СВИДНИЦКИЙ АНАТОЛИЙ (псевд. и крипт. - Патриченко, Свидницкий - Патриченко, Господин Миргородский и др.; 13.09.1834, с. Маньковка, теперь Тульчинского р-на Винницкой обл. - 30.07.1871, Киев) - писатель, этнограф, педагог, общественный деятель.
Родился в семье священника. Учился в Крутянском духовном училище тогдашнего Балтского уезда (1843 - 1851), Подольской духовной семинарии в г. Каменке (1851 - 1856) и Киевском университете. Не закончив через материальные лишения полного курса историко-филологического факультета, с осени 1860 г. начал работать в Миргородском уездном училище на Полтавщине. Преподавал словесность в открытой по его инициативе воскресной школе, используя в обучении украинский язык. Подготовил учебник «Русская азбука» (издан в 1868 г ), написал филологическое разведку «Произношение наша украинская и потребности нашего орфографовання» (направлено к «основе», но не напечатана). Как преподаватель знакомил учеников и их родителей с украинской литературой, в частности с поэзией Т. Шевченко. Был одним из первых исследователей творчества гениального поэта, ее активным популяризатором на литературных вечерах, специально организуемых для жителей Миргорода. Собирал материалы о пребывании Т. Шевченко на Миргородщине. Общественно-образовательная деятельность А. Свидницкого оказалась и в организации в городе публичной библиотеки. Итак, в лице А. Свидницкого видим одного из прогрессивных педагогов - демократов, близкого по своим взглядам к Г. Пирогова, П. Кулиша, К. Ушинского, И. Нечуя-Левицкого, И. Франко, Б. Гринченко, М. Драгоманова.
Научные интересы А. Свидницкого ярко проявились в области этнографии. На основе наблюдений, вынесенных из родного Подолья, он написал в Миргороде фольклористично-этнографические очерки «Злой дух», «Ведьмы, волшебницы и опирі, то же Прихоти и капризные рассказы украинского народа», «Великдень у подолян», «Остатки от времен доисторических (народные предания)», опубликованные в журнале «Основа», газетах «Киевлянин» и «Одесский вестник». На уснопоетичній основе возникли его рассказ «Против силы не попрешь, с чем родился, с тем и умрешь», «Недоколисана», «Иван Доробало», разысканы М. Сиваченком в 1974 г. и впервые напечатаны 1985 г.
Наступление реакции, материальная нужда заставили А. Свидницкого сменить работу. Он стал работать в акцизном ведомстве в г. Козелец на Черниговщине. Удручало, что послан к «Основы» роман «Люборацкие» не был напечатан. Через запрет валуевским циркуляром украинского печати вынужден писать рассказы на русском языке. Не было возможности подготовить учебник украинского языка. Не сложилась и личная жизнь. Его понизили по службе, а в 1868 г. вообще уволили с должности. С 1869 г. работал заведующим Киевского центрального архива. А через два года безвременно оборвалась жизнь этой живой, энергичной натуры, всесторонне одаренной от природы творческой индивидуальности. М. Зеров имел основания говорить о том «впечатление небуденності», которое производил А. Свидницкий на всех, кто с ним встречался. И. Франко с грустью относил автора «Люборацьких» до тех талантливых, но неудачливых людей, которые не смогли приложить «к делу то знание, которое они в жизни добились, ни ту искреннюю любовь, которою душа их горела в лучших волнах жизни».
А. Свидницкий еще в университетские годы под влиянием народных песен начал сочинять стихи выразительно песенного характера («Украина, мать наша», «В йолі судьба стояла», «Растет внизу березина»), проникнутых уболіваннями за судьбу родного края, протестантскими настроениями униженных людей, готовых отстаивать свои права. Поскольку стихи не предназначались для печати, а писались для идейных единомышленников, автор свободно высказывал довольно острые политические мнения, что и дало основания И. Франко назвать их «памятниками очень интересного времени (лет 1861 - 1863) и очень интересного настроения среди одной частые украинской общины».
