ХРИСТОФОР ФИЛАЛЕТ (гг. и м. нар. и см. невод.) - писатель - полемист XVII в.
Автор первого православного полемического трактата, направленного против Брестской унии 1596 г. под названием «Апокрисис, албо Отповедь на книжки соборе Берестейськом, именем людей старожитной релеи греческой, через Христофора Филалета врихле дана», напечатанного на польском языке (Краков, 1597) и книжном украинском (Острог, 1598). Исследователи считают, что псевдоним Христофор Филалет принадлежит польскому шляхтичу, протестантові, соратнику князя К. Острожского Мартину Броневському. Это был высокообразованный человек, широко знакома с тогдашним церковным и светским жизнью Речи Посполитой, которая имела доступ к важным документам и обладала несомненным литературным талантом. «Апокрисис...» написано в ответ на произведение П. Жалобы «Брестский Собор и его оборона», который издан в Кракове 1596 г. и через год переведен на книжном украинском языке и опубликовано в Свободные митрополитом Ипатия Потием под названием «Описанеє и оборона собора русского берестейского». В этом сочинении обосновывается правомерность действий Брестского собора, который декларировал унию, отмечается выгодность унии с исторического и культурно-церковной точки зрения, доказывается тезис о бескорыстное попечение папы римского о православных, заброшенных византийскими патриархами.
Весь полемический пафос Христофор Филалет направляет на развенчание аргументов П. Жалобы. «Апокрисис...» является крупным размером и широким по содержанию полемически-публицистическим трактатом (400 страниц печатного текста). Состоит из четырех частей и - «отповідей», которые делятся на несколько самостоятельных разделов.
Начинается «Апокрисис...» силабічним стихотворением с традиционным обращением к читателю, за которым идет посвящение коронному канцелярові Яну Замойскому. После посвящения - «Предисловие к читателя», в которой излагается намерение быть откровенным и беспощадным в полемике с апологетом унии. Каждая из частей произведения обозначается четкой композицией, логичностью изложения. В первой Христофор Филалет на основе многочисленных документов, королевских писем, универсалов, переписка доказывает противозаконность действий епископов - организаторов унии, которые взяли на себя право принимать решения относительно деятельности церкви. Автор осуждает отступников и доказывает, что их действия обусловлены не заботой о судьбе церкви, а собственными интересами.
Вторая часть посвящена Берестейском православному собору, который отклонил унию и лишил униатов епископских прав. Христофор Филалет поддерживает право участия светских людей в решении конфессиональных вопросов. Третья часть «Апокрисису...» разоблачает церковную монархию римских пап, высмеивает римских иерархов, опровергая этим самым доказательства П. Жалобы. В четвертой части автор возвышает православную церковь и протестует против национально-религиозного гнета в Польше. В общем Христофор Филалет доказывает, что уния не ведет к согласию христиан, а наоборот - к дальнейшему обострению внутренней нестабильности в Речи Посполитой.
Хотя в целом «Апокрисис...» сочинение богословско-полемический, несомненным является наличие в нем литературных средств выражения, и такое сочетание придает ему чрезвычайно острого и эмоционального пафоса. Филалет сочетает стилистику высокой риторики - поэтический язык с приемами низкого стиля: иронией, сарказмом, насмешкой. Присутствует в произведении внутренний диалог автора с оппонентом. Трактат насыщенно поговорками, пословицами, афоризмами, встречаются реминисценции из езопівських басен. Автор использует развернутые метафоры, эпитеты, сравнения. Все это органично вплетается в ткань повествования и создает дополнительное эмоционально-психологический фон.
«Апокрисис...» стал одним из самых выдающихся произведений полемической литературы, который значительно повлиял на тогдашних и будущих полемистов, на всю художественно эстетическое и общественное мнение в конце XVI - начале XVII вв.
Лит.: Скабапанович Н. В «Апокрисисе» Христофора Филалета. СПб., 1873; Яременко П. К. Украинский писатель - полемист Христофор Філалеті его «Апокрисис». Л., 1964.
С. Денисюк