УСТНАЯ
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Свадебные
песни
Свадебные,
песни сопровождали разные этапы свадебного обряда. Определение «народная драма»,
которое иногда прикладывается к свадьбе, условное и с научной точки зрения не совсем
оправдано. Свадебный обряд, в отличие от фікційного характера драмы -
художественного явления, ориентируется на свершения вполне конкретной, социально
значимого действия. В своей основной функции свадебный обряд призван обеспечить
выживание, стабильность и продуктивную жизнедеятельность определенной родовой, этнической
или же корпоративной сообщества. Соответственно до этого он предоставляет брака
сакрально-мистической и социальной санкции, возлагая тем самым на его
участников четко определены традицией права и обязанности. Свадебный обряд имеет
древнее происхождение. За длительный период бытования он вобрал в себя целый
комплекс культурных элементов различных эпох. Со временем часть компонентов обряда
потеряла актуальность и приобрела условно-игрового характера. Считается, что
украинская свадьба сформировалось еще во времена матриархата, поскольку значительная
часть свадебных песен обращена к матери. Важным этапом, который
сказался на украинском свадебном обряде, был период Киевской Руси - недаром
жениха и невесту на свадьбе именовали князем и княгиней.
Свадьба -
сложное и многоплановое явление народной культуры, которое синтезувало принципы
различных видов искусства. Центральными героями свадебного действа является молодой и
молода. Важную роль играют их родители, другие персонажи - дружки, бояре,
свидетели. Сам обряд, как правило, состоял из нескольких этапов: сватовство,
помолвка, подготовка к свадьбе, свадьбу и понедельничанье. Эти этапы
разделялись на отдельные эпизоды. Словесная часть свадьбы, что сопровождает обрядовую
действие, включает не только песни, но и диалоги, заговоры, пословицы, поговорки.
Первым
этапом свадебного обряда было сватовство. Сначала по инициативе парня его
родственники договаривались с родителями девушки о сватовстве. Потом от молодого
присылались сваты - двое опытных и уважаемых людей, хорошо знакомых с
традициями. Сваты должным образом вели беседу, которая завершалась конкретным
вопросом, обращенным к родителям девушки: «Говорите же делом, или отдадите,
пусть еще подрастет?» Если родители невесты давали согласие на брак, девушка выносила
старостам полотенца, которыми они обвязывали друг друга, и дарила присутствующему
во время сватовства парню свадебное платок. После этого родители благословляли
молодых. Если же парню при сватовстве отказывали, то девушка подносила
ему в знак отказа тыквы.
Следующим
этапом свадебного обряда были помолвке. Они проходили в молодой, где собирались
родственники и друзья молодоженов. Во время помолвки дружки исполняли песни, в которых
передавались настроения девушки, что прощается с родительской семьей. У них также
воспевались красота и душевные качества молодой. В некоторых случаях к свадебному
обряда входили еще и смотрины - преимущественно тогда, когда невесты происходили из разных
сел.
В ходе
подготовки к свадьбе выпекался каравай. Этот процесс сопровождался песнями, в
которых высказывались добрые пожелания молодым и поетизувався свадебный хлеб как
символ семейного счастья и достатка. Подготовка к свадьбе предусматривала также
свивки веточки, которое символизировало счастливое
супружеская жизнь, - его
украшали калиной, колосками, цветами. В это время также пели соответствующие
песни.
Собственно
свадьба проходила торжественно при большом стечении приглашенных. В свадебных песнях
уславлювалися молодой и молодая, в адрес которых высказывали пожелания счастливого
супружеской жизни. На свадьбе исполняли также немало шуточных песен,
способствовали созданию праздничной атмосферы. В завершение свадебного дня молодожены,
их родственники и гости угощались караваем.
Последнее
этапом свадебного действа было понедельничанье (почепини, пропой, перезва), когда
устраивалось застолье преимущественно для родственников молодых. В это время пелись
веселые песни, уместны при хорошем частуванні.
Таким
образом, свадебная обрядность предусматривала выполнение самых разнообразных песенных
произведений. Среди них были песни как древнего происхождения, что когда-то выполняли
магическую функцию, так и более поздние произведения - преимущественно лирические, которые передавали
переменную - от минорных до возвышенных тонов - эмоциональную палитру.