ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
«Слово о полку Игореве». Григорий
Сковорода. «Всякому городу - обычай и права», «Пчела и Шершень». Полемическая
литература. Иван Вышенский.
Литература в современном понимании
слова зарождается с возникновением письма. Но и здесь у ученых нет
единодушия. До недавнего времени в украинской науке доминировала мысль, что письменность
появилась вместе с введением христианства в Киевской Руси.
Однако в последнее время ученые все
больше склоняются к мысли, что оригинальное письмо существовало у восточных славян
задолго до 988 г. Они ссылаются на свидетельства черноризца Храбра, который
повествует, что перед изобретением 38-буквенного алфавита, разработанного в середине IX
ст. південнослов'янськими просвітниками Кириллом и Мефодием, на наших землях
пользовались своим алфавитом. Так, во время путешествия в хазар около 860 г.
Кирилл нашел в Херсонесе «Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами
(которые он назвал «чертами и різами»), и мужчину, что говорил той «беседой», и,
разговаривая с ним, от него научился славянского письма и языка. Историки
свидетельствуют, что именно в эти времена русский князь Аскольд, который правил тогда в Киеве,
создал первый в истории нашей литературы летопись, в котором последовательно, по
годах, излагались события прошлого. Ученые условно называют это произведение «Летописью
Аскольда».
В еще более древних памятников древней
украинской литературы кое-кто из исследователей относит так называемую «Велесову
книгу», найденной русским офицером А. Изенбеком в 1919 г. в пух и прах
разрушенном во время гражданской войны дома князей Куракіних неподалеку от
Курска. Она представляла собой текст, выжженный на отдельных дощечках, содержание свыше 20
из которых удалось расшифровать. Однако таинственность, за которой была найдена эта
памятник, противоречивость ее текста дали оппонентам мотивированные основания
сомневаться в подлинности произведения, то есть в том, что он существовал на самом деле, а не
есть очередной скандальной подделкой. Вместе с тем в украинском литературоведении
немало сторонников «Велесовой книги», готовых изучать ее как с исторической, так
и с художественной стороны. По их мнению, «Велесова книга» - это сборник эпических
произведений, составленных в V и записанных в IX в. Здесь нет изложения событий в
хронологической последовательности. Иногда перекликаются одни и те же факты, поэтические
образы, которые в своем единстве сохранили и передали целостность этноса, его
мироощущение и мудрость. «Велесова книга» помогает очистить нашу историю от
выдумок и клеветы, что на протяжении веков распространялись чужинськими
недоброжелателями, в частности искаженные представления о верованиях древних славян. На
отличие от своих современников - греков, наши предки, по свидетельствам Велеса,
исповедовали однобожия. Похожим на поклонение христиан Марии Богородицы выдается
описанный Велесом культ Матери-Птицы, которая подарила огонь и которую позже
назвали у нас Хранительницей.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Духовные корни украинской культуры,
в том числе и литературы, достигают глубокой давности. Новейшие исследования
археологов и этнографов (например, мифа «Заря, ключи, роса и мед») дают
основания утверждать о существовании устных форм литературного творчества еще в
трипольские времена.
Первые образцы литературы суток
Владимира не были оригинальными, то есть писатели их не творили, а
переводили с других языков, чаще всего с болгарской и греческой. Это объяснялось
тем, что литература с принятием христианства в основном была церковной, а
религиозные книги на востоке Европы и в Малой Азии писались именно этими языками.