Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРА XIV-XVIII веков

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794 гг.)

Счастье как основная категория этики Г. С Сковороды


Григорий Саввич Сковорода свое этическое учение направлял на практические советы, которые укажут человеку путь к счастью. Именно проблемы счастья занимают центральное место в творчестве мыслителя. Этой теме посвящена значительная часть сборника «Басни Харьковские» и цикл философских работ: «Разговор пяти путников о истинном счастії в жизни», «Кольцо», «Разговор, называемый алфавит, или Букварь мира».

Сковорода связывает счастье с народной мудростью, определением природных наклонностей человека, реализацией их в «сродній труда». По его мнению, «сродная труд» может приносить человеку наслаждение самим своим процессом.

Путем самопознания человек определяет свои наклонности и предпочтения, начинает заниматься только любимой работой, получает удовольствие от нее самой и ее результатов. «Закон сродности» философ считал основным фактором перестройки существующего общества.

Всеобщего счастья, по мнению Сковороды, можно достичь только благодаря трудолюбию, а труд является внутренней потребностью каждого человека. Творческая работа способствует формированию в человеке лучших нравственных черт. В трактате «Разговор, называемый алфавит, или Букварь мира» философ так доказывает эту мысль: «Некоторый молодчик был моим учеником. Ребенок подлинно рожден к человеколюбію и дружбе, рожден все честное слышать и делать. Но не рожден быть студентом. С удивленіем сожалел я в эго осколбенелости. Но как только он отрешился к механике, так вдруг всех удивил своим понятіем без всякаго руководителя». В этой же труда философ отметил: «Многие, поправ природу, выбирает для себя ремесло самое модное и самое прибыльное, но сим только обманывает себя».

Причину «несродностї» Сковорода видел в желании людей занять лучшее «место под солнцем», получить как можно больше материальных благ, получить славу, почести, привилегии. По мнению философа, несоответствие выбранного образа жизни способностям наносит вред не только человеку, но и государству: «Откуду суеверія, лицемерія и ереси?.. Где раченіе сладчайшій дружбы? Где согласіе дражайшаго мира? Где живость сердечного веселия? Кто безобразит и растлевает всякую должность? - Несродность. Кто умерщвляет науки и художества? - Несродность. Она каждому званию внутреннейшій яд и убійца... Иди лучше паши землю или носи оружіе, отправляй купеческое дело или художество твое. Делай то, к чему рожден...»

Еще одним путем к счастью, по мнению Сковороды, Есть любовь. Это лучшее человеческое чувство, ведь «...любовь все соединяет, строит, творит, подобно тому, как враждебность разрушает? Любовь - это начало, середина и конец, альфа и омега». Но истинная любовь не в богатстве, а в родстве душ и добропорядочности.