Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5 класс

РОДНАЯ УКРАИНА. МИР ПРИРОДЫ

 

ТАРАС ШЕВЧЕНКО (1814 - 1861)

 

ПРОРОК УКРАИНСКОЙ НАЦИИ

СТЕПАН ВАСИЛЬЧЕНКО

 

В СОРНЯКАХ

(Сокращенно)

И поклонись тем нашим сорнякам...

Из Шевченкового письма

Жизнь нашего поэта такое странное, что, слушая о нем, можно было бы сказать, что это легенда, если бы все происходило не перед нашими глазами. Мне хотелось и начать повесть о поэте, как начинаются сказки.

За широкими морями, за лесами дремучими еще и за горами каменными не в нашей, далекой стороне был когда-то веселый край, роскошный и богатый, заколдованный злыми людьми, человек вел себя спокойно двумя неволями. Одна неволя панская, а вторая - царская. И жили там рабами в тяжелой чужой работе завороженные в неволю люди. Мир им было завязано, говорить - нельзя, ходили немые...

Украина... В одном только этом слове для нашего уха и даже для уха иностранцев звучит целая музыка грусти и сожаления... Украина - страна грусти и красоты, страна, где больше всего любят свободу и меньше всего имеют ее, страна горячей любви к народу и черной ему измены, долгой, вековой, героической борьбы за свободу, в результате которой - огромное кладбище: высокие в степи могилы, разрушение и прекрасная на весь мир, безымянная, неизвестно когда и кем сложена песня... Тяжелый сон, двойная неволя и темная ночь, как ворон. Только Днепр с камышами, только ветер со степными могилами шептали по ночам: гай-гай... умер прекрасный край... Украина - это тихие воды и ясные зори, зеленые сады, белые хаты, поля золотой пшеницы, медовії и молочнії реки... Украина - это бесполезные, обтрепанные, голодные люди... Идут на барщину черные и немые. Идут, детей ведут... Украина - это царское и панское безграничное своеволие... Труд до седьмого пота...

Светящиеся нищета.

Украина - роскошный венок из руты и барвинка, что над ним светят заплаканные золотые звезды...

Поэма сожаления и грусти... красоты и недостат...

Итак, одна из найсмутніших страниц в этой поэме принадлежит невыданному во все времена во всем мире ее огненном поэту.

Легендарному поэту сказочного края...

Великому борцу за свободу своего края, своего народа, за безгранично широкую свободу на всем мире порабощенных народов.

За всех угнетенных, близких и далеких...

* * *

Года 1814, с 26 на 27 февраля старого стиля, темной ночью, перед миром в селе Моринцах на Звенигородщине, в доме Григория Шевченко, крепостного пана Энгельгардта, блеснул в окне единственный на все село огник: родилась новая господину крепостная душа, а Украине - ее великий певец Тарас Шевченко... Отец был веселый, подавал бабе (повитусі) то то, то второе, шутил, спрашивал, чтобы судьбу рожденному угадала. Баба всегда до этого - с охотой. Теперь чего-то одмовчувалася... Дальше начала рассказывать:

- У нас, у баб, есть такая приміта, когда прежде чем зайти к породильниці в дом и заглянешь снаружи в окно, то в доме увидишь судьбу рожденного. Когда я заглянула в ваше окно, то аж обомлела. Сколько я бабую - не приходилось видеть такого. Не знаю, и говорить...

Баба стишила голос.

- А я увидела - сидит за столом полно всякого барства, а между барином - мужик, стоит, вычитывает что-то из бумаг. А они на него кулаками машут, а подойти боятся. Когда это, где не возьмись, нечто такое, как царь в короне, и как не схватятся с тем мужиком за грудки: то за грудь, то за шею... Я, говорю, так и обомлела и смотреть дальше побоялась... Так видишь, что получается, вырастет твой сын незаурядный человек - будет соревноваться с господами и с царями... А за что - сама догадайся. Говорят же, что родится такой, что волю в господ одніме... Кто знает - может, это и он.

- Свободу? Мой сыночек! Расти и набирайся силы.

