Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

СМОТРИЦКИЙ МЕЛЕТИЙ (светское имя Максим; бл. 1572 г., по другим данным - в 1575 г., с. Смотрич, теперь пгт Дунаевецкого р-на Хмельницкой обл. - 27.12.1633, с. Дермань, теперь Усгенське Вторых Здолбуновского р-на Ровенской обл.) - поэт, украинский и белорусский писатель - полемист, церковный деятель.

Сын Герасима Смотрицкого. Образование получил в Острожской академии. Учителем Мелетия был ученый грек Кирилл Лукаріс (впоследствии константинопольский патриарх). В начале 1590-х годов учился также в Венской иезуитской академии, которую успешно закончил. Работал домашним учителем в семьях белорусских православных магнатов, князей Огинських и Соломирецьких. В 1600 г., сопровождая своих питомцев за границу, изучает философию, теологию и филологические науки (в рамках которых знакомится с античной культурой и ведущими мыслителями и поэтами Возрождения) в немецких протестантских университетах Вроцлава, Нюрнберга, Лейпцига и Виттенберга. Получает степень доктора медицины. В Украину вернулся, вероятно, 1604 г. Застав упадок Острожского отделения, поселяется в имении Соломирецьких под Минском. В этот период, очевидно, окончательно сформировалось его мировоззрение.

Первые литературные попытки можно датировать годами обучения в Венской академии. К сожалению, ряд ранних антиуниатских трактатов Мелетия Смотрицкого не сохранилось. Переехав в Вильно, становится членом Венского церковно-мещанского братства. 1608 г. датируется написан на польском языке трактат «Антиграфи» («Відписи»), был ответом на униатские писания Ипатия Потия «Герезія» и «Гармония». 1610 г. выходит новый трактат под псевдонимом Теофил Ортолог «Тренос, или плач восточной церкви...», также написанный на польском языке, который справедливо считается вершинным в его творчестве. Толчком для написания «Треноса» стал погром православных святынь в Вильно, совершенное по указанию Ипатия Потия. Самым эмоциональным в «Треносе» есть скорбный монолог матери-церкви и отечества, истоки которого следует искать в творчестве Г. Смотрицкого, Клирика Острожского, Ивана Вышенского, а также в фольклоре. Вполне справедливо современники высоко оценили «Тренос», а его автора острожский пресвитер Даміаи Наливайко назвал «русским» Златоустом. Известны печатные ответы на «Тренос» Мелетия Смотрицкого - книги П. Жалобы «Na threny и lament Teofila Ortologa do Rusi greckiego nabozenstwa przestroga» (Краков, 1610) и И. Муроховського «Раrygoria albo utulenie uszczypliwego Lamentu» (Свободно, 1612). Есть свидетельства, что Мелетий Смотрицкий собирался вступить в полемику с П. Жалобой и И. Муроховським.

Следующие 10 лет после выхода «Треноса» живет в венском Свято духовском монастыре. В 1616 - 1617 гг. исполнял обязанности ректора Киево-Братской школы. 1617 г. вернулся в Вильно и принял монашество. В 1618 г. в Вильно и в 1619 г. в Єв'є (близ Вильно) вышла его знаменитая работа «Грамматіки словенския правилноє синтагма», которая справедливо считается периторядною фундаментальным трудом в истории филологической науки. Автор продемонстрировал в ней педагогический вкус и методическую мастерство. Как и «Треносом», своей «Грамматикой» он противостоял тем, кто пренебрежительно относился к славянской речи (см. хотя бы произведение П. Жалобы «В jednosci kosciola bozego», где говорится, что «на этом языке нет ни грамматик, ни риторик, ни определенных регул...»). Учебник состоит из четырех частей - Орфографии, Этимологии, Синтактису и Просодии. Четвертая часть, несмотря па то, что автор ошибочно разделял (по аналогии с греческим) гласные звуки украинского языка на длинные и короткие, давала обстоятельные и исчерпывающие сведения о стихотворные размеры и правила стихосложения.

