Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

УСТНАЯ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Календарно-обрядовая поэзия.

Одним из наиболее давних явлений украинского фольклора является календарно-обрядовая поэзия. Она возникла еще в дохристианский период и была неразрывно связана с летней хозяйственной деятельностью и семейным бытом. Циклы календарно-обрядовой поэзии соотносились с определенными периодами земледельческого года и соответствующими трудовыми процессами. К календарно-обрядовой творчества относятся колядки и щедривки, веснянки, выразительные, купальские, * жатвенные песни и т.д.

В древности словесная часть календарного обряда выполняла магическую функцию. Она основывалась на вере в способность словесных заклинаний воздействовать на силы природы и жизнь людей. Со временем магическая функция календарной обрядности уступила эстетической. Традиционное крестьянское среда, определенное хлеборобским специализацией, надолго задержало календарные обряды. Из года в год они сопровождали жизнь украинского крестьянина, определяя в нем кульминационные моменты с их торжественной, праздничной атмосферой. Будучи в основе своей традиционным, календарное круга каждый год будто по-новому открывалось для земледельца в эмоциональном коллективном сопереживании природных и хозяйственных процессов.

Украинские народные обряды понесли ощутимого влияния христианства. В свою очередь христианская традиция вобрала в себя отдельные элементы архаической обрядности. Длительное взаимодействие церковного и земледельческого календаря создала яркий культурный феномен украинского народного обряда.

Колядками и щедривками называют рождественско-новогодние величальные обрядовые песни, генетически связаны с аграрным культом. Под влиянием христианства их бытования было согласовано с празднованием Рождества и Нового года. Соответственно они различаются по времени выполнения - колядки исполняются перед Рождеством, а щедривки - против Нового года (по юлианскому календарю). Часто щедривку можно узнать и отличить от колядки за наличием традиционной формулы «Щедрый вечер, добрый вечер...». В обрядах колядования и щедрование участвовала преимущественно сельская молодежь. В канун Рождества группа молодежи, избрав «атамана», «казначея» и «міхоношу», шел от дома к дому и исполнял колядки - величания хозяевам и членам их семьи с пожеланием семейного счастья, щедрого урожая и достатка. За исполнение песен колядовщики получали подарки. Колядование нередко сочеталось с обрядом вождения козы и рождественской вертепною спектаклем. Накануне Нового года молодежь обходила село, выполняя щедривки, а утром на следующий день хозяев приветствовали дети, распевая засівальних песен с пожеланием благополучия на целый год. Следует также упомянуть о церковные колядки, в которых передается эмоциональное переживание рождественских событий.

В календарному кругу с колядками и щедривками идут веснушки ( в Галичине - гаивки, горелки). Это календарно-обрядовые произведения, посвященные приходу весны. Старинные веснушки сопровождали развертывания магического ритуального действа, призванного повлиять на силы природы. Как правило, веснушки выполнялись девушками. Чаще это были хороводные лесные, в которых с радостным воодушевлением приветствовалось весеннее пробуждение природы и высказывались надежды на щедрый урожай. Существует также большая группа веснушек позднего происхождения. Это произведения лирического и шуточного характера, которые практически потеряли связь с ритуальной обрядностью. В таких веснушках преобладают мотивы любви, а сами произведения приближаются к лирических песен.

В конце весной или в начале лета выполнялись выразительные песни. В древности они сопровождали обряд русалий, который приходился на так называемый русальная неделя. Русальной, зеленой», «клечальной» называли неделю перед праздником Троицы. Три последние дни этой недели и три первые дня следующего называют зелеными праздниками. Тогда крестьяне украшали травами и ветвями деревьев свои жилища. За народными верованиям, именно в это время просыпались мертвецы и выходили из воды русалки. Считалось, что они могли влиять на жизнь и благосостояние жителей села. Выразительные песни исполняли роль магических заклинаний, нужных для получения благосклонности сверхъестественных существ.

Ярким проявлением украинского календарного обряда является праздник Ивана Купала. Это праздник летнего солнцестояния, который отмечался в ночь с 23 на 24 июня (с 6 на 7 июля по григорианскому календарю). В настоящее время сельская молодежь собиралась возле рек или озер. Там разжигали костры, устраивали игры, водили хороводы, гадали, выполняли купальские песни. Главными атрибутами праздника были Купало и Марена - чучела, которые подлежали ритуальному уничтожению. Чаще всего их относили до реки и там топили, распевая купальских песен. Очевидно, давний купальский ритуал был основан на сочетании магии воды, огня и словесного заклинания. Считается, что он был призван обеспечить сохранность урожая, способствовать очищению человека накануне уборочной поры. Народ сохранил веру, согласно которым именно на праздник Ивана Купала природа раскрывает свои тайны. Существует легенда, что в купальскую ночь счастливцы могут наткнуться в лесу на цветок папоротники, которая указывает на место сокрытия клада. Купальская ночь связана также с девичьими гаданиями. Девушки шли на реку и пускали заранее изготовленные венки по течению, пели песни и следили, к какому берегу пристанет венок и не утонет он в воде. Значительная часть купальских песен позднего происхождения уже не имеет непосредственной связи с мотивами древней обрядности. Это в основном лирические песни на тему любви или же просто шуточные произведения, призванные поддерживать праздничную атмосферу.

Жатва всегда были наиболее ответственным, по-настоящему кульминационным моментом в жизни крестьянина-земледельца. Пора сбора урожая на разных этапах предусматривала соблюдение ряда обычаев и обрядов, которые сопровождались жниварськими песнями. Важнейшие обрядовые действа приходились на начало и особенно - на завершение жатвы. Песни, которые исполнялись в это время, имели непосредственный тематический связь с хлеборобским трудом. Жатвенные песни принято разделять на зажинковые, что пелись в начале жатвы; жатвенные, которые выполнялись во время жатвы; обжинкові, которые пели после уборки урожая. В жатк песнях раскрывается тема земледельческого труда, передается приподнятое настроение тружеников, связанный с успешным завершением длительного трудового процесса.