II

Проходит год. Отец и мать на барщине, Екатерина, сама еще недоросла, связанная с Тарасом, как цепями; пеленала, качала, песни пела, запихивала детский плач куклой, по углу носилась с ним, как с цацкой. Однако сама нянька еще ребенок - хочется с подругами в баштана на пути погулять, побегать в ворона, в салки. Посадит малыша на выгоне, в ромашках, в ту ямку, что вырыли ребята, играя в дуки, прикажет, поссорившись щепотью: «Сиди же мне и не вылезай, пока не приду». Ветром мелькнула в группу, где вплоть куріла гульба, - о парне забыла сразу. И сидит оно самое-самое, как одірваний от ветки листочек, спозирає

И синее небо, стаи на нем галок... Солнце греет, ромашки пахнут, аж тащится, - хорошее, как в купели. И маленькое замашет к солнцу ручками, засмеется, загуцає, словно к солнцу лететь хочет на руке или же солнце его вытягивает из пахучих сорняков. А тем временем тут же поблизости бродит в бурьяне и детское горе, хрюкает, хрустит спорыш. Высунулась, зарохкала, бочком приближается к парню. Смотрит хищными, красными грязными глазами. Кто измерит горе маленького сердца: в плач, в крик! - никто не видит и не слышит, как оказался в лесных дебрях с грязным, диким зверем один на один. Не жди помощи. И малый сразу замолкает, бровки нахмурились, в глазенках языков солнечные искры заиграли, засветился гордый бляск человека, ромашкой бьет животное по писку: «Чу-чу, свинья!» Лукавая животное не выносит бляску умных глаз, испуганно обходит, начинает щипать траву, словно и не она. Проходит время, снова западает безверие в детское сердце - начинает плакать, опять набирается смелости свинья, чапає к парню. Снова смолкает плач: «Чу-чу, свинья!» Долго тянется ся детская маета, и никто того не видит и не слышит. Катя, искренняя его нянька, тоже за искренней пиром на пути вспомнила о ребенке только тогда, как с поля показалась череда. Одкрила широко глаза, хлопнула в ладоши: «А где же мой ребенок?» С трудом вспомнила. Ветром полетела в ромашки к дуки: сидит. Уже и слез ему нет - молчит. Только глаза опухли от слез и все личико вивожене в слезы. Только увидело над сорняками голову Кати - где те и слезы взялись, - как ручьи. Возрадовалось! С плачем, с укором, с сожалением выбрасывает ручонки к ней. Языков крыльями перелетел из постылого дуки Кати на руке.

Николай Пимоненко. Вечереет

- Мое маленькое! Соскучился? - Катя страстно, со страстью тулит его к себе, коря себя упреками и зарекаясь, что она больше никогда - никогда не будет бросать же ребенка на улице. Не в первый раз.

- кушать хочешь? - Находит ржаного хлеба жовану куклу, наскоро піджовує ее, сует ребенку в рот. Ребенок с звериной жадностью начинает ту противную куклу жевать, сосать, трясти, что-то мимрячи невнятное, угрожая кому-то головой.

Катя пристально, испытующе смотрит ребенку в глаза - она одна понимает ее язык...

III

Проходит год, и два, и пять лет... Растет Тарас Шевченко. Только встал на ноги, началось то детское бродяжничества. Родители - на барщине, брат где-то пастушить, сестра на огороде, а ты, Тарас, куда хочешь - везде тебе пути одкриті: на леваду, к пруду, за село к мельнице, в тот сад густой и темный, за сад на могилу... А сорняки несходимі! Залезет - до вечера не выберется... И путешествует имел человек по миру с утра до вечера, чудеса всякие на нем смотрит, ума набирается. Выйдет из сорняков на поле, как Кармелюк из леса, смотрит, как солнце заходит, как легкая тучка с золотыми кромками закрывает его своими красными полами. И кажется малом, что там - край мира. Там солнце спать ложится. Как мать по вечерам в праздник сбрасывает с шеи дорогое ожерелье, в сундук прячет красный платок, плахту...

А на улице и темнеет...

- Мир не родил такого бродяги! - жалуется мать. - Вот небо ему, как родной дом, а солнце, как мать. Когда бы не есть, то до дома так и не заглянул бы целый день. А влезет в дом, за кусок хлеба - и снова на улицу. Ухватишь за плечи, чтобы придержать, да где там: випорсне с рук и на солнце, как линь в воду.

* * *

Раз было так.

