СЕРАШОН (СЕРАПИОН ВЛАДИМИРСКИЙ) (г. и м. нар. невод. - 12.07.1275, Владимир, похоронен в Успенском соборе) - представитель ораторского прозы эпохи позднего Средневековья.
Известно, что в 1238 г. Серапион был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а в 1274 г. поставлен епископом в г. Владимире-на-Клязьме.
До наших дней дошло пять проповедей Серапиона, принадлежащих ему наверное. Из короткого записи в летописи, который сообщает о его смерти, и из содержания слов самого писателя можно сделать вывод, что он написал значительно больше. Хотя почти все произведения были написаны Серапионом в владимирский период его деятельности, они являются образцами прежде всего киевского ораторского искусства, поскольку именно в Печерском монастыре он сформировался как церковный деятель и писатель.
Все пять слов Серапиона Владимирского очень сходны по содержанию и стилю. Ведущая идея проповедей - страх перед гневом Божьим, что напоминает о себе разными страшными событиями, прежде всего татаро-монгольским нашествием, память о которой проходит сквозь все его произведения. Проповеди проникнуты мыслью, что подчинение Киевского государства врагами - это кара Божия за грехи людей. Единственный способ спасти Русь от иноземного ига проповедник усматривает в раскаянии, в привлечении милости Божией, нравственным самосовершенствованием.
В центре внимания первого слова («О казнех Божиях и о ратех») - беды, которые перенесли люди во время татарского лихолетья. В нем автор, видимо, видел призвістку будущей вражеского нашествия. Большинство ученых считает, что эта проповедь была написана в Киеве сразу же после взятия города войсками Батыя. Остальные слов Серапиона была создана уже во Владимире. Самый яркий и сильный образ запустения Киевской Руси дан в третьем слове, где автор обращается к слушателям, «к братии»: «Разрушены божественные церкви, опошлены сосуды церковные, попраны святыни, святители стали пищей меча, тела преподобных на жир птицам покинені были, кровь отцов и братии нашей, как вода многа, землю напоила. Князей наших и воевод отвага исчезла; храбрые наши, полные страха убегали; премного братии нашей и детей наших в плен поведено. Села наши тетей заросли; величие наша покорена; красота наша пропала; богатство наше пошло на пользу другим; труд наш плохим в наследство ушел; земля наша имением иноплеменников стала. Мы упали в презрение соседям земли нашей, в насмешку попали врагам нашим - так звали на себя, как дождь с неба, - гнев Господень. ..» (перевод М. Грушевского).
Второе, четвертое и пятое слова интересные конкретными описаниями тех грехов, которые навлекают на людей гнев Божий. Серапион восстает против немилосердие, грубости, ростовщичества, пьянства, а также различных языческих суеверий, в частности против веры в волхвов. Одновременно осуждает жестокие издевательства над людьми, заподозренными в ворожбитстві. Интересно, что для писателя примером настоящей морального поведения служат обычаи татар.
Идейно-тематическая направленность проповедей Серапиона Владимирского вытекала уже из самой сути учения об отношениях между Богом и людьми и как идея «казней Божьих» получила развитие еще в сочинениях Феодосия Печерского. Но после татаро-монгольского нашествия утверждение о «казни Божии» приняло вполне конкретного содержания. Ордынское лихолетье и определенные конкретные вопросы встают в проповедях Серапиона не как абстрактные риторические рассуждения, а как убедительные картины из реальной жизни. Все пять слов проповедника проникнуты духом современности: тяжкие испытания, что пришли на родную землю, наложили на них свой яркий отпечаток. Идеи и темы произведений Серапиона обусловлены как потребностями сугубо церковной проповеди, так и искренним патриотическим чувством. Описывая беды татарского нашествия, автор призывает людей перед грозной опасностью освободиться от мелких и крупных грехов. Вечное и досрочное сливаются в его проповедях в одно целое - Серапион предстает перед слушателями одновременно и как церковный оратор, и как патриот родной земли.
Проповеди Серапиона написанные с большим художественным мастерством, в них чувствуется высокая книжная культура автора, его незаурядный литературный талант. Пафос, торжественность и драматичность тех частей слов, где рассказывается о человеческие беды и страдания, достигается нагнетанием коротких предложений, которые часто приобретают форму риторических вопросов, а эти художественно-стилевые средства придают речи повышенной эмоциональности.
Серапион Владимирский продолжил традиции таких выдающихся отечественных мастеров ораторского искусства, как Иларион Киевский и Кирилл Туровский. Но в отличие от них в словах Серапиона сильнее отражены непосредственные человеческие чувства.
Лит.: Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в. СПб., 1888.
Ю. Пелешенко