IV. Литература XX вв.
Период
|
Течение
|
Представители
|
Конец XIX - начало XX вв., XX
ст.
|
модернизм
|
|
Течения:
неоромантизм
(новоромантизм)
|
О.
Кобылянская (психологическая проза), Леся Украинка, А. Тесленко, Марко Черемшина,
Александр Олесь, М. Вороной и др.
|
♦ символизм
|
Б.
Лепкий, В. Слисаренко, Т. Осьмачка (ранняя поэзия), Г. Евшан,
М.
Сриблянский, Г. Чупринка,
П.
Тычина, М. Вороной и др. _
|
•
импрессионизм
|
М.
Коцюбинский, Г. Журба, Г. Михайличенко, Г. Косынка, Есть. Плужник, М.
Черемуха, А. Кобылянская (частично), М. Волновой и др.
|
•
экспрессионизм
|
В.
Стефаник, О. Турянский (повесть «Вне границ боли»), Г. Кулиш («97»), проза
М. Волнового, Ю. Липы, Т. Осьмачки и др.
|
•
неореализм
|
В.
Винниченко, В. Подмогильный,
Б.
Антоненко-Давидович, Григорий Тютюнник и др.
|
•
неоклассицизм
|
«П'ятірне
гроздь» неоклассиков:
М.
Зеров, М. Драй-Хмара, П. Филипович, Освальд Бургардт (Юрий Клен),
М.
Рыльский. Поэты «пражской школы» и др.
|
•
футуризм
|
М.
Сенька, Я. Савченко, В. Полищук и др.
|
Модернистские течения в украинской
литературе Неоромантизм (от греч. «новый», фр. «романтический») - стилевая
течение модернизма, возникшее в украинской литературе в начале XX в.,
названа Лесей Украинкой «новоромантизмом». Генетически связана с романтизмом.
Характерные
черты:
-
стремление разорвать идеал с действительностью;
-
прославление индивидуальной и общественной свободы;
-
возвышение личности выдающегося героя, йога порыв в будущее;
- отбросив
раціоцентризм, неоромантики, на первое место поставили чувственную сферу человека,
эмоционально-интуитивное познание;
-
в центре - яркая неповторимая личность, а не масса;
-
герои неоромантиків занимаются тоской по высоким совершенством во всем характеризуются
внутренним аристократизмом, желанием жить по критериям идеала, а не будней;
-
внешние события (также и социальные) отступают на задний план;
-
неоромантики часто прибегают к условных, фантастических образов, ситуаций,
сюжетов;
-
отказ от типизации, зато применения символизма.
Символизм (от фр. «условный знак»,
«примета», «признак») - стилевая тенденция модернизма, возникшего во Франции в
70-х годах XIX ст., в украинской литературе распространилась в начале XX ст.
Главным художественным средством является символ как способ выражения непостижимой сущности явлений
жизнь и индивидуальных представлений художника (символ - вне чувственного восприятия,
дает право толковать его по-своему).
Характерные черты:
- протест против консервативной и
регламентированной общественной морали;
- эстетизм (восхищение утонченной
поэтической формой и недооценка содержания);
- культ экзотических и запрещенных
тем;
- болезненное внимание к бессознательного;
- попытки вырваться за рамки
повседневной, привязанного к материальности бытия, заглянуть к «миру в
себе».
Украинский символизм крепко
переплетенный с неоромантизмом, практически невозможно определить, какой из двух
стилей доминирует в том или ином произведении.
Импрессионизм (от фр. «впечатление») - стилевая
тенденция модернизма, основанная на принципе непосредственной фиксации впечатлений,
наблюдений, співпереживань.
Характерные черты:
- изображается не сам предмет, а
впечатление от него («Видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство»);
- ориентир на чувства, а не на
ум;
- отказ от
идеализации: ставя перед собой задачу зафиксировать реальные моменты,
импрессионисты чаще всего отрицали понятие идеализации и идеала, ведь идеал
отсутствует в конкретной реальности;
- пространство уплотняется и
измельчается, предметом художественного интереса становится не последовательная смена
событий и явлений (фабула), не социальный, логически упорядоченный исторический отрезок
или период жизни героя, а отрывочные фрагменты, запечатленные в сознании персонажа;
- герой
импрессионистического произведения интересен не столько своей активностью, направленной на
преобразование внешнего мира, как именно «пассивной» способностью воспринимать,
реагировать на внешние возбудители, быть носителем, даже коллекционером впечатлений;
- самый распространенный жанр импрессионизма
- новелла.
Украинский импрессионизм имел
лирико-романтическую окраску, что сближало его (а нередко и змішувало
совсем) с неоромантизмом и символизмом./p>
Экспрессионизм (от фр. «выражение») - стилевая
тенденция модернизма, что характеризуется передачей заостренного субъективного
мировоззрение художника напряжением его переживаний и эмоций, бурной реакцией на
антигуманные общественные явления.
Характерные черты:
- заинтересованность глубинными
психическими процессами;
- отрицание как позитивизма, так и
рационализма;
- обновление
формально-стилистических средств художественной образности и выразительности, тем
несочетаемых между собой, как например глубокий лиризм и всеобъемлющий пафос;
- субъективизм и заинтересованность
гражданской темой.
Неореализм (от греч. «новый», «вещевой») -
стилевая тенденция модернизма, который характеризуется (по сравнению с классицизмом)
глубоким психологизмом и лиризмом, философским осмыслением жизни, сочетанием с
документальной достоверностью изображения.
Характерные черты:
- углубленный психологизм в произведениях;
- углубление в
внутренний мир персонажа для самостоятельного осмысления его как человека,
познания ее иррациональной сущности независимо от общественной окружения;
- внутренние
психологические или внешние социальные противоречия в произведениях этого стиля выступают
(преимущественно на підтекстовому уровне) как проявления понадчасового, метафизического
конфликта добра и зла, света и тьмы;
- обычно авторы не
предлагают читателям простых, однозначных решений психологических коллизий,
пытаются понять и объективно представить позицию каждой из сторон
исследуемого конфликта.
Неоклассицизм (от греч. «новый», «образцовый») -
стилевая тенденция модернизма, что характеризуется возвращением к вечным
законов искусства, ориентиром на лучшие достижения античности, интеллектуализм,
использованием образцов античной культуры и культуры эпохи Возрождения,
эстетизму, аристократизмом духа, гармонии между разумом и чувствами,
неприятием советской действительности (коммунистической идеологии - всего, что
привело к падению уровня духовности).
Характерные черты:
- использование античных тем и
сюжетов, мифологических образов и мотивов;
- принцип неоклассиков: «На темы,
новые, античный стих создадим»;
- провозглашение лозунгов «чистого»
искусства и культа лишенной общественного содержания художественной формы;
- воспевание земных наслаждений;
- стремление подражать искусство
прошлых эпох;
- предоставление преимущества
историко-культурной и морально-психологической проблематике;
- характерные жанры: сонет,
олександрина, терцина, октава, рондо и т.д.
• Футуризм (от англ. «будущий») -
формалистический направление в литературе, возникшее как разновидность итальянского
авангардизма. Принципы: «Ликвидация искусства есть наше искусство»; «Достижения
ума, а не души и сердца», отрицание реализма, отвержение классической
наследия, разрушение традиций и приемов старого искусства созданием нового
стиля. Имеют место признаки тоталитаризма (в этом - антимодернізм).
Характерные черты:
- отрицание традиционной культуры
(особенно ее моральных и художественных ценностей);
- стремление к новациям, бунтівливості,
нарушение традиций;
- культивирование урбанизма (эстетика
машинной индустрии и большого города);
- переплетение документального
материала с фантастикой;
- в поэзии - разрушение
общепринятых норм языка, использование «слов на свободе».