Невеселая у Шевченко зимой и осенью дом стоит на краю села, как призрак, худшая, пожалуй, во всем селе: чуть кривобокий, старая, стены повигинались, солома на крыше потемнела, снгил, мхом покрылась, почернел от дыма вывод от ветра порозлазилась, дыры светят голыми латами. А придет весна, зацветет сад за домом, обильная яблоня возле дома, промете Катя под окнами петушки и барвинок, и хата, как хата - сумму языков не было того... Сад темный, густой, заросший сорняками. За садом пряталось солнце. После первого жаркого апрельского дня шло теплый, тихий вечер. Над домом взошла вечерняя заря, заиграла золотом в яблоневом цвете, тихим, розовым, в белой на стене глине. Впервые по весне белокочанная Шевченковская семья расположилась ужинать под яблоней во дворе. Чубы у всех, как обілений лен, глаза, как цветки льна, - синие. Только мать темноволосая, с карими глазами. Невеселая ужин - мореный отец ругается, мать, озабоченная, грустная, пустая, ест, как не ест. Дочь Екатерина стоит, спиной опершись на яблоню, задумана, заплаканная, ложки в руки не брала. Заходит обычаю поболтать перед сном сосед и удивляется:

- Это только ужинаете? Что так поздно?

 

Дом родителей Т. Шевченко в Кирилловке. Рисунок Т. Шевченко

- И нам это такой вот проблемы, что и ужин не в ужин; парень где-то делся, - мать. Рассказывает: - Утром как пошло, то вот и до сих пор нет: бегали и к пруду, и к плотине, все сорняки обыскали - как упал в воду.

- Доглядели! - сердито буркнул отец. Екатерина вдруг опустила вниз синие виноватые глаза.

- Ничего, найдется, - развлек сосед, - может, заснул где-то в бурьяне. Проспится - придет. - И начинает свои обычные разговоры: о барские нравы, про золотую грамоту. Слушают вяло, без охоты, только вблизи идо шелесне, все так и бросятся: не парень?

Прошли последние за плугами плуговщики, группы девушек с сапами. Осел тихий, звездный вечер.

- Ну и где бы ей деться, вражьей ребенку, - не слушая сусідових болтовни, тихо, с тоской говорила мать. - Ужинай, Катре, и пойдем искать снова.

Заскрипела где-то телеги...

Все забыли на время о парне, зашевелились.

- Чумаки!

В селе бежали из дворов навстречу чумакам девушки, дети, почтенные деды

с палками. Только и слышно было:

- Чумаки! Чумаки!

Соседи начали угадывать - откуда, пока чумаки замолчали.

Вот Катя подняла голову вверх и крикнула радостно и сердито:

- А вот и наш бродяга! - Все повернулись в одну сторону.

За перелазом белела рубашка и блестели синие глаза Тарасу. Без шапки, босой. Лицо взялось смагою - темное, как головешка, а на той головне белый чуб, как лен.

Стоит, не решается идти в группу. Облачные лица у всех сразу просияли.

- Где это ты был?

- Где тебя носило до сих пор?

- Где ты волочился?

Стоит, молчит. Осматривает свой дом - не узнает, будто после долгого кругосветного путешествия.

- Где же ты был вот - спрашиваю? Почему не говоришь? - начал строго отец. Парень произнес тихо:

- Был в поле и заблудился.

- Видели такое?

- Кто же привел тебя домой?

- Чумаки!

- Кто? - Все стовпились круг парня.

Парень рассказал: «Стрінувся с чумаками, спрашивают: «Куда идешь? Путешествуешь?» А я говорю - в Кереливка!

А они и говорят: «Это ты идешь в Моринцы, а в Кереливка надо обратно. Садись, говорит, с нами, мы довезем». И посадил меня на телегу. И дал мне кнут волов погонять...»

- Видели такого! Чумакувати надумал уже!

- И как оно вспомнило, что с Кереловку?

- Я же говорил, что найдется, - отозвался и сосед. - Такой лобатий не пропадет.

- Ну, почумакував, теперь бери ложку и садись ужинать, - сказал отец. Парень только того и ожидании.

- Ну, чего же тебя понесло в поле? Чего? - допытывалась мать. Молчит и хлебает с ложки, аж эхо идет. Мать кивнула на него отцу:

- Как мотает! Будто три дня не ел. - Разговор между взрослыми оживилась. По ужина мать послала детям на бугорке возле сеней. Заключались. Тарас в середину, с одной стороны Катя, со второго - Никита. Мать села возле их. Соседи сели на завалинке, зажгли трубки, вернулись к своей беседе. Тарас тем временем начал рассказывать тихим таинственным голосом. Брат и сестра аж головы попідіймали. Украдкой прислушивается мать. Далее, смеясь, к мужчинам:

- Вы послушайте, что этот бродяга придумывает: старый того не придумает соврать, как оно. Говорит, что ходил он туда, где солнце заходит, видел железные столбы, подпирающие небо, и те ворота, куда солнце заходит на ночь, как корова в хлев. Рассказывается, будто действительно сам это видел. Ой Тарас, что с тебя будет?

