Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

III. Литература конца XVIII - начала XX вв.

 

Тема 15. Иван Франко (1856 - 1916)

 

Иван Яковлевич Франко - выдающийся поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист, переводчик, ученый-гуманитарий, активный общественный деятель, философ.

И. Франко был разносторонне одаренным человеком. Всего себя он посвятил обогащению украинской культуры, подъему ее до европейского уровня. Литературная деятельность И. Франко стала целой эпохой в истории украинского писательства и в значительной степени разнообразила европейскую художественную палитру. Литературоведческие труды И. Франка способствовали развитию украинской гуманитарной науки, а его переводческая деятельность знакомила украинского читателя с лучшими достижениями мировой культуры.

Литературоведческая, критическая и публицистическое наследие Ивана Франко - величайшее достижение украинской критики и публицистики второй половины XIX - начала XX вв. (в 50-томному собрании произведений Франка ей отведено 18 томов).

И. Франко обосновал теорию научного реализма - литература должна художественно исследовать действительность в различным параметрам, твориться на началах народности.

Автор поэтических сборников: «Баляди и росказни», «С вершин и низин», «Увядшие листья», «Мой измарагд», «Из дней печали» и др. Перевел с 14-ти языков произведения мировых классиков.

Особенности творчества:

• И. Франко творил почти во всех литературных жанрах: поэзии, поэмы (социально - бытовые, сатирически-политические, юмористические, исторические, биографические, философские), сказки, рассказы для детей и взрослых (более 100), повести, романы, драматические произведения (около 15), очерки, фельетоны, памфлеты, этюды, литературно-критические статьи и т.д.);

• проза писателя имеет гуманистически-просветительский смысл, насыщенная социальным оптимизмом;

• поэзия характеризуется патриотической наснаженістю, глубиной философских размышлений, искренностью душевных переживаний (некоторые произведения художника положены на музыку: «Ой ты, девушка, из ореха зернышко», «Красная калина, чего в лугу гнешься?»);

• тематические горизонты творчества;

- современное и прошлое галицкого села;

- изображение жизни людей «дна»;

. - обучение и воспитание детей;

- жизнь интеллигенции, духовенства, рабочих;

- историческое прошлое;

- проблемы современной жизни и др.

• Иван Франко частично соблюдается традиционных взглядов на тематические пласты украинской литературы, раскрывающие жизнь разных социальных слоев украинского народа, и, в то же время, выводит литературу на новые горизонты.

Стильово И. Франко принадлежит к первых реалистов в украинской литературе. Он - величайший поэт послешевченковской суток. Новаторской была уже его второй сборник «С вершин и низин».

Традиции и новаторство в художественной литературе - это взаимосвязанные понятия, характеризующие узловые моменты литературной преемственности. Традиция в любой сфере человеческой деятельности - то, что в форме устоявшихся обычаев, норм, порядков передается из поколения в поколения. В художественной литературе в процессе длительного ее развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы и т.п.

Новаторство - нововведения, характеристика тех граней творческой деятельности человека, которыми эта деятельность отличается от традиционных форм. Писатель становится новатором в открытии тем, типов, в совершенствовании жанровых форм.

«Гимн»

Гимн (от греч. «торжественная песня») - торжественный произведение символично-программного содержания.

Поэзия вошла в сборник «С вершин и низин», которая вышла в 1887 г. (1893 - вторых

(полное) издание).

В поэзии предстал образ «вечного революцьонера» как извечного духа, что тело рвет к бою, рвет за прогресс, счастье, волю». Этого стремления человека не остановить никаким реакционным силам, хотя, как свидетельствует история человечества, они на протяжении тысячелетий пытались его умертвить, уничтожить. Поэт возносит хвалу порыва человека к свободе, счастью, указывает, что свободолюбивые идеи особенно раскрылись в новейшее время. Дух, что только «вчера розповився», шествует туда, где розвидняється, громким голосом зовет к себе миллионы угнетенных и обиженных.

Голос «вечного революционера», вечного бунтаря, что не мирится с неволей, теперь слышать в среде эксплуатируемых масс - «по пыльным мужицких избах, по станках ремесленников». Он дает людям труда воодушевление, порождает в них силу и рвение «не ридать, а добывать хоть сыновьям, как не Себе, лучшую судьбу в борьбе». Поэт верит в большую силу «науки, мысли, воли», поведет человека к лучшей жизни. Ритм, призывные интонации, высокий гуманистический пафос произведения отражают освободительные настроения украинского народа.

