Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРА XIV-XVIII веков

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794 гг.)

Литературно-общественная деятельность


Литературно-общественная деятельность Григория Савича Сковороды приходится на сложное время общественной жизни не только России, но и Западной Европы - период упадка феодализма и становления капитализма. Определяющей чертой этого периода было усиление интереса ко всему национальному; быта, языка, фольклора. Сковорода в своих произведениях тоже любуется родной природой, беспокоится судьбой народа, восхищается его предводителями (например, Богданом Хмельницким).

Творческое наследие Григория Сковороды составляют: сборник лирических стихов «Сад божественных песен», книга «Басни Харьковские», философские трактаты и притчи.

Литературное и философское наследие Г. С Сковороды тесно переплетаются. Самая главная цель писателя и философа - познание мира и сущности человеческого бытия. Человек - центральная фигура в философии Сковороды. Странствующий философ призывал людей жить в красоте и гармонии с законами природы. Чтобы изменить общество, каждому человеку необходимо сначала изменить себя.

В трактате «Начальная дверь ко христіанському добронравію» Сковорода писал, что весь мир состоит из двух натур: одна видимая, другая - невидимая, первая представляет собой явления материального мира, вторая - это Бог, дух, разум, истина. И по отношению к всего мира, космоса, человек представляет микрокосм (малый мир). Для познания мира ей нужно познать себя. Человеческое счастье заключается в самосовершенствовании. Счастливым может быть только тот человек, который нашел свое место в жизни.

Идея «еродної труда» - труда по наклонностями - имеет большое значение в философии Сковороды. Он доказывает, что человек должен заниматься любимым делом. Только тогда она будет счастливой и принесет пользу обществу. Гармоничное же развитие человека заключается в «еродній» деятельности и свободе.

Григорий Саввич Сковорода был выразителем идей беднейшей категории населения. Он выступал против закрепощения крестьян, мечтал о новый мир, в я кому не будет вражды, а люди станут равноправными членами общества. Его демократические взгляды нашли свое выражение и в просветительской деятельности, и в творчестве, В новую историческую эпоху перехода от феодализма к капитализму Сковорода написал целый ряд произведений на социально-этические темы. Благодаря самобытности мысли, пафосові отрицание мира несправедливости, приверженности высоким гуманистическим идеалам Сковорода стал в один ряд с выдающимися мыслителями своего времени.

Философ был убежден, что подлинное счастье человека заключается не в богатстве и честолюбии, а в разумном удовлетворении человеческих потребностей и в труде, который приносит радость. Погоня за богатством и жажда наживы никогда не сделают человека счастливым. Это Сковорода неоднократно повторял во многих своих трудах и письмах к друзьям. В басне «Лягушки» автор так говорит о преимуществе работы над бездельем: «Всякое богатство обеднеть и высохнуть, как озеро, может, а только ремесло есть неиссякаемый источник не богатого, но безопасного пропитания». Сковорода всегда подчеркивал свою близость к бедным людям, осуждал господа. В одном из стихотворений сборника «Сад божественных песен» такое обращение к господам:

Вас Бог одарил почвами, но вдруг

может то пропасть

А мой жребий с голяками, но Бог

мудрости дал часть!

А в философском диалоге «Благодарный Эродий» эта мысль звучит так: «Довольство своим жизненным уделом и благодарность за него судьбе есть твердь и здравие сердца, приемлющего все во благо и укрепляющегося».

Итак, в своем поэтическом творчестве Григорий Савич Сковорода соединил лирику с философией, а в трудах мыслителя - философию с лиризмом.