- Все на углу говорят, что с вашего Тараса, видимо, что-то добряще получится, - проговорил сосед.

- Что получится? - шуткой отозвался отец. - Розбіяка большой получится - вот что! Вот слышали о Кармелюка, а это второй будет такой.

- Это то, что у господ однімає и наделяет бедных?.. - Начиналась снова разговор о славном разбойнике, что именно гремел в то время на Подолье. В селе затихало. Слышно было иногда девичий смех на улице. Вокруг дома и над домом гудели майские жуки. Дети спали.

Как тот артист, что ожидании, пока все вокруг него поутихнет, на все село защебетав где-то поблизости соловей.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

С. Васильченко описывает Украину во времена Тараса Шевченко как страну разительных противоречий. Найди в произведении отрывок, в котором описывается Украину в XIX веке. Начерти в тетради таблицу (с. 200) и, опираясь на текст, заполни ее.

1. Объясни, почему такие противоречия существовали в Украине (ответ ищи в прочитанной части текста).

 

Захватывает в Украине

 

Вызывает грусть в Украине

 

 

 

Свободолюбие украинцев

Неволя народа

 

 

2. Почему автор говорит о двойной неволю в Украине? Найди и прочитай объяснение этого явления в произведении.

3. Сравни картины природы и жизни крепостных в Украине XIX века. Какой вывод из этого ты можешь сделать?

4. Опрацюй форзаце в начале учебника. Расскажи, когда и где родился Тарас Григорьевич Шевченко.

5. Почему в произведении сказано, что родилась новая господину крепостная душа, а Украине - ее великий певец?

6. Какую судьбу новорожденного Тараса увидела через окно бабка-повитуха? Из изученного в начальных классах о Т. Шевченко расскажи, оправдались ли ее слова в будущем.

7. Опиши дом, в котором жила семья Шевченко. О чем свидетельствует это описание?

8. Прочитай портретную характеристику малого Тараса.

9. Как за Тарасом ухаживала его сестра Катя?

10. Прочитай отрывок от слов... а ты, Тарас, куда хочешь - везде тебе пути открыты... до конца абзаца. Сделай вывод о том, какие обстоятельства в детстве способствовали развитию поэтического дара будущего поэта.

11. Почему мать называла малого Тараса бродягой? Приведи один пример, который подтверждает мамин характеристику.

12. О какую черту характера малого Тараса свидетельствует его рассказ о железные столбы, которые подпирают небо?

13. Названия не менее трех черт характера Шевченко, которые проявлялись уже в раннем детстве. Подтверди каждую черту примерами из произведения.

14. Прочитай продолжение повести С. Васильченко. Проследи, какие жизненные обстоятельства формировали характер великого Кобзаря.

1. В каком примере слово звенеть и заставляют нас имеет такое же значение, как и в предложении для уха иностранцев звучит целая музыка грусти и сожаления (С. Васильченко)?

На глазах Любови Максимовны были слезы (в. Собко).

Чтобы начала первая маківочка звенеть и заставляют нас, уже и угледить (Марко Вовчок).

В унисон песни изредка звенела только балалайка (Г. Косынка).

Тонкий голосок ее звучал, как струна (Панас Мирный).

2. Слово черный имеет следующие лексические значения:

• грязный;

• тяжелый, сложный (о работе, что требует больших усилий);

• злой, полон страдания;

• непорядочный (о поступках, поведении).

Какое из этих лексических значений имеет слово черный в предложении ...Страна горячей любви к народу и черной ему измены?

3. Ветром мелькнула в группу, где вплоть куріла гульба, - пишет автор о Кате. Какое значение имеет устойчивое выражение полететь (лететь, полететь) ветром? Проверь ответ за Словариком-довідничком. Составь предложение, введя в него устойчивое выражение полететь ветром.

4. Мать называла Тараса бродягой. Чтобы проверить, правильно ли ты понимаешь значение этого слова, подбери к нему синонимы. Ответ проверь за Словариком синонимов.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Кукла - разжеванный и завернутый в тряпку кусок хлеба, который мать вкладывала на весь день в рот ребенку, идя на барщину.

Ворон, квач, дуки - названия детских игр.

Купель - большой сосуд для проведения обряда крещения в христианской церкви.

Траву, моріг, мурава - густая молодая трава.