Весной 1620 г. Мелетия Смотрицкого посвящен в архиепископа полоцкого, епископа витебского и мстиславского. В ноябре этого же года умер его наставник Леонтий Карпович, над могилой которого он произнес «Казаньє на честный потребностей пречестного и благодаря идеям преподобного мужа... о. Леонтия Карповича» (издано в Вильно отдельной брошюрой 1620 г.). Не исключено, что Мелетий Смотрицкий был и автором поэмы - панегирика «Лямент в свита нищих...» (Вильно, 1620), также посвященной Леонтию Карповичу (его перу принадлежит ряд стихотворных посвящений). Впоследствии стал еще и архимандритом венского братского Святодуховского монастыря. На этот период приходится противостояния униатского архиепископа Иосафата Кунцевича и Мелетия Смотрицкого, в которое были вовлечены самые разнообразные круги, в результате чего пострадало много православного люда. Это и побудило его к написанию памфлета «Virificatia niewinnosci» («Оправдание невинности», 1621), в котором он встал на защиту белорусского и украинского народов, отстаивал их право на национально-религиозную свободу.

«Оправдание невинности» вызвало бурное сопротивление униатов и повлекло ряд книг-ответов. Особенно зацепил Мелетия Смотрицкого произведение «Двойная война». Именно против него был направлен новый его памфлет - «Obrona Verificaciey» («Оборона оправдание», конец 1621 г.). В ответ на «Оборону...» униаты выдали «Экзамен обороны» (1621). В 1622 г. стороны обменялись еще несколькими памфлетами и ответами. В 1623 г. Иов Борецкий и М. Смотрицкий присутствовали на Варшавском сейме, где обсуждались вопросы, связанные с православной иерархией. 1623 и 1624 года обозначены тяжелым кризисным состоянием Г. Смотрицкого. 1623 г. в Витебске убили униатского архиепископа Кунцевича, что осложнило положение М. Смотрицкого и витебских православных мещан. В 1624 г. он едет в Киев на совет к Иова Борецкого и Петра Могилы. Ища выхода из сложной ситуации, пришел к выводу, что путь к примирению раздора лежит через принятие унии на справедливых началах. Надеясь также найти поддержку в Константинополе - у патриарха, бывшего своего учителя Кирилла Лукаріса, поехал туда.

Путешествие длилось два года. За это время в православных кругах распространился слух о приверженности Мелетия Смотрицкого в унию. В Киеве его приняли холодно. Возвращение в Витебск также потеряло всякую перспективу. Итак, он принимает предложение стать настоятелем Дерманского монастыря на Волыни. Цена этой должности - принятие унии. Церемония приобщения к унии состоялась 6 июля 1627 г. Некоторое время это событие держалось в тайне. Мелетий Смотрицкий не оставлял мысли найти взаимопонимание между православными и униатами, мечтал о принятии «Катехизиса» (книги, содержащей краткое изложение догматов христианской веры в вопросах и ответах). В «Рассуждениях о шесть различий» изложил суть тех положений, на которых базируется спор между православной и католической церквями. Для поместного собора в Киеве, на котором должны были рассматривать вопрос признания папы почетным председателем христианства, Мелетию Смотрицкому было поручено сделать доклад о эти различия. Однако вместо доклада он написал трактат «Апология моего путешествия до краев восточных», которая была напечатана 1628 г. в переводе на польском языке.

На соборе в Киеве трактат признано за еретический и предан анафеме. Книга призывала к согласия и братской любви, то есть до признания унии. В «Апологии...» отмечалось, что розходженім между католицизмом и православием - это схоластика, а споры между ними сводятся не к сути вещей, а в тщетных слов. Не подчинившись Киевском собора, Мелетий Смотрицкий тайно выехал из Киева и в Дермани в течение трех недель написал «Протестацію» (Киев, 1628), которую можно назвать мемуарно-эпистолярным произведением: авгор подробно описывает обстоятельства появления «Апологии...», атмосферу Киевского собора. За «Протестацією» появилось «Уговоры» («Паренезис»), «Апология...» вызвала несколько книг - ответов. Мелетий Смотрицкий в свою очередь написал 1629 г. и издал во Львове «Екзетезис...» («Расправа или поквитання...»).

Мелетий Смотрицкий возлагал надежды на Львовский собор 1629 г., на котором, как надеялся, воцарится взаимопонимание между православными и униатами. Однако собор, по сути, провалился, и Мелетий оказался в полной изоляции. Он погрузился в монастырскую жизнь, аскетизм, что сразу же сказалось на здоровье. 9 января 1634 г. его не стало.

Лит.: Украинская поэзия. Конец XVI - начало XVII вв. К., 1978; Яременко П. К. Мелетий Смотрицкий: Жизнь и творчество. К, 1986; Украинская литература XVII в. К, 1987; Украинская поэзия XVII ст. Первая половина. К., 1988; Лучканин С. Румынские пути «славянской Грамматики Мелетия Смотрицкого И Возрождение, 1995. № 5-6.

М. Судимая