ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Историко-мемуарная литература
ЛЕТОПИСЬ САМОВИДЦА
(Отрывки )
Года
1663 (...) Как вдарено в бубны на совет, Брюховецкий, ведлуг1
постановления, пеше войско привел к палатке своей стороны на тую совет. И Сомко
не зозволився; и сам, и все казаки, при нем будучії, как люди достатнії, на
конях добрых, нарядно и при оружжю, как до войны, (...) же єжели бы ведлуг мысли
оных рада стать бы мила, то между собой битву мити, ибо при лагере Сомковом
и пушек было немало. Но трое ничего не помогло, понеже запорожцы лаской его
царского величества уверены (были).
И
скоро тая рада стала, и боярин вышел из палатки и начал читать грамоту и указ
его царского величества, не дано того скончити, ни слушая письма царского
величества, сейчас крик произошел с обеих сторон в гетманство. Одни кричат:
-
Брюховецкого гетманом!
А
второй кричат:
-
Гетманом Сомка!
И
на столець обеих сажають.
А
дальше и между собой взялись драться, и бунчук Сомков сломали, заледво Сомко
вырвался през шатер царский и допав коня. И кінная старшина. А других
позабивано в несколько мужчину.
И
так сторона Сомкова должна уступать до лагеря своего, а сторона Брюховецкого
на столець посадила Брюховецкого, зопхнувши князя, и гетманом окрикнули, дав
оному булаву и бунчук в руки.
(...)
И так Брюховецкий с теми знаками зойшов до своего лагеря, где стоял над
Остром в Углу Романовского.
А
Сомко въехал в своего лагеря, юже не имея бунчука ни булавы, ибо трое
запорожцы выцарапала оному (...)
Года
1677. Зима барза великая была так снегами, как и морозами.
И
мало какой день был без ветра. И длилась снегами и морозами большими около
до святого Георгия, же юже людєм на Сіверу не только сена, но и соломы на
домах не становилось (...)
Того
же года, месяца имеет семогонадцять дня, в четверок в обідньой часов, по службе
Божой в повгодині может, занялася церквей Рождества Христова, стоячая в рынке,
около амбаров крамних, в Стародубе. Од которого зажженная церковь, не ведать которым
способом, подобно, с не - опатрності паламаровой, а особенно гнев Божий за
беззаконія наша, - так великоє строительство церквей Божиїх четырех, стоящих в
самом огороде, зо всею отделкой их, которая на всю Украину славная была в
мальованню образов, так тоже великостію звонов, - совсем погорел, как и в
домах дворов со всеми немаль имениями. Так выгорело все город, же жадная
не только хата не зостала, но ни башня, даже и самії валы погорели, ничего
не оставив, а и за городом, на несколько сот подим'я погорело.
Так
страшный пожар был за скаранням Бозьким. Потому что в том городе всчалася ненависть.
Первая - полковник против гетмана, священники между собой, осьм на двух немаль
цалий рок беспокоились; между казаками и посполитыми ругай, позви; а опять нельзя
корчмы, шинки немаль в каждом дворе, а при кабаках безецності и частії
забойства, а за вшетечность никакой карності не чинено (...)
1
Ведлуг - соответственно.