Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Ментальность (от лат. mens - ум, мышление, душевный склад) - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, устойчивая и вместе с тем динамичная совокупность установок личности, демографической группы в восприятии в зависимости от этногенетической памяти, культуры и т.д. Впервые этот термин в научном смысле применил английский ученый р. эмерсон (1856). Впоследствии понятие М. получило распространение во франкоязычной гуманітаристиці, прежде всего у основателя школы "Анналов" Л.Февра и его последователей. В манифесте "Новых анналов" он писал, что мыслительные операции, способ мировосприятия, эмоциональные процессы питаются из первоисточников человеческой души, хоть они четко не осознаются, однако определяют главные импульсы, направленные на формирование истории и человека. Одновременно М. формирует специфическую среду личностного, национального и социального життєдіяння, предопределяет его культурно-историческую динамику, придает ему уникальных черт, отличных от черт других сред. Поэтому так отчетливо различается характер рационального, эмоционально сдержанного сакса от темпераментного итальянца и т.п. Признаки М. сказываются на обычаях, традициях, поведении, деятельности в любых сферах, особенно ярко - в искусстве и литературе. Это касается и украинского писательства, что обусловлено глубоко органическими факторами национальной психологии с ее доминантными эмоционально-чувственными чертами, выявленными в тонком лиризме переживаний (в песнях), мрійництві, одухотворенности, тяготении к утонченного эстетизма (народные изделия), гармонии (в отношении к природе), уважении личностных интересов, к вечевой свободы и права и т.д. В совокупности такие элементы создают "кордоцентризм" (греч. cardia - сердце и лат. centrum - средоточие), собственно основу украинской души, ее главный определяющий принцип, в русле которого рассматривается национальная Г., строятся соответствующие мировоззренческие установки. Среди них очерчивается "антеїзм" (от древнего великана Антея, который был непобедимым до тех пор, пока держался матери-земли), которая заключается в любви к родной земле, обожествлении ее, в стремлении гармоничных отношений с ней, в почитании семьи. Такое эмоциональное переживание подкрепляется традиции земледельческой и скотоводческой культуры. В то же время добросердечная натура украинца, в которой сочетаются критерии красоты и пользы, лишенная признаков суеверия, обусловлена роскошными пейзажами лесостепи и степи (определенные коррективы в этом аспекте наблюдаются у гуцулов и бойков, лемков и др. горцев), в глобальных проблемах тяготеет к бескрайнюю, отчасти без окончательных четких форм (даже существует "боязнь формы", о чем писал М.Шлемкевич), к иррациональным измерений, до мировоззренческого плюрализма, свободного проявления своей натуры и т.п. Украинская душа при таком внутреннем богатстве не всегда адекватно реагировала на вызов истории, ее свободолюбство иногда перерастало в пагубную атаманскую стихию, избегание четких форм в государственных и націотворчих вопросах приводило к неоднократной руины и т.д. Недостаток рациональных элементов, дисциплинированности, волевого чина национальной М. одними из первых осознали писатели (Т.Шевченко, И.франко, Леся Украинка, "неоклассики", представители "пражской школы"), которые сделали производительную «пробу переакцентації удельного "кордоцентризма", направления ментальной стихии большого эмоционального напряжения в целесообразный дисциплинированный поток, то есть перевод традиционного "кордоцентризма" в новую перспективную качество (см.: Этнопсихология, "Философия сердца").