Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

СИЛЬВЕСТР ЯРИЧЕВСКИЙ (псевд. - С. Яр, Ландсман, Шальвір; 16.01.1871, м. Рогатин, ныне Ивано-Франковской обл. - 30.03.1918, м. Серет, теперь Румыния) - писатель, переводчик, литературовед, педагог.

Родился в семье портного. Учился в Рогатинской начальной школе, затем - в Львовской и Бережанской гимназии. Высшее образование получил на философском факультете Львовского и Венского университетов. Находясь в Вене, сблизился с австрийскими художниками - модернистами, которые представляли такая разновидность модернизма, как сецесіонізм (буквальное значение названия художественных объединений - сецесіонів означает «уход в сторону», «отделение»). Художники, входившие в таких объединений, выступавших против академизма - художественного направления, сложившегося в академиях, сущность которого заключалась в догматическом следовании внешним формам искусства античности и Ренессанса. С. Яричевский писал о поисках сецесіоністів в черновицкую газету «Буковина». С 1901 г. работал учителем в гимназиях Перемышля, Коломыи, Кицмань, сотрудничал с редакциями львовских и черновицких периодических изданий, активно публиковался в журналах «Заря», «Буковина», «Мир». С 1909 г. жил в Серете.

Начало литературной деятельности С. Яричевского приходится на 1891 г., когда в журнале «Зеркало» было напечатано несколько стихотворений, проникнутых сочувствием к обездоленої человека. Ища более глубокие художественные формы выражения внутреннего мира человека, он осваивает жанр стихотворения в прозе, образцы которого печатались во львовской «Зари», а затем составили сборник «Сердце говорит» (Коломыя, 1903). Вторая книга стихов - «Пестрі звуки» (1904) отражает контрасты тогдашней действительности, обобщает их в символических образах. Лирический герой С. Яричевского предстает как личность с многогранными интересами и чувствами, человек, стремящийся глубже воспринимать окружающий мир. Лирику поэта наснажено-взволнованными надеждами на приход «новой весны», «счастье незвісного», которые символизируют и освобождения народа, и его возрождение: «Громом свободы заиграй, в душах наших звени, воскресение величная постное!» Новаторство С. Яричевского проявляется в двух аспектах: вниманию к символической образности (это дает основания считать его представителем передсимволізму в украинской поэзии) и разработке городской тематики в стихах о Вена (чем, собственно, проводящихся в нашей лирике урбанистические мотивы). Это были те особенности украинской поэзии на рубеже веков, что сближали ее с художественными поисками европейских модернистов. С. Яричевский является автором поэтической сказки «Горемир» (Черновцы, 1904), а также ряда баллад, основанных на фольклорных мотивах. Эти произведения отмечены вычурностью и изысканностью литературно-фольклорного контактирования.

И. Франко причислял С. Яричевского, как и В ранних. Кобылянской, Д. Лукьяновича, В. Щурата, В. Стефаника, Бы. Лепкого, к тому молодого поколения писателей, которое, «черпая свои стимулы прямо из западноевропейских направлений импрессионизма и неоромантизма, прозванного per nefas (неодобрительно. - Ред) декадентизмом, идет дальше по дороге, проложенной у нас влиянием Драгоманова», «європеїзував галицких русинов».

С. Яричевскому принадлежат также сборники рассказов «На волнах жизни» (1903), «Между тернием и цветом» (1905), в которых реалистически выписанные картины из жизни различных классов западноукраинского общества, созданы образы крестьян («Пустота»), рабочих («Пролетарий»), интеллигентов («Ох, готе романы!», «В лавровом венке»), которые не только страдают, но и пытаются искать новые пути к свободе. Тема города, его социальных контрастов, нарушаемое новеллистом («Кандидат на вора», «Дура, что она себе думает», «Сладкое имя артиста), отличала его произведения в потоке тогдашней прозы. О. Маковей отмечал в рассказах С. Яричевского верность наблюдений, которые «напоминают нам жизнь и имеют много прелести в себе, тем более, что писаны без претензии».

1902 г. С. Яричевский вещал свою «драматическую аллегорию» «Небесные певцы», посвященную гражданскому подвигу Т. Шевченко. В научно-популярной разведке «Поэт любви и протеста» (Серет, 1914), изданной на немецком языке, Т. Шевченко характеризуется как поэт, творчество которого наснажена любовью к родному краю, искренней симпатией ко всем обездоленных людей. В то же время автор акцентирует на обличительном пафосе Шевченко музы, ее сатирической направленности против тирании.

С. Яричевский переводил с немецкой, русской, польской, словенской поэзии, издал литературоведческую работу «Франц Прешерн - крупнейший словинский поэт» (Перемышль, 1902). Он находился в дружеских отношениях с галицкими и буковинскими литераторами - Марком Черемухой, Романом Сембратовичем, Мелетием Кічурою, был активным участником западноукраинского литературного и общественной жизни.

Лит.: Калениченко Н. Л. Украинская проза начала XX вв. К., 1964; История украинской литературы: В 8 т. К., 1968. Т. 5; Ивасюк М. Певец борьбы и надежд // Літ. Украина. 1971. 17 янв.; Франко И. Украинско-русская (малорусская) литература // Собр. сочинений: В 50 т. К., 1984. Т. 41.; Нахлик Есть. Примечания // Украинская новелістика конца XIX - начала XX вв. К., 1989.

П. Хропко