «Пчела и Шершень». Важно отметить, что эта байка выражает взгляды Сковороды о необходимости творческого труда на благо общества. Паразит Шершень насмехается над Пчелы, которая работает больше для других, чем для себя. Шершень - это образ людей, «живущих хищеніем чуждаго и рожденных на то одно, чтобы есть, пить и протчее. А пчела есть герб мудраго человека, в сродном деле трудящагося». Пчела осуждает тех, кто добывает мед, воруя его у других, потому что для нее «несравненно большая забава собирать мед, нежели кушать».

В подтверждение своего вывода о жизненной необходимости работать Сковорода приводит целый ряд примеров, ссылаясь на животный мир. Баснописец убеждает, что нет ничего хуже, как иметь достаток, но не иметь любимого дела.

Философ резко осуждает тунеядство, пренебрежение к другим людям. Богачей, которые «живут кражей чужого и не хотят быть полезными человечеству», он назвал шершнями, или трутнями общества, а людей работящих - рабочими пчелами, что трудятся в «врожденном деле», «по натуре»4.

Главный смысл басен Сковороды заключается не только в осуждении негативных явлений той эпохи, а и в проповеди высоких этических истин. Так, в басне «Кукушка и Косик» утверждается, что только сочетание своей повседневной работе с любимым занятием может сделать человека счастливым: «Петь, пить и есть - не работа, а лишь крошечный хвостик с главного, назначенного нам дела. А кто для того ест, пьет и поет, чтобы охотнее после отдыха приступить к работе как к призванию своему, поэтому некогда скучать.., и это про него поговорка: «Хорошему человеку всякий день праздник».

Постоянная работа Косика, который сам вскармливает, растит и обучает своих детей, - это и есть настоящая жизнь. Кукушка же, которая привыкла жить только для удовлетворения собственных потребностей, а подбрасывает яйца в чужие гнезда, никогда не испытает счастья.

Обобщая сказанное, Сковорода обращается к высказыванию Сократа: «Кто для того живет, чтобы есть и пить, а я пью и им для того, чтобы жить». Философ утверждал, что счастливым человека делает и искренняя бескорыстная дружба (басни «Пес и Волк», «Соловей, Жаворонок и Дрозд»). Басни «Ворона и Чиж», «Алмаз и Изумруд», «Старуха и Горшечник» иллюстрируют мысль, что о человеке надо судить ни по внешним качествам , а по натуре. Близкие писателю просветительские идеи нашли свое отражение в баснях «Брусок и Нож», «Голова и Туловище », в которых Сковорода касался темы образования и науки. Разоблачение реакционных идей можем проследить в баснях «Шершни», «летучая Мышь и двое птенцов: Горлицине и Голубиное». На темные реакционные идеи летучей мыши птенцы отвечают: «Родители наши лучше тебя для нас преподаватели. Они нас родили во тьме, но для света».

В предисловии к сборнику своих басен Г. С Сковорода провозглашает мысль о том, что главное в человеке - ее внутренние качества: «Вспомяните пословицу: «красна изба не углами, а пирогами». Я сам не люблю превратной маски тех людей и дел, о которых можно сказать малороссийскую пословицу: «стучит, шумит, гремит, а что там? Кобилья мертвая голова бежит». Говорят и великоросцы: «летела высоко, а села недалеко». Здесь же философ выражает и свои взгляды на жанр басни. Он призывает не пренебрегать байкарства, потому что в басне просвечивает истина, как иногда в лохмотьях скрыт драгоценный камень. Байка должна поучать.

Итак, этико-педагогические проблемы широко освещаются в баснях и притчах Сковороды. Его по праву можно считать основоположником украинской литературной басни, хотя этот жанр был известен и из народного творчества, и из учебников поэтики и риторики.

Цикл басен Г. С Сковороды является ярким свидетельством того, что писатель прокладывал свой собственный путь в литературе, был новатором в сфере идейно-эстетических принципов художественного творчества. В предисловии к сборнику он также засвидетельствовал: «Сей забавный род писаной был домашний самым лучшим древним любомудрцем». Байку Григорий Савич Сковорода сравнивал с мудрой игрушкой, которая содержит в себе силу.