Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

СТАРИЦКИЙ МИХАИЛ (псевд. и крипт. М. С; С.; Ст. М.; Гетманец, Карпівець, Подолянин; 14.12.1840, с. Ячейке, теперь Чернобаевского района Черкасской обл. - 27.04.1904, Киев) - писатель (поэт, драматург, прозаик, переводчик), театральный и культурно-общественный деятель.

Происходил из дворянской дрібномаєтної семьи. Рано потеряв родителей (1853), жил и воспитывался в семье дяди по матери В. Лысенко, где особенно сблизился со своим двоюродным братом Николаем Лисенком. будущим композитором. Окончил гимназию в Полтаве, учился в Харьковском (1858 - 1860) и Киевском (1860 -1866) университетах. Увлекался литературой, музыкой, театром. С 1867 г. живет в Киеве, разворачивает литературную, общественно-издательскую и театральную деятельность, в частности участвует в работе Юго-Западного отдела Российского географического общества и Киевского литературно-артистического общества. В начале 80-х годов издал альманах «Рада», который получил высокую оценку И. Франко.

С августа 1883 г. М. Старицкий - директор труппы М. Кропивницкого, в 1885 г. возглавил новую труппу. У1892 - 1897 гг. - директор и режиссер труппы М. Садовского. В историю украинского театра М. Старицкий вошел как мастер массовых сцен; большого внимания как режиссер предоставлял индивидуализации сценических персонажей, музыкальном и сценографічному оформлению. Театр под его руководством критика впоследствии назовет торгово-романтическим или «театральным театром» (Я. Мамонтов).

В последние годы жизни работал на литературном поприще.

Как поэт М. Старицкий начал с переводов произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Некрасова, В. Жуковского, Н. Огарева, других славянских поэтов. Выходят в его переводах «Басни И. Кригова» (1874), «Песня про купца Калашникова» М. Лермонтова (1875), «Сербские народные думы и песни» (1876), «Сказки» Г. Андерсена (1873). Молодой художник переводил сложные по жанрово-стилевой манерой (гражданская, медитативная, интимная поэзия; байка, стилизованная авторская дума, народная дума и песня). Впоследствии таким же разнообразием жанровых форм и стилевых приемов сказываться и оригинальная поэзия (сборники «С давнюю тетради. Песни и думы», изд. 1; 2; 1881 и 1883).

Критика отмечала преимущество гражданских мотивов в лирике поэта. Общее направление и характер поэзии Г. Старицкого И очертил. Франко: «Здесь русский интеллигент, - писал он, - пробует на украинском языке, в поэтической форме говорить интеллигентов о делах близкие тем интеллигентам, о том, что всех мучило и всех болело, говорить ясно, без аффектации, без конвенциональной маски «мужицкого поэта». Подобное отмечал и С. Ефремов: «Время великой гражданской борьбы одбивсь на Старицкому решительным перевесом гражданских мотивов... над произведениями личной лирики... Национальный гнет, война за славянство и славянский вопрос, народные нищета, распад и безверия в интеллигентских классах - вот что нашло выражение в его поэзии вплоть до программных заявлений украинства того времени».

Новые темы и идеи требовали новых поэтических интонаций и подходов, и М. Старицкий напряженно ищет их (вплоть до «ковка новых слов»). Стихи поэта 60 - 70-х годов были, по выражению И. Франко, первыми пробами «новых тонов, новых форм, нового выражения в нашей поэзии пошевченкової суток».

Сильнее всего художественную разработан в поэзии М. Старицкого тему («Нива», «К», «К молодежи»); тему народного бесправия и нищеты (поэзии «Весна», «Край камелька», «Швея», «Грустно и темряво...», «И шум, и кровь», «Город», «Ночи темноте с метелями») и Скользкую к ней - политического и национального угнетения («Слишком уже!», «За злыми властелинами», «Что не день, то хуже мир трухлявый», «Сердце мое скучное...», «Нет правды», «К И. Билыка» и др.). Гневный протест против спекуляции именем народа в войнах, которые вел российский царизм, звучит в стихотворении «Редактору». Поэзии, посвященные борьбе балканских славян против турецкого ига в Болгарии, Боснии и Герцеговине, участие в ней украинских добровольцев отражали надежды на освобождение своего народа («К броне», «Смерть славянина», «На вы!», «К славянам»).

Отдельную страницу поэзии М. Старицкого составляет пейзажная и интимная лирика, которая соответствует духу украинской народной песни: «Жажда», «На озере», «Слеза», «Вызов» («Ніч яка, Господи! Місячна, зоряна...»). Большинство этих поэтических жемчужин положены на музыку М. Лысенко и другими композиторами и стали любимыми народными песнями.

Место и роль М. Старицкого-поэта в литературном процессе эпохи И определил. Франко: «Он был первым из тех, кому приходилось проламывать псевдошевченківські шаблоны и выводить нашу поэзию на широкий путь творчества, и еще только за ним пошел Кулиш в более поздней эпохе своего стихосложения... а дальше Гринченко, Самойленко, Леся Украинка, Крымский и целая фаланга молодых, мы должны признать немалую его заслугу...»

Богатству поэтических тем, художественных мотивов и образов соответствует разнообразная композиция, метрика, стилистика. Видим у Старицкого стихотворение - призыв и поэтическую медитацию, гневные инвективы и живописные образки с натуры, сатирическое и лирическое стихотворение, романс, стихотворение - посвящение, поэму, романтическую балладу, что значительно расширило жанровые, стилевые, версификацийни возможности украинского поэтического слова. Наряду с огромным переводческим творчеством (более 200 произведений) это настоящая школа поэтического мастерства. В сложную пору преследований и гонений украинской культуры она способствовала ее сохранению и развитию.

«Я думаю, что моя сила крупнейшая в драме», - писал М. Старицкий И. Франко. Драматург написал более 30 пьес оригинальных (на заимствованные сюжеты популярных прозаических произведений) и основательно переработанных малосценічних драм других авторов.

Среди оригинальных произведений писателя высочайшей оценки заслуживают социально-психологические драмы «Не судилось» («Барское болото») (1881), «Талан» (1893), «В темноте» (1892), «Крест жизни» (1901), социально-бытовая «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці» (1887). им присуща актуальная, значимая проблематика, психологическая достоверность характеров, связь с фольклорно-этнографической культурной традицией, яркая сценичность. Жизнь украинского порется форменной города и села, бытование различных общественных слоев и прослоек, их взаимодействие показано здесь правдиво и глубоко.

Заинтересованность историческим прошлым, человеческими судьбами в бурное время освободительных войн, которые вела Украина в XVII - XVIII вв., побудила драматурга написать ряд пьес в героико - романтическом ключе. Это драмы «Богдан Хмельницкий» (первая редакция 1887, вторая - 1897), «Маруся Богуславка» (1897), «Оборона Буши» (1898); драматическая поэзия «Последняя ночь» (1899) и др.

Работал М. Старицкий в популярном тогда жанре водевиля («Как колбаса и рюмка, то пройдет и ссора», 1872; «Помодньому», 1887; «Волшебный сон», 1889).

Значительное место в театральных репертуарах занимают инсценировки и драматические переработки М. Старицкого. Популярными стали такие из них, как «За двумя зайцами» (по сюжету малосценічної драмы И. Нечуя-Левицкого «На Кожемяках»), «Цыганка Аза» (по повести И. Крашевского «Хата за селом»), «Черноморцы» (по «Черноморским макаром на Кубани. Кухаренко), инсценировки повестей М. Гоголя «Рождественская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Тарас Бульба». Некоторые критики отказывали этим произведениям в литературной стоимости и любой оригинальности, но дальнейшее изучение вопроса показало и исключительно высокую сценичность этих произведений, что является полностью заслугой М. Старицкого, и значительную меру нового, оригинального, художественно значимого, что внес драматург в разработку заимствованных сюжетов.

В 80 - 90-е годы М. Старицкий заявил о себе как автор исторических романов и повестей (написанных в основном на русском языке). Это роман - трилогия «Богдан Хмельницкий» («Перед бурей», 1894; «Буря», 1896; «У пристани», 1897), посвященный событиям освободительной войны украинского народа 1648 - 1654 гг. Тематически близка к роману повесть «Осада Буши» (1891). Исторические события более поздних времен воспроизведено в романах «Молодость Мазепы» (1893) и «Руина» (1899), «Последние орлы» («Гайдамаки», 1896). Остросюжетная повесть для юношества «Заклятый клад» (1900) рассказывает о политических изменениях в Речи Посполитой в XVII в., быт польской шляхты, ее непростые отношения с украинским казачеством. Здесь, как и в большинстве своих повестей и романов, писатель пользуется так называемой «вальтерскоттівською» сюжетной схеме, впервые введенной в украинскую эпика П. Кулишу: любовные приключения молодой пары разворачиваются на широком историческом и общественном фоне, соотносятся с историческими сдвигами в жизни народа. В повестях «Черный дьявол» (1896) и «Первые коршуны» (1900) писатель обратился к такой малодослідженої темы, как жизнь Киева в XVI - XVII вв. В романе «Разбойник Кармелюк» (1902) отражено антикрепостнические выступления крестьян на Подолье в первой половине XIX в.

Историко-романтические произведения М. Старицкого пробуждали интерес широкой аудитории к прошлому и современной Украины, ее героической истории и богатой культуры, к особенностям национального характера и быта украинцев.

Романы и повести писателя сказываются широтой охвата исторических и политических событий, динамичным, острым сюжетом, точностью бытовых, локальных реалий, неповторимым колоритом. Создана в сложное время рубеже веков, его историческая проза утверждала национальное сознание, поддерживала веру в неисчерпаемость народных сил, в способность народа, нации возродиться для новой жизни, найти свою историческую дорогу.

Немалое место в прозе писателя отведено социально-психологическим повестям («Рассудили», «Безотцовщина»), рассказам и очеркам из жизни украинского села и города. По стилевой манере они являются как бы переходным звеном между старой торгово-реалистичной прозой с определяющим в ней социальным аспектом, социальной предопределенностью судьбы героев (И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Б. Гринченко, И. Франко) и новейшей психологической прозой (Г. Коцюбинский, А. Кобылянская, В. Винниченко и др.).

Лит.: Корифеи украинской сцены. К., 1901; Комишанченко М. П. Михаил Старицкий: Лит. портрет. К., 1968; Франко И. Михаил П[етрович] Старицкий // Франко И. Собр. произведений: В 50 т. К., 1982. Т. 33; Левчик Н. В. Поэзия М. П. Старицкого (жанровые и образно-стилевые особенности). К., 1990.

Л. Демьяновская