Противный - который надоел, стал неинтересным, мил, невыносимой.

Барщина - бесплатный принудительный труд крестьян в хозяйстве помещика.

Левада - участок речной долины, которую используют под сенокос, пастбище.

Кармелюк Устим - народный мститель, который действовал на Подолье в XVIII веке.

Линь (линь) - название речной рыбы.

Пахарь - человек, который пашет плугом.

 

V

А праздниками - до деда...

- Дед Иван, а расскажите о Колиивщине!

- Эге, о Зализняка и Гонту!

- О гайдамаках, вы же, говорят, тоже были в гайдамаках.

Дед мечтательно:

- Ага! Гайдамаки! То были люди! - одсунувся дальше от книги, тряхнув чубом. Говорит:

- Хвастались гайдамаки,

На Умань уходя, -

Будем драть, паны-братья,

С китайки портянки...

И Священное Писание лежит забытое, дед начинает рассказывать про те времена, когда гайдамаки господ резали и жгли, как святили ножи, как вырезали Умань. Слушали соседи, немели от ужаса, чуб поднимался вверх.

А то чьи там глазки горят в углу на лежанке, как искры? И не дышит.

- Тарасику, и ты тута? Иди, сынок, на улицу гулять, чего ты между старых затесался? Тебе еще рано такое слушать.

Тарас крутит головой: «Не хочу!»

Дед:

- Пусть слушает, вырастет - расскажет своим детям и внукам.

И не выходит до самого вечера. А ночью не спит, ворочається.

Мать:

- Чего не спишь, Тарас?

- Мама, гляньте: будто что-то горит в барских домах?

Мать испуганно к окну:

- Где? Выдумываешь, ничего там не горит. То месяц... что это тебе в голову зашло? Спи!

Потом снова:

- Мама, а где теперь живут гайдамаки?

- Какие там гайдамаки? Наслушался, что старые говорят, а тогда-то ему мерещится, не спит! Это, видимо, ходил сегодня к деду? Да-ходил?

- К деду...

- Я же так и знала. То же дед тее рассказывает, что давно когда-то было, не теперь. Теперь гайдамак уже нет. Поймали и убили. Спи.

А на утро у парня с насоняшничини ружье за плечами, в руках загнута с прута сабля. Ходит в бурьяне, рубит господам мечом головы с плеч. Подойдет к коровяка: «Ты господин Дашкевич?» - «Я! Прости! Не буду!» Летит голова с плеч. Ко второму: «Ты господин Высоцкий?..» - летит голова. Стоит чертополох, черный, аж мир отьмарює. «А это будет их царь». К нему: «Проси! Не хочешь?» - и царская слетела с плеч голова, как галка. Бежит Оксана, умытая, аккуратненький.

- Тарас, что ты делаешь?

Я Тарас? Я - гайдамака!

- Что же ты здесь делаешь?

 

- Не мешай! Ишь - господам головы рублю.

- И я!И я!

- Ну, хорошо, пусть ты будешь гайдамачка. На ружье, стреляй. - Берет, целится в чертополох.

- Бу-бух!

- Трах! бах! руби! бей!

В бурьяне закипела война - тихий отклик далекой гайдаматчины.

* * *

Звенигородщина - музыкальный уголок Украины, в нем Кирилловка не последнее в этом селе. Тарас Шевченко еще с детства купался в тех стихах неизвестных поэтов, что зовут их народными песнями. Отец сам чумаковал, часто о того чумака, что заболел в дороге (пел), тетя - о сербина, что уговорил глупую девку отравить брата. Обіщався сватать, а как отравила, спел ей другой.

Придет вечер - все улици в селе аж гудят песнями: на одной - о ту Марусю, что из-за моря зелья желала, на второй - о том, как подговаривают казаки с собой девку, где еще на одном - не то поют, не то вычитывают тягучим голосом - семь загадок. Утром выйдешь за село. Там, выбирая конопли, бабушка шамкать беззубым ртом балладу о злой свекрови, что закляла невестку, и та стала тополем:

Не выбрала льна, не пошла домой,

В чистом поле заночевала.

До белого света тополем стала...

Там на горе чабан о своем бурлацкой жизни кричит на всю степь:

И нет хуже никому,

Как молодому бродяге.

А начнут играть в деревне свадьба - целое море песен. Грустных и веселых, в танке - всяких... Еще толком говорить не научившись, Тарас уже подпевал старшим, а было ему лет восемь-девять - с девушками на колодках вытягивал, которой не начнут. А порой у ворот заведут с Катей, - обе гласные - луна на все село идет...

