Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

IV. Литература XX вв.

Период

Течение

Представители

Конец XIX - начало XX вв., XX ст.

модернизм

 

Течения:

неоромантизм (новоромантизм)

О. Кобылянская (психологическая проза), Леся Украинка, А. Тесленко, Марко Черемшина, Александр Олесь, М. Вороной и др.

символизм

Б. Лепкий, В. Слисаренко, Т. Осьмачка (ранняя поэзия), Г. Евшан,

М. Сриблянский, Г. Чупринка,

П. Тычина, М. Вороной и др. _

• импрессионизм

М. Коцюбинский, Г. Журба, Г. Михайличенко, Г. Косынка, Есть. Плужник, М. Черемуха, А. Кобылянская (частично), М. Волновой и др.

• экспрессионизм

В. Стефаник, О. Турянский (повесть «Вне границ боли»), Г. Кулиш («97»), проза М. Волнового, Ю. Липы, Т. Осьмачки и др.

• неореализм

В. Винниченко, В. Подмогильный,

Б. Антоненко-Давидович, Григорий Тютюнник и др.

• неоклассицизм

«П'ятірне гроздь» неоклассиков:

М. Зеров, М. Драй-Хмара, П. Филипович, Освальд Бургардт (Юрий Клен),

М. Рыльский. Поэты «пражской школы» и др.

• футуризм

М. Сенька, Я. Савченко, В. Полищук и др.

Модернистские течения в украинской литературе Неоромантизм (от греч. «новый», фр. «романтический») - стилевая течение модернизма, возникшее в украинской литературе в начале XX в., названа Лесей Украинкой «новоромантизмом». Генетически связана с романтизмом.

Характерные черты:

- стремление разорвать идеал с действительностью;

- прославление индивидуальной и общественной свободы;

- возвышение личности выдающегося героя, йога порыв в будущее;

- отбросив раціоцентризм, неоромантики, на первое место поставили чувственную сферу человека, эмоционально-интуитивное познание;

- в центре - яркая неповторимая личность, а не масса;

- герои неоромантиків занимаются тоской по высоким совершенством во всем характеризуются внутренним аристократизмом, желанием жить по критериям идеала, а не будней;

- внешние события (также и социальные) отступают на задний план;

- неоромантики часто прибегают к условных, фантастических образов, ситуаций, сюжетов;

- отказ от типизации, зато применения символизма.

Символизм (от фр. «условный знак», «примета», «признак») - стилевая тенденция модернизма, возникшего во Франции в 70-х годах XIX ст., в украинской литературе распространилась в начале XX ст. Главным художественным средством является символ как способ выражения непостижимой сущности явлений жизнь и индивидуальных представлений художника (символ - вне чувственного восприятия, дает право толковать его по-своему).

Характерные черты:

- протест против консервативной и регламентированной общественной морали;

- эстетизм (восхищение утонченной поэтической формой и недооценка содержания);

- культ экзотических и запрещенных тем;

- болезненное внимание к бессознательного;

- попытки вырваться за рамки повседневной, привязанного к материальности бытия, заглянуть к «миру в себе».

Украинский символизм крепко переплетенный с неоромантизмом, практически невозможно определить, какой из двух стилей доминирует в том или ином произведении.

Импрессионизм (от фр. «впечатление») - стилевая тенденция модернизма, основанная на принципе непосредственной фиксации впечатлений, наблюдений, співпереживань.

Характерные черты:

- изображается не сам предмет, а впечатление от него («Видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство»);

- ориентир на чувства, а не на ум;

- отказ от идеализации: ставя перед собой задачу зафиксировать реальные моменты, импрессионисты чаще всего отрицали понятие идеализации и идеала, ведь идеал отсутствует в конкретной реальности;

- пространство уплотняется и измельчается, предметом художественного интереса становится не последовательная смена событий и явлений (фабула), не социальный, логически упорядоченный исторический отрезок или период жизни героя, а отрывочные фрагменты, запечатленные в сознании персонажа;

- герой импрессионистического произведения интересен не столько своей активностью, направленной на преобразование внешнего мира, как именно «пассивной» способностью воспринимать, реагировать на внешние возбудители, быть носителем, даже коллекционером впечатлений;

- самый распространенный жанр импрессионизма - новелла.

Украинский импрессионизм имел лирико-романтическую окраску, что сближало его (а нередко и змішувало совсем) с неоромантизмом и символизмом./p>

Экспрессионизм (от фр. «выражение») - стилевая тенденция модернизма, что характеризуется передачей заостренного субъективного мировоззрение художника напряжением его переживаний и эмоций, бурной реакцией на антигуманные общественные явления.

Характерные черты:

- заинтересованность глубинными психическими процессами;

- отрицание как позитивизма, так и рационализма;

- обновление формально-стилистических средств художественной образности и выразительности, тем несочетаемых между собой, как например глубокий лиризм и всеобъемлющий пафос;

- субъективизм и заинтересованность гражданской темой.

Неореализм (от греч. «новый», «вещевой») - стилевая тенденция модернизма, который характеризуется (по сравнению с классицизмом) глубоким психологизмом и лиризмом, философским осмыслением жизни, сочетанием с документальной достоверностью изображения.

Характерные черты:

- углубленный психологизм в произведениях;

- углубление в внутренний мир персонажа для самостоятельного осмысления его как человека, познания ее иррациональной сущности независимо от общественной окружения;

- внутренние психологические или внешние социальные противоречия в произведениях этого стиля выступают (преимущественно на підтекстовому уровне) как проявления понадчасового, метафизического конфликта добра и зла, света и тьмы;

- обычно авторы не предлагают читателям простых, однозначных решений психологических коллизий, пытаются понять и объективно представить позицию каждой из сторон исследуемого конфликта.

Неоклассицизм (от греч. «новый», «образцовый») - стилевая тенденция модернизма, что характеризуется возвращением к вечным законов искусства, ориентиром на лучшие достижения античности, интеллектуализм, использованием образцов античной культуры и культуры эпохи Возрождения, эстетизму, аристократизмом духа, гармонии между разумом и чувствами, неприятием советской действительности (коммунистической идеологии - всего, что привело к падению уровня духовности).

Характерные черты:

- использование античных тем и сюжетов, мифологических образов и мотивов;

- принцип неоклассиков: «На темы, новые, античный стих создадим»;

- провозглашение лозунгов «чистого» искусства и культа лишенной общественного содержания художественной формы;

- воспевание земных наслаждений;

- стремление подражать искусство прошлых эпох;

- предоставление преимущества историко-культурной и морально-психологической проблематике;

- характерные жанры: сонет, олександрина, терцина, октава, рондо и т.д.

Футуризм (от англ. «будущий») - формалистический направление в литературе, возникшее как разновидность итальянского авангардизма. Принципы: «Ликвидация искусства есть наше искусство»; «Достижения ума, а не души и сердца», отрицание реализма, отвержение классической наследия, разрушение традиций и приемов старого искусства созданием нового стиля. Имеют место признаки тоталитаризма (в этом - антимодернізм).

Характерные черты:

- отрицание традиционной культуры (особенно ее моральных и художественных ценностей);

- стремление к новациям, бунтівливості, нарушение традиций;

- культивирование урбанизма (эстетика машинной индустрии и большого города);

- переплетение документального материала с фантастикой;

- в поэзии - разрушение общепринятых норм языка, использование «слов на свободе».