Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ЯНОВСБКА ЛЮБОВЬ (псевд. - Ф. Екуртжа, Емеля Репейник; 30.07.1861, с. Николаевка, теперь Борзнянского р-на Черниговской обл. - 1933, Киев) - писатель, мастер социально-психологической прозы и драматургии.

Происходит из обедневшей дворянской семьи. Училась в Кременчугском пансионе. Окончила Полтавский институт благородных девиц (1881). Работала учительницей в Лубенском уезде на Полтавщине, организовала там воскресную школу. После 1905 г. жила в Киеве, вела литературную и культурную работу. Написала около 100 произведений (рассказов, повестей, романов, пьес). Половина их была опубликована, остальные остались в черновых рукописях.

Творческую деятельность начала в конце 90-х годов бытовыми рассказами о тех, кому трудно жить, а еще труднее умирать» («Воровка Оксана», 1897; «Смерть Макарихи», 1900; «Горожанка», 1901; «Ваня», 1909). Со временем сюжетно - повествовательная стилевая манера эволюционировала в сторону все более глубокой психологизации образов и ситуаций. Бытовые зарисовки с широким использованием фольклорно-этнографических элементов уступили место психологическому анализу человеческого поведения, его мотивов, запросов и исканий человека, попыткам философского осмысления общественной жизни. Духовный мир героя, стремление к счастью как основной предпосылки жизни в центре внимания в рассказах «Идеальный отец», «За высоким плетнем», «Человеческое счастье», «Перчатки», «Дарочка», «Чужой», «Правда», «Бабочка».

«В душе у каждого человека, даже наиболее укрощенной бедствием, - писал о героях Л. Яновской С. Ефремов, - живет бессмертная тоска за счастьем, свободой и правдой, и эта тоска вечно гонит ее искать того счастья, хотя бы это вело на видимую гибель, разрушение всех надежд. И человек, как человек, имеет право на несдержанный развитие своих сил, на гармонию между желаниями и достижениями, - и тут как раз и становится между ними что-то роковое, что в корне подсекает ту необходимую человеку согласие между тем, что должно быть, и тем, что бывает». Несчастливое завершение большинства произведений Л. Яновской С. Ефремов сравнивал с фаталистический «никогда» Эдгара По («неуловимое счастье, что никогда не дается в руки»), - которое, однако, в украинской писательницы звучит по-другому: «Пессимизм Яновской не тот руїнницький, розкладовий пессимизм, к мертвоти ведет и квиетизма; с этим не мирится живая, активная нрав самой писательницы. Пусть и пустая мечта - счастье, но в самом искании его есть уже некоторое подобие счастья, приближения к нему - и всеми своими произведениями зовет Яновская до такого вечного искания, зовет рваться «к свету, к солнцу, к свободе», «биться в закрытые окна» и вообще «делать беспокойство» тем, кто навеки окаменел в мертвенности». Пробуждение к активной жизни, рост бунтарских настроений крестьянства показывала писательница в рассказе «Метель», драме «В передрозсвітньому тумане» и др. Писала она и рассказы для детей («Подснежник», др.).

Отдельные прозаические произведения Л. Яновской, окрашенные народным юмором, не уступают рассказу И. Нечуя-Левицкого («Зарок Аграфены», 1905; «Как Лепестина кірасіру добывала», 1897; «Судьба»; «Наглядное обучение», 1910, и др.). В пьесе «В передрозсвітньому тумане» (1908) речь идет о сдвигах в психологии крестьянства, распространение среди него освободительных идей. В центре произведения - образ интеллигента, вынужденного преодолевать недоверие крестьян, чтобы иметь возможность им помочь. Центральным психологическим мотивом произведение перекликается с рассказом В. Винниченко «Студент». Сложную этическую и психологическую проблему - «ради детей бороться или ради детей убегать от борьбы?» - нарушает писательница в драме «Жертвы» («В подвале», 1908). Интересным в пьесе является образ девушки - революционерки, агитатора (некоторыми чертами он близок к образу героини пьесы В. Винниченко «Большой Молох»), Попытке определиться в сложной психологии интеллигента, его настроениях и исканиях посвященные мелодрамы «Без веры» (1907), «Человеческое счастье» (1909) и др. Относительно развития драматургии Л. Яновская отмечала: «...Навеки прошли времена гопаків... Этнографически-бытовая драма в тесных рамках деревенской жизни тоже уступает место социально-философской, психологической драме». Она и сама придерживалась этого принципа. Драматургия ее, писала М. Кузякина, «эволюционирует - от прямого повторения проблем и художественных форм социальной мелодрамы и комедии - к формам психологической проблемной драмы».

Лит.: Синько Г. Ю. Любовь Яновская. К., 1962; Ставицкий В. Ф. Украинская драматургия начала XX вв. К., 1964; Кузякина Н. Русская драматургия начала XX века. JI., 1979.

Л. Демьяновская