Сборник «Увядшие листья» (подзаголовок «Лирическая драма»)

Третья поэтический сборник И. Франка, вышла при жизни поэта двумя изданиями (1896, 1911), рожденная личными и общественными неурядицами, о чем свидетельствует подзаголовок «Лирическая драма».

М. Коцюбинский назвал сборник выдающимся явлением лирики: «Это такие легкие, нежные стихи, с такой широкой гаммой чувств и понимания души человеческой, что, читая их, не знаешь, кому отдать преимущество: поэту борьбы, или поэту-лірикові, сирівцеві любви и настроений».

В стихах сборника открывается трагедия влюбленного сердца. Перед читателем - лирический герой со сложным внутренним миром, интересной жизненной историей, морем мыслей, переживаний, мечтаний.

Сборник делится на три цикла («пучки»), стихи в них - «увядшие листья».

Увядшие листья - аллегорический образ, что символизирует «завмерлеє в сердце любовь».

Лирический герой больно переживает любовь без взаимности, это порождает в его душе пессимизм. Но поэт не отождествляется со своим лирическим героем, поэт возвышает любовь на небывалую- высь, сопереживает с ним, но не разделяет его мысли о самоубийстве.

И. Франко передает трагедию неразделенной любви, его беззащитность и уязвимость.

«Чего являешься мне во сне?..»

«Чего являешься мне во сне?..» (1895) - поэзия со второго пучка сборника «Увядшие листья», написанная в форме внутреннего монолога, искренней исповеди лирического героя, душа которого претерпела страданий.

В произведении представлена история неразделенной любви. Гордая девушка не ответила лирическому герою взаимностью, пренебрегла его чувствами. А тот не может забыть глаза любимого, они являются ему во сне, и он спрашивает, зачем тревожат душу. Потом сам себе отвечает, что пусть возлюбленная приходит к нему, хоть во сне он испытывает счастье.

Глубину страданий передают полны боли вопрос. Эпитеты, сравнения передают очарование образа возлюбленной, ее сдержанность в отношении лирического героя («немые уста», «прекрасные глаза те ясные, печальные, словно колодца дно студеное»).

Сила чувств, страсть выливается в героя в песне, и они тревожат душу других, находят в их сердцах отклик.

Поэзию написано чотиристопним ямбом, что. чередуется с одностопним ямбічним строкой. Такое построение придает произведения особого ритма, напряженности.

Стихотворение имеет автобиографические мотивы, положенный на музыку (композитор - К. Данькевич), является одной из жемчужин мировой интимной лирики.

«Моисей» (1905)

Поэма является одним из лучших произведений этого жанра. И. Франко надеялся, что революционная волна, которая поднималась в России, принесет освобождение и украинскому народу. Для реализации гостроактуальної общественно-политической проблемы Франко избрал библейскую историю о то, как ветхозаветный пророк Моисей вывел еврейский народ из египетского рабства. Поэма спроектирована на современную автору действительность. В Этом убеждает пролог к произведения, непосредственно обращенный к родному «замученного, разбитого народа («Народ мой, замученный, разбитый»).

Автор размышляет над судьбой родного края, порабощенного соседними государствами, которые его «сковали запрягли на верность»; предсказывает возрождение Украины в процессе неотвратимого прогресса истории, верит в то, что она засияет, «у народов вольных кругу».

Произведение характеризуется своеобразной строфічною строением (использована терцина).

Терцина - 1) грустная стихотворная форма с трирядкових строф, в которой рифмуются между собой первый и третий строки, а вторая строка рифмуется с первым и последнее строками следующей строфы; 2) стихотворение, написанное в такой форме.

Фрагмент прблогу к поэме «Моисей»

Народ мой, замученный, разбитый,

Языков паралитик тот на роздорожье,

Человеческим презрением, будто струпом, покрыт!

Твоим будущим душу я тривожу,

От стыда, потомков пізних

Будет жечь, заснуть я не могу.

Неужели тебе на таблицах железных

Записано у соседей быть навозом,

Тяглом в поездах их бистроїзних?

Неужели век будет твоим уделом

Укрыта злость, покорность облудлива

Всякому, кто изменой и разбоем

Тебя сковал и поклялся на верность?

Неужели тебе лишь не суждено было дело,

Что бы выявило твоих сил безмерность?

Неужели даром столько сердец горело До тебя святейшей любовью,

Тебе офіруючи душу и тело?..

В нет! Не сами слезы и вздохи

Тебе судились! Верю в силу духа

И в воскресный день твоего восстания...