* * *

А осенью сидит Тарас за граматкою между школьниками в дяковій доме, хлопает указкой то одного, то второго, когда отвернется дьяк.

Скучная была наука в тогдашних школах, скучная и тяжелая, учили из-под розог, по церковным книжкам, старым, длинным способом: буки-аз-ба. Однако малый Шевченко брался и к этой науке охотно.

Однажды, убирая дякову «горницу», Тарас приметил у дьяка грубый тетрадь синего бумаги. Еще раньше парень заметил, как дьяк что-то в него вписывал. Школьник начал рассматривать написанные рукой дьяка псалмы, колядки, песни, стихи... Сидел над ними парень, словно прикипел, пока услышал, как хлопал дверью дьячок. Из него школьнику издали одкривалась тайна, как творятся на свете книги. До жажды захотелось школьнику сделать самому такую книжечку, обрисовать узорами и вписувать в нее те песни и стихи, что ему пришлись по нраву. Это был первый скрытый поезд до словесного творчества, что в первой своей стадии заменяется копированием и выбором чужих произведений... Поезд непобедимый, страстный... Парню мріялась, даже снилась рисованная, позолоченная книга, в которую он по своему благоволению уписував стихи.

Первое горе, что отравило хлопцеве сердце, - нищета и труд мать положили в гроб. Парня взяли от школы смотреть за младшими в доме. Отец женился вторично, взяв вдову тоже с детьми. В доме начались ссоры, драки, упреки, плач - ад, что всегда бывает в доме, где полно зведенят. Мачеха наблюдает своих, отец иногда оступится за своих - ссора готова. Худо-бедно жилось, пока жив был отец. Но вот он простудился в дороге, умер вслед за матерью - сиротам не стало жизни в своем доме. Больше всего перепадало Тарасу, как старшему, к тому упрямому, правдивом и горячем, доставалось больше всего.

Тараса непереможно тянула к себе все та же обшарпанная калека-школа, которая имела над ним какую-то магическую силу, так что взял он свой чернильницу и липовую таблицу, и мел, - пошел в школу прохатися вместе и за школьника, и за деда-сторожа, который должен был служить и школьникам, и их учителю-дьяку. Началось не жизнь Тарасу, а мука. Всегда голодный, в немитій рубашке, в драном длинной отцовской свите, что одна осталась ему после отца в наследство. Говорили, что, умирая, отец говорил, что с Тараса будет большой человек или большая лентяйка - поэтому наследство ему не поможет... Босой и простоволосой зимой и летом... Дьяк не очень заботился за своего ученика-наемника, да и сам он, по правде говоря, жил мало чем лучше от своего наймита... Только и того, что напьется за свой доход, а проспится, не то опохмелиться - пообідать нечего. Тогда он гонял своего ученика попідвіконню с мешком попрошайничать, порой и сам с ним ходил, распевая попідвіконню божественные стихи... А то посылал воровать огурцы в огородах, яблоки в садах, а то и курицу где-то в глухом углу, а за неудачу сердце всегда срывал на наймиті. Дня не было, чтобы не давал чубровки или леща. Терпел все парень, со скрипящим сердцем: «Зря, он учитель, я школьник - так давно повелось и теперь ведется... А все же я в школе...»

По селу прошла о парне недобрая слава: «лентяйка»... Задавит в себе слезы - «пусть... А школу я не брошу. Хоть дякову какую-то книжку почитаю, хоть послушаю пьяных дьяков разговор, что между пьяным трепом время услышишь и что-то интересное от них. Нет, буду терпеть, пока терпится...» Такое было жизни Тарасово. Так все и говорили: «собачье»...

* * *

Скрипнула вулишні в школе дверь, и на порог опять вышел парень. Оглянувшись вокруг, никто не смотрит, он быстренько шуснув протоптанной тропинке в сорняки. Тропа была искореженная, однако парень шел полным ходом, пригибаясь и встряхивая себе на шею и голову душистую, уже нагретую росу. В гуще лежало несколько потрухлих колодок. Когда их вывезли сюда на ограждения и так, видимо, и забыли. Парень підмостив травы, сел на колодке и начал разворачивать свой зшиточок. В тетради, розмережані и раскрашенные узорами, были списаны песни, колядки, псалмы, что их видел он в синем зшиткові у своего учителя и хозяина - дьяка.

