Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

"Философия сердца" - основной традиционный направление украинской философии, который отражает специфику ментального сознания, что проявляется в ярