Это одно из наиболее таинственных, торжественных и «семейных» праздников, который обещает осуществление желаний каждому, кто верит в чудеса. Ждут чуда не только дети, но и взрослые, даже если они внешне серьезные и не подают вида.
По древней легенде, Дед Мороз живет далеко на севере Европы, в Финляндии. Привычный транспорт для Деда Мороза - запряженные в сани олени. Раздавать новогодние подарки он начинает из Лапландии. Легенда очень красиво описывает Лапландию: воды там покрыты серебряным льдом, а на небе вместо солнца - прекрасные звезды. Однако это только одна из легенд. А вот немножко истории. По мнению исследователей, настоящий Дед Мороз жил на берегу Средиземного моря. В конце III века в Ликии, около границы с современной Турцией, жил парень по имени Нико-лаус. Он имел духовное звание и был уважаем людьми за доброту, стремление помочь бедным и обездоленным. Именно за эти заслуги его и считают святым. Этот святой не только пытался помочь беде ближнего, но и находил и возвращал домой похищенных детей. Похоронен Николаус в соборном храме в городе Мирра, что в Италии. Местные жители до сих почитают останки этого святого.
Когда европейские переселенцы поселились в Америке, они принесли на континент и свои традиции, легенды, предания, и среди них - традицию почитания святого Николауса. А Санта Клаус - не что иное как святой Николаус (вспомните наш праздник святого Николая, который приходится на 19 декабря). А в 1822 году в Америке была издана книга «Приход святого Николая». Автор Клеменс Мур рассказывает об удивительной и таинственной встрече мальчика и святого Николая накануне Рождества. Исследователи склонны считать именно этот год - год выхода книги в свет - годом рождения Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз имеет очень много имен, в частности узбекский Дед Мороз - Кербобо, якутский Дед Дил, алтайский - Соок-Таадак, калмыцкий - Зул, финский - Йоулупкі, итальянский - Баббо Натале, немецкий - Вайнахтсман, казахский - Колотун Ага, критский - святой Василий, датский - Юле-томте, румынский - Мош Даріле т.д.
Некоторые деды морозы имеют помощников. Наш - Снегурочку, австрийский - Крампуса, якутский - девушку Харча-ану, бельгийский - Черного Пирата, а финский Йоулупкі появляется до ребятишек в сопровождении симпатичных гномиков. Выглядеть Дед Мороз может тоже по-разному, и зависит это не только от погодных условий каждой конкретной страны. Например, польский святой Николай похож на епископа - имеет красную одеяние и митру на голове. Российский Дед Мо-роз одет в длинную шубу голубого цвета, подпоясанную красным поясом. В руках дедушка обязательно должен украшенную палку. Француз одет в куртку красного цвета, отороченную белым мехом, красные брюки и островерхую шапинку. Финский Йоулупкі имеет длинные волосы, одет в красное и имеет высокую конусообразную шапинку, которую можно заметить еще издалека. Швейцарцы имеют сразу двух дедов морозов: один - согнутый старик с огромным носом - Юл-томтен, второй - карлик Юлніссаар. Испанский Олентцеро одет в национальную одежду, к тому же всегда имеет при себе бутылку хорошего вина. Монгольский Дед Мороз похож на пастуха: на нем мохнатая шуба и большая лисья шапка, у пояса - табакерка, кремень. В руках он держит кнут. Дети Германии, Польше и Голландии убеждены, что в приготовленных для праздничных подарков носках обязательно надо оставить немного сена или какой-то овощ - для уставшего дедового скакуна.
Итак, новогодний праздник берет свое начало еще со времен древнейших народов-земледельцев. Эти народы почитали культ солнца, поскольку именно от него зависел в наибольшей степени урожай. В самый короткий день первобытные люди, наверное, боялись, что солнце может исчезнуть навсегда - «умереть», и поэтому они зажигали костры, факелы, веря в то, что таким образом добавляют солнцу сил для возрождения.
Невозможно определить, какой народ начал праздновать встречу Нового года первым, поскольку этот день праздников куется всеми народами нашей планеты с давних времен. Но к каждому народу на Новый год приходит «в свое время», согласно традиций, обычаев, легенд этого народа, связанных с местом проживания, исторической судьбой и др. Но все же пальму первенства в деле празднования Нового года некоторые ученые отдают китайцам, которые в свое время основали традицию приветствия друг друга праздничными открытками. Первичные листовки содержали лишь имя того, кто их вручал, на них не было ни поздравлений, ни пожеланий. Кстати самой праздничной открытке уже более тысячи лет.
Славяне с древних времен чествовали бога вишен Керніса - весной на вишневых ветках зажигали праздничные свечи. Эту традицию у славян заимствовали немцы - они • мне, что произошло в прошлом году, и хорошее, чем можно похвастаться перед другими. Странная традиция у испанцев: они на Новый год ставят капканы, чтобы ловить злые силы и таким образом помешать им попасть в следующий год. Панамского Деда Мороза зовут Папай Ноэль. Болгары в новогоднюю ночь на три минуты выключают свет и предаются гак называемым «новогодним поцелуям». Немцы во время ударов часов всплывают повыше и с последним ударом все вместе «прыгают в новый год». Кстати, по поверью, Дед Мороз имеет немецкое происхождение.
Венгры убеждены, что на новогоднем столе не должно быть блюд из птицы - чтобы счастье не улетело. Австрийцы в коем случае не едят за новогодним столом крабов и омаров - чтобы не делать все в следующем году задом наперед.
Длительное время в Киевской Руси праздновали несколько Новых лет: 1 марта и 1 сентября. 1 марта - Новый год по церковному календарю, связанным с римской традицией празднования. Он подарил нам традицию зажигать огни па новогодних елках (возможно, к этому можно добавить и бенгальские огни).
Во времена Киевской Руси зажигания огней было обязательным элементом в процессе «программирования» хорошего урожая. 1 сентября - гражданский Новый год, возникновение которого связано с тем, что в этот день царь вершил суд.
Постепенно все европейские народы начали праздновать Новый год 1 января. На территории Киевской Руси начало нового года на 1 января перенес царь Петр i в 1700 году. Согласно исторических упоминаний, первый день нового года был отмечен торжественным парадом на Красной площади в Москве. И он же, Петр i, ввел традицию украшать вечнозеленые деревья, активно внедряя также праздничные поздравления, фейерверки, новогодние смешные костюмы с масками.
В Украине традиционным праздничным символом на Новый год долгое время была не зеленая елка, а «дидух» Изготавливали его из кулей или с первого зажинкового снопа. Несколько пучков, отдельно оплетенных соломинками,.ув'язували в пышный венок. Снизу делали разветвления, чтобы «дидух» мог стоять. Верхушка новогоднего венка напоминала конусообразный сноп с колосьями. Ветви «дидуха» - а за них правили собраны воедино пучки, сверху соответственно разветвлялись, - украшали цветными лентами, бумажными или засушенными цветами, каждый на свой вкус. В горнице его ставили накануне богатой кутьи. Свою обрядовую роль он выполнял в течение всех рождественских праздников. Он символизировал общего предка.
Слово «дидух» имеет давние корни. Нетрудно догадаться, что речь идет о дух деда, дедовский дух, - символического репрезентатора родословной. Традиционно у нашего народа был развит высокий культ предков. В каждой семье поименно знали и соответственно уважали до седьмого колена всех предшественников. Считалось, что души (духи) предков постоянно контактируют с семьей, помогают в хозяйственной деятельности, способствуют плодородия нивы, предохраняют хлеб от пожаров, наводнений, града, следят, чтобы в семье был лад и спокойствие. Поэтому в древности четыре раза в год устраивали семейный „ужин для дедов", на которую приглашали души всех своих предшественников. Для нее готовили специальные обрядовые блюда и - колово и кутью, что считались пищей богов.
Присутствие «дидуха» привносила в семью святочність, уют и торжественность. По верованию дайбожичів, «дидух» был покровителем рода, своеобразным богом духов (душ) всех, кто отошел от семьи, через него осуществлялся духовная связь между предками и потомками. Если хозяева придерживались древних традиций - уважали старших, берегли память своей родословной, почитались между собой, передавали в наследство духовные обереги, - то духи предков, освященные почтенным « дидухом», оберегали семью от злых и нечистых сил. На сегодня обряды, связанные с «дидухом», к сожалению, почти утрачены.
Считается, что Новый год надо встречать в обновках, чтобы весь год были обновы. По поверью, первый день нового года, таким будет и весь год, тона желательно тяжелую и неприятную работу отложить на потом.
Накануне праздника дети пишут письма Деду Морозу, рассказывая о своем поведении в течение прошлого года и загадывая желания, Дед Мороз постарается исполнить.
Интересно, что у финнов подарки раздает не человек, а... рождественский козел, который сверяет детские хорошие и плохие поступки за волшебной книгой.
Вступая до нового года, каждому из нас стоит оглянуться назад, оценить то, как мы вели себя в прошлом году, что хорошего и приятного успели сделать, какие воспоминания берем с собой до следующего года. И прийти к выводам, что еще осталось выполнить в следующем году. Мы завпеди надеемся получить от судьбы подарки в новом году.