В этнографических очерках А. Свидницкого встает образ подольского крестьянина, ежедневная жизнь которого была связана с верованиями, что часто своими корнями достигали еще в дохристианскую эпоху. Бросается в глаза белетристичне обработки фольклорно-мифического материала, художественное изложение эпизодов крестьянского быта. В русскоязычных исследованиях часто и естественно звучит украинская речь, широко используются диалоги, песенные реминисценции, авторские лирические и публицистические отступления. Олітературенім фольклорных тем в рассказах «Недоколисана», «Иван Доробало» происходило не без влияния романтической традиции, генетически связывает их с аналогичными произведениями П. Кулиша, О. Стороженко, Д. Мордовца, даже Марка Вовчка.
Выдающимся произведением А. Свидницкого есть роман «Люборацкие». Написан в 1861 - 1862 гг. и тогда же отправлен в «Основы», он стал фактом литературной жизни через четверть века (1886), хотя и искаженный редакционными вмешательствами; только в 1901 г. в Киеве произведение было напечатано по списку из авторского автографа. В романе на широком общественном фоне жизни Подолья 40 - 50-х годов разворачивается трагическая судьба семьи сельского священника, выясняются социальные причины ее распада и гибели, поднимаются злободневные общественные, педагогические, морально-этические проблемы, связанные с образованием и воспитанием украинской молодежи. И тематикой и проблематикой, и способами их художественной реализации эта, по авторскому определению, «семейная хроника» выходила за рамки жанра, была качественно новым литературным явлением. Благодаря глубине художественного исследования жизни различных общественных слоев - попівства, польская шляхта, бурсаков и семинаристов, мещанства - роман тяготел к реалистической прозы, которая уже с первых десятилетий XIX в. стала интенсивно развиваться во французской, английской, русской литературах. Это оказалось в новой художественной концепции человека, реалізовуваній в творчестве А. Бальзака, Ч. Диккенса, Т. Шевченко, И. Гончарова, И. Тургенева, в наголошенні обусловленности поведения личности общественным, бытовым средой. По наблюдению И. Франка, в произведениях европейских реалистов появились «люди рядовые, обычные, которых мы ежедневно встречаем в жизни с их каждодневными приключениями». Ф. Матушевский отмечал, что произведение вызывает интерес показом жизни православного духовенства в связи «с общими культурно-историческими и социально-экономическими условиями, которые складывались на Правобережной Украине после ее присоединения к империи в конце XVIII ст.
В последние годы жизни А. Свидницкий написал два десятка русскоязычных рассказов и очерков. Одни из них по проблематике тяготеют к «Люборацьких» («Прошлый быт православного духовенства», «На похоронах», «Арендарь», «Гаврусь и Катюша»), в других речь идет о мелких чиновников, их ежедневные заботы о куске хлеба («Попался впросак», «Хоть с моста и в воду»), о люмпенов («Нищие»), В некоторых произведениях нашли отражение такие общественные явления, как разбои, грабежи, контрабанда, подделки денег, хищническое обогащение («Пачковозы», «Конокрады», «Железный сундук», «За час до холеры»), Г. Зеров заметил, что эти произведения насыщены «украинскими разговорами» персонажей, густо окрашенные «украинскими присказками», причем «плотность украинского колорита» определяется самой тематикой.
Лит.: Герасименко В. Я. Анатолий Свидницкий: Литературный портрет. К., 1959; Сиваченко М. Есть. Анатолий Свидницкий и зарождение социального романа в украинской литературе. К., 1962; Сиваченко М. Есть. Найденные рассказы А. П. Свидницкого и их фольклорные источники // Нар. творчість та етнографія. 1972. № 1; Сиваченко М. Есть. Литературоведческие и фольклориста разведки. К., 1974; Франко И. Анатоль Патрикійович Свидницкий // Франко И. Собр. гворів: В 50 т. К., 1980. Т. 27; Жук Н. И. Анатолий Свидницкий: Очерк жизни и творчества. К., 1987; Зеров М. Анатолий Свидницкий, его личность и произведения // Зеров М. Произведения: В 2 т. К., 1990. Т. 2.
П. Хропко