Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

СКОВОРОДА ГРИГОРИЙ (03.12.1722, с. Чернухи, теперь пгт. Полтавской обл. - 09.11.1794, с. Ивановка, теперь Сковородиновка Харьковской обл.) - философ, поэт, прозаик.

1738 г. поступил в Киево-Могилянской академии, учился с перерывами 10 лет. Отказался от духовной карьеры. В 1745 - 1750 гг. находился в Венгрии, путешествовал по Австрии, Польши, Италии. Познакомился с немецкой философией (мистиков), итальянской культурой. Работал преподавателем Переяславского и Харьковского коллегиумов, домашним учителем у помещика Томары. - За несоответствие содержания и методов преподавания официальным установкам оставил педагогическую деятельность. С 1769 г. вел странствующий образ жизни. На это время приходится написания большинства произведений, которые через запрет книгоиздания в Украине не печатались, а переписывались и распространялись устно. Первое печатное произведение «Паркісс» вышел в свет в 1792 г. Избранные произведения вышли в Петербурге (1861).

Долгое время фигура Г. Сковороды толковалась в двух ипостасях: поэта и философа. Ведь считалось, что украинская проза зарождается лишь в начале XIX в., и то лишь социально-бытовая. Произведения Владимира Мономаха, Илариона, Кирилла Туровского, Ивана Вышенского, И. Гизеля, П. Могилы относили, как правило, к творчеству религиозно-проповеднической. Игнорировались структура, жанровые особенности, стиль тех произведений, а также многовековые культурно-эстетические традиции.

Произведения Г. Сковороды является не только образцом украинской философии, но и выдающимся достижением украинской художественной прозы, истоки которой не только в философско-художественных писаниях Сократа и Платона, других писателей - философов Греции и Рима, но и в творческом наследии Владимира Мономаха и митрополита Иллариона, их последователей.

Основной философский вопрос для Г. Сковороды - это не только отношение Бытия и Сознания (Материи и Духа), но и проблема происхождения, сущности (подлинности), назначение человека, его пути к счастью.

Его прозаические произведения по структуре - это диалогические и полілогічні «диспуты» (таковые устраивались в школах эллинской Греции и Киево-Могилянской академии преподавателями, студентами), трактаты - наставления (вроде «Поучение детям» Владимира Мономаха), трактаты - послание, полемически - педагогические притчи. Для философа и писателя - гуманиста главным было не знание и созидание новых философских ценностей (то - средства), а познание (истина) как путь к самопознанию и создания Человека.

Настоящий человек - мечта и высший идеал Г. Сковороды. Поэтому и его ориентация на философию «сердца» (а не логики - явление чисто украинское, начатое еще в Киевской Руси - Украине, а вивершену Т. Шевченко, П. Юркевичем. Это и определяет органический синтез философии и литературы, этики и эстетики, к тому же и в содержании, и в формах (жанрах, стилистике, поэтике).

Еще в ранних диалогах - проповедях «Наркісс» и «Асхань» автор рассматривает внутреннюю суть человека сквозь призму единства и борьбы добра и зла; победа того или другого, по его мнению (суголосну с взглядами представителей позднего Возрождения, В. Шекспира), и определяет разницу между хорошим мужем и злым». Мыслитель является сторонником христианской идеи нищеты («а мой жребий с голяками»), что видно из произведений «Беседа, нареченная двое» и «Разговор пяти путников о истинном щастіи в жизни». В То Же Время Г. Сковорода видел и то, что при одинаковых условиях люди бывают разные и целью (идеалом), и средствами ее достижения: моральными или нет. От природы человек добрый, «злой» ее делают условия. Поэтому главное - познание в себе естественного человека (себя самого). На этом основании философа обвиняли в индивидуализме. Он считал, что все люди талантливы, только каждый по-своему. Познать свою сущность («настоящего человека») означает найти путь и к собственному счастью, и к наиболее эффективному служению людям. Носитель подлинности в человеке - сердце. Потому как между землей и небом есть солнце, так между телом и интеллектом - сердце. Оно - также источник жизни и истины, а главное - свободы.

Между макромиром (природой, космосом) и микромиром (человеком) есть Слово: оно - синтез и мудрости, и красоты как высшей формы проявления подлинности, и счастье внутренней свободы («мир ловил меня, но не поймал»), и самопознания и самосозидания.