Новая песня, услышал он в овраге ед девушки, вскоре была уже написана и обрисовано. Теперь непереможно хотелось ему петь этой песни. Здесь, наедине, чтобы никто не видел его и не слышал, тихо, чтобы, кроме его самого, не было слышно, он завел виспіваним, гибким бархатовим дискантом.

В том углу, где село Кирилловка, всегда было много между людьми маляров. Видимо, тоже из-за того, что конец такой, хоть рисуй: в садах и в звездах. Дети всегда любят рисовать чем попало и на чем попало, а тех селах слишком: везде по селу ворота нарисованы мелом, а белые стены

- углиною. Рисовал, будучи малым, и Шевченко: дома, церкви, деревья.

Однако настоящая жажда к рисованию проснулась в его только теперь, когда уже он был немалым и служил у дьяка.

Было так. Кирилловский дьяк послал парня в Лысянку (к дьяку-маляра) одолжить цимбалы и просить на именины. Тот цимбал не дал и на именины приехать не обещал. Шевченко застал лисянского дьяка-маляра за работой: он сидел в сарае, и на доске начинал рисовать какого-то святого. Шевченко не шел домой, стал смотреть. И когда на мертвой доске из-под кисти художника выглянули человеческие глаза, словно из тумана, начало проявляться живое лицо, у парня аж мурашки пошли за спиной: маляр показался ему за волшебника. Он впервые одчув идею творчества.

 

Иван ижакевич. Тарас Шевченко - пастух

VI

Не так оно было, как думал Тарас. Вместо того, чтобы приучать ученика к живописи, дьяк сразу вернул парня на наемника: велел ему дрова рубить, носить воду, за детьми смотреть. Тарас не знал, что во всех ремесленников так велось, что ученик должен был года два-три одробити ему за домашнего наемника, а тогда уже хозяин начнет учить его своего ремества.

Дня три попотиривши воду с Тясмина на крутую гору, Тарас спросил дьяка:

- А когда вы начнете меня учит рисовать?

- Быстрый ты парень, так уже и учи. Сначала ты мне послужи за науку лет три, а тогда уже я буду учить. А то научи тебя сразу, то тогда черт тебя и видел. Порядка не знаешь.

Тарас увидел, что из такой науки добра ему не будет. Покинул этого маляра - пошел ко второму в село Тарасовку. «Этому хоть и делает буду, то по крайней мере маляр, говорят, на всю округу...» и тут Тарасу не повезло. Славный маляр посмотрел Тарасу на левую ладонь и решительно произнес:

- Нет, парень, я не возьму тебя за ученика.

Сердце Тарасу сжало:

- Почему, дядюшко? Я бы слушался вас, я бы почитался, делал все, что велели. Примите!

- И не проси - не приму.

- И почему же не примете?

- А потому, что все равно маляра с тебя не будет. И не только маляра - не будет даже сапожника или бондаря. Таланта нет у тебя, судьбы. Ничему ты не способен. Иди в старцы.

Словно по голове чем ударил он парня этими словами.

«Неужели действительно лентяйка с меня?» - аж на душе похолодело.

Ушел Тарас грустный, подавленный.

...Он слышал много хорошего за хлипнівського маляра: «Пойду к нему! Пойду, упаду в ноги, буду просить, буду умолять: изучите меня на маляра, хоть какого-нибудь, хоть неважного, чтобы только на маляра, - а я вам век того не забуду». Решил, аж повеселел, поживішав. Второго дня и ушел, ночь не спавши.

Посмотрел хлипнівський маляр на Тарасу рисунки, посмотрел на Тараса и говорит: «Эге-ге, ковбой! И с тебя будет маляр, да еще и путный маляр». Тарас и ушам своим не верит. «А тарасовский дьяк он говорит, что ничего из меня не выйдет». - «А он откуда знает?» - «По ладони увидел». - «Плюнь ты поэтому дьяку в глаза. Оставайся на несколько дней у меня на попытку, а тогда скажу последнее слово».

Побыл Тарас на попытке у маляра в Хлипнівці две недели. Маляр ему и говорит опять:

- Как говорил раньше, так и теперь скажу: будешь следить, будешь учиться, будет дело - маляр из тебя от рождения будет. За ученика я тебя обещал принять и приму, только сначала сделай ты вот что: ты сам крепостной сын, парень уже немалый. Чтобы не было время от господ нарекания, что я, не спросив, беру в науку к себе их крестьян, сходи ты сначала на всякий случай в Ольшану к управляющему, пусть даст записку на разрешение.

. ..Господская контора. Управляющий господина, битая собака, послушал хлопцевої языка, посмотрел на него и сказал на Шевченково просьба:

- Не оддамо мы тебя маляру, потому что нам самим таких надо.

- Зачем же я вам?

- Оддамо тебя в кухню к повару.

- А как я хочу в маляры?

Засмеялся управляющий, засмеялся писарь и все, кто был в конторе. Видно, что еще не ученый.

- Забыл, что крепостной.

Управляющий, пересміявшись:

- Вот как накормим мы тебя кашей, то будешь благодарить и за повара.

Вдруг одчув Тарас, что он связан, и не сейчас, а давно уже. Попытался барахтаться - на нем железные цепи. Вспомнились ему отец, мать, печальные разговоры о барщину, о розгах, о том, как на собак людей меняют, в карты проигрывают. Разговоры не очень впечатляли парня - хотелось радости, и он одганявсь от них, как от мух. Теперь они легли на него всей своей страшной тяжестью. Раб... раб пожизненный попихач. Не минуешь того, не отвертишься. Солнце ему отьмарилось и мир потемнел, почернело как-то село, небо синее - и то помарніло... Прощай, живопись, Оксана, все...

Толпой текли мысли. Вспомнилось живопись, мечты, и из нутра стала подниматься какая-то мощнейшая, крепкая сила, что стремится борьбы... и горячая и тайная, смутная надежда, что из него что-то получится... должно получиться...

Солнце пригрело, поцеловало парня. Засмеялся...

«Трудно жить, а как же хочется жить...»

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. Как на характер маленького Тараса влияли предания о прошлом, услышанные от деда Ивана? Что поражало парня в дедовых рассказах?

2. Названия два случая, которые повлияли на поезд малого Тараса до словесного искусства. Перескажи подробно эти эпизоды.

3. Как изменилась жизнь Тараса после маминой смерти?

4. Почему отец говорил о Тарасе, что из него будет большой человек или большая лентяйка - поэтому наследство ему не поможет?

5. Легко ли было Тарасу находиться в школе? Приведи три примера невыносимых условий его жизни в дьяка.

6. Когда у Тараса проснулась жажда к рисованию? Какие учителя были у него?

7. Назови две причины, которые помешали Тарасу научиться рисовать. Какую из них ты считаешь самым главным?

8. Прочитай три последние абзацы повести. Как в этом эпизоде раскрывается характер Тараса Шевченко? Докажи свое мнение.

9. Почему в начале произведения автор предупреждает читанная, что о Шевченково жизни надо рассказывать так, будто это легенда? Подтверди примерами из произведения правильность мысли автора.

10. Какова главная мысль повести С. Васильченко «В сорняках»?

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

1. Выражение собачья жизнь означает трудную жизнь, нечеловеческие условия жизни.

2. Слово заводить чаще всего употребляют в значении сопровождая, помогать или заставлять зайти куда-нибудь: парня завели в небольшую комнату.

В предложении А порой у ворот заведут (Тарас) с Катей, - обе гласные - луна на все село идет слово заводить означает начать петь.

3. Поезд малого Шевченко до словесного творчества был непобедим, страстный.

Подбери в следующих предложениях синонимы к выделенному слову. Какие еще синонимы этого слова ты знаешь? Проверь ответ за Словариком синонимов.

Эй, куда же подевались так быстро они,

Пылкие порывы, юношеские мечты?.. (П. Грабовский).

Я вас всех поздравлю за то,

что отвага в сердцах не погасла, понятное и пламенная (С. Голованевский).

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Колиивщина - народное восстание 1768 года на Правобережной Украине под руководством Зализняка и Гонты. Участников восстания называли гайдамаками.

Насоняшничина - стебель подсолнечника.

Коровяк - название растения до трех метров высотой.

Сербин - житель Сербии.

Колодки - место в селе, где молодежь собиралась на досуге для развлечений.

Дьяк - человек, который при церкви или частно учила детей грамоте.

Буки-аз-ба - объяснение читай в Словничку-довідничку.

Зведенята - сводные дети родителей, которые женятся во второй раз.

Чернильницу - предмет для хранения чернил.

ЛИТЕРАТУРА В КРУГУ ИСКУССТВ

Рассмотри репродукции картин Т. Шевченко. Каким он изобразил себя самого бы юности? Какое настроение преобладает на картине «Крестьянская семья»?

АвтопортретТ. Шевченко

Т. Шевченко. Крестьянская семья