И придет время, и ты огнистим видом

Засияешь у народов вольных кругу,

Труснеш Кавказ, впережешся Бескидом,

Покотиш Черным морем гул свободы

И глянешь, как хозяин домовитый,

По своем доме и по своим поле...

Теоретико-литературные понятия

Эпос

Эпос - один из трех родов литературы (наряду с лирикой и драмой), в произведениях которого жизненный содержание раскрывается в форме авторского повествования о людях и событиях.

Эпическое произведение (от греч. «рассказ, слово») - художественное произведение, в котором содержание раскрывается в форме авторского повествования о события внешнего мира, основным предметом художественного воспроизведения является социальное бытие людей в его самых разнообразных проявлениях и причинно-следственных связях.

Новелла - один из видов эпических произведений, близок по размеру к рассказу, но отличный от него необычайной краткостью в изложении, напряженностью развития сюжета, неожиданностью развязки; присущ глубокий психологизм в раскрытии внутреннего мира персонажей, отступления от норм устоявшейся построения.

Рассказ - небольшое эпическое произведение об одной или несколько событий из жизни персонажа, которые играют важную роль в его долі.Для рассказы характерны отсутствие широкой мотивации событий, спелость или отсутствие описаний, представление персонажей преимущественно в сформированном виде.

Повесть - повествовательный прозаический произведение, больший по объему от рассказа, меньше романа, что имеет однолинейный сюжет, главных и второстепенных персонажей.

Роман - большой и сложный по строению эпическое прозаическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей.

По содержанию роман может быть:

- социальный;

- социально-бытовой;

- исторический;

- психологический;

- философский;

- сатирический;

- приключенческий;

- биографический;

- фантастический (научно-фантастический и фэнтези);

- автобиографический;

- готический;

- причудливый;

- детективный.

Жанровые разновидности романа:

- роман воспитания (посвящен проблеме формирования личности)

- роман с ключом (персонажа отвечает конкретный прототип в жизни);

- роман-путешествие (разновидность приключенческого или сенсационного романов, сюжет которого построен на рассказе о путешествии);

- роман в новеллах (не имеет целостной композиции, состоит из нескольких автономных новелл, объединенных общей идеей или темой);

- роман-эпопея (рассказ о масштабные события всенародного значения, создание сильных характеров);

-роман-хроника;

- роман в письмах,

- роман-река;

- роман-баллада - жанровая разновидность романа, который содержит признаки баллады (в частности, доминирование мотива любви женщины с демоническим существом в мужском облике и т.д.).

Комическое

Комическое (от греч. «смешной, веселый») - это эстетическая категория, которая сочетает в себе смешное в жизни и способы его отражение в художественном творчестве; это жизненная противоречие, становится в искусстве объектом эмоционально и эстетически окрашенной критики - осмеяния.

(Противоречия, порождающие комизм, разнообразные: несоответствие уродливого прекрасном, цели - средствам, формы - содержанию, действия - обстоятельствам, внутренней пустоты - привлекательной внешности и т.д.)

Основные формы комического:

Фарс - ограничение смешного только внешними действиями, внешним уродством (любая неуклюжесть, смешные привычки, недостатки в внешности, несуразные приключения и тому подобное).

Юмор - точный, сжатый, часто афористичен высказывание с сатирическим или шутливым оттенком. Комическое в дотепі основывается на неожиданности параллели образа, переосмыслении высказывания и т.д.

Основные типы комического:

Юмор (от лат. «влага, жидкость», то есть смешное до слез) - вид комического, когда о серьезном говорится с улыбкой, когда доброжелательном осмеянию подвергаются недостатки в характере, поведении, внешнем виде людей, беззлобно-добродушное, шуточное изображение смешных явлений (например, Г. Цветок-Осиов'яненко «Сватовство на Гончаровке», И. Карпенко-Карый «Мартын Боруля»).

Сатира (от лат. «смесь, всякая всячина») - способ художественного отражения явлений действительности, который находит выражение в резком высмеивании негативного в общественной жизни и человеческих характерах; непримиримое, гневное осмеяние всего уродливого (например, И, Нечуй-Левицкий «Кайдашева семья», Г. Квитка-Основьяненко «Конотопская ведьма»).

Гротеск - это высшая степень комического, художественный прием в искусстве, основанный на нарочито карикатурном искажении, нарушении форм и размеров предметов, преувеличении или применшенні изображаемого, на сочетании резких контрастов, сочетании реального с фантастическим, трагического или страшного с комическим, смешным.

Самые распространенные виды юмора и сатиры:

- шутка (доброжелательный смех);

- ирония (скрытая насмешка);

- сарказм (гневное, больное высмеивание чего-то).

Основные средства создания комических ситуаций и образов:

- бурлеск;

- травестія;

- пародирование - высмеивание или дискредитации кого-то через подражание;

- гротеск;

- каламбур (от франц. «игра слов») - очень краткое сочинение, построен на комическом использовании многозначности какого-нибудь слова или выражения или звукового сходства слов;

- шарж - изображение кого-либо в умышленно искаженном или смешном виде.

Трагическое

Трагическое - изображение в художественном произведении несчастья, страдания, безвыходного положения или гибели человека.

Древняя Греция

Причина трагического - вмешательство рока в судьбах людей, которые не могли этому противостоять.

Эпоха Возрождения

Причина трагического - несоответствие, противоречие между стремлениями героя и неблагоприятными общественными обстоятельствами.

Классицизм

Трагическое как следствие конфликта между чувствами героя и его обязанностями перед государством, народом.

Реализм

Причина трагического - неблагоприятные общественные условия, реакционность общины и т.д.

Романтизм, модернизм

Причина трагического - неумение человека сгармонизировать различные грани своей души, уровне бытия.

Героическое

Героическое - самое высокое возвышение человеческого духа, преданность общечеловеческим идеалам добра и справедливости, что оказывается в саможертовній борьбе за их победу.

Драма

Характерные жанры драмы:

Трагедия - драматическое произведение, в основу которого положено очень острый, непримиримый и жизненно важный для определенной эпохи конфликт, необычный герой попадает в безвыходное положение, вступает в борьбу с непреодолимыми в данной ситуации силами и часто погибает (И. Карпенко-Карый «Савва Чалый»).

Комедия - драматическое произведение, в котором сатирическими и юмористическими средствами отражается смешное в жизни, высмеиваются уродливые общественные и бытовые явления, негативные черты людей (М. Кропивницкий «Пошились у дурні»).

Собственно драма - драматическое произведение, в основу которого положен острый жизненный конфликт, напряженную борьбу и сложные переживания персонажей, но развязка не имеет трагического характера, отсутствует сознательная установка на комическое (Т. Шевченко «Назар Стодоля», И. Франко «Украденное счастье»).

Жанровые разновидности драматических произведений

Мелодрама - назидательно-морализаторский, подчеркнуто эмоциональный драматическое произведение с острой фабулой, в котором персонажи резко делятся на добрых и злых; необычная судьба положительных персонажей, исключительные чувства и страдания вызывают умиление, счастливая концовка - чувство радости (М. Кропивницкий «Дай сердцу волю...»).

Водевиль - небольшая, часто веселая одноактная пьеса, в основу которой положено анекдотическую событие и в которой разговоры героев чередуются с шуточными песнями, танцами; характерны простая композиция, динамичный сюжет, остроумие, острота реплик.

Трагикомедия - драматическое произведение, в котором сочетаются черты трагедии и комедии (И. Карпенко-Карый «Мартын Боруля»).

Мистерия - массовая драматическое представление на сюжеты религиозных легенд.

Драма-феерия - драматическое произведение с сказочно-фантастическим сюжетом и персонажами (Леся Украинка «Лесная песня»).

Особенности композиции драматических произведений

Основу драматических произведений составляют монологи, диалоги, полілоги (то есть реплики) персонажей и авторские ремарки.

Реплика - каждое отдельное высказывание персонажа пьесы.

Ремарка - авторское пояснение для режиссера и актеров, в котором описано обстановку на сцене, внешность героев, их действия, жесты, интонации и т.д.

Особенности пьесы:

- композиция: действия делятся на явы (сцены, картины);

- портреты, пейзажи; авторские отступы, интерьеры, экстерьеры отсутствуют или вынесены в ремарки;

- размещение развязки ближе к конца драмы.

Конфликт - столкновение противоположных интересов и взглядов, характеров и обстоятельств, которое положено в основу действия: конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами, в сознании героя; может быть явным или скрытым, внешним или внутренним.

Прототип (прообраз) - реально существующая конкретное лицо, жизни, характер, деятельность которой положены писателем в основу созданного им художественного образа.

Художественная типизация - художественное обобщение определенных жизненных явлений в конкретных, индивидуальных образах и картинах. Отбирая существенное, существенное, свойственное многим людям и явлениям, писатель с помощью образного воображения и художественного вымысла воплощает это типическое в индивидуальном образе.

Тип - это яркий художественный образ - персонаж, который концентрирует в себе черты характера, образ мышления определенной группы людей или нации, оставаясь ярко индивидуальным, неповторимым.