Главное для Него - внутренняя сущность. Она и предопределяет структуру его прозаических произведений: форма у них - философский диспут, который имеет сюжет и фабулу, завязку и развязку, а главное - конфликтную основу и характеры. Конфликты в произведениях писателя соотносятся с проблемами действительности: социальными, политическими, семейными, морально-этическими, духовными. Это тогда, когда он обличает «гогочущих», «лукавых», «алчных», «змеев», «крокодилов», «обезьян», что правят Родиной, и тогда, когда «поучає»: общество - машина, в которой «замешательство бывает тогда, когда ея части отступают от того, к чему оныя своим хитрецом зділаны» («Разговор пяти путников о истинном щастіи в жизни»).

Так же и человек отходит от собственной сущности, когда теряет чувство «сродности» с природой, потому что «природа есть первоначальная всему причина и самодвижущаяся пружина» («Алфавит, или букварь мира»), трудом и другими людьми, потому что тогда в ней обнаруживается «не одна, но двe волы» («Пря Черту со Варсавою»): добра и зла. Зло возникает на почве «лжи», «беззаконие», добро - Любви (как творческой деятельности).

Высшая мера Любви (добра, подлинности, свободы, красоты) для Г. Сковороды - духовная личность («Жена Лотова»), а опора в духовности - память не так во времени и пространстве (географии), как в процессе истории («Разговор пяти путников...», «Асхань»). Так же воплощение мечты - горна республика», ибо в ней - все новое: новые люди, новая природа, новое творение, «не так, как у нас под солнцем все ветошь ветошей и суета суетствій» («Жена Лотова»).

Закономерно, что в диа(поли)логах Г. Сковороды нередко случаются стихи («Брань архистратига Михаила с Сатаной»): в которых доминирует не так философский метод, как эмоциональный настрой, художественная символика; объекты логики, а страстная поэтизация (что он и отстаивал в трактате «Кольцо»).

Сковорода - лирик является одним из представителей классического барокко. Сборник «Сад божественных пісней» (1758) созвучна философской прозе: это лирика «внутреннего вихря» человека (тревоги, печали, летопись сложных, противоречивых переживаний), исповедь благородной души («Ах ты, тоска проклята! В надоедливая печаль! Грызешь меня измлада...»). По свидетельству М. Ковалинского, сборка писалась, когда «Сковорода начал чувствовать вкус к свободе вот суетностей и пристрастий житейских; в убогом, но беспечальном состоянии; в уединении, но без расстройки с самим собой». И в поэзии Г. Сковорода выступает певцом «естественной» (настоящей) человека, содержательно - духовной жизни, высоких морально-этических идеалов, политической, национальной (славит «отца вольности» Бы. Хмельницкого), внутренней свободы, чести.

В 60 - 70-е годы написано 30 басен, которые вошли в сборник «Басни Харьковские». Органически связаны с мировой традиции (основанной Езопом), эти байки стали продолжением традиции отечественной. Был прав Г. Данилевский, когда сравнивал проблематику его произведений (социальную, морально-этическую, философскую, духовную, эстетическую) с писаниями Эсхила («Прометей»), П. Кальдероиа, И. В. Гете («Фауст»), Дж. Байрона («Манфред», «Каин»). Г. Сковорода с широтой и глубиной интересов, содержания, идей и формами выражения - писатель универсальный.

Большой философско-духовный и педагогически-эстетическое воздействие он оказал на В. Капниста, И. Котляревского, Т. Шевченко, И. Франка, В. Подмогильного, М. Філянського, Г. Хоткевича, П. Шест, поскольку «глубокий гуманизм, которого первым вістуном был Сковорода, делается основой всех лучших произведений украинской литературы XIX в.» (И. Франко).

Лит.: Франко И. Очерк истории украинско-русской литературы. Л., 1910; Зрн В. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912; Товкачевський А. Г. С. Сковорода. К., 1913; Багалей Д. И. Украинский странствующий философ Гр. Савич Сковорода. X., 1926; Попов П. М. Григорий Сковорода. К., 1969; Махновец Л. Григорий Сковорода. К., 1972; Кононенко II. П. Украинская литература: проблемы развития. К., 1994.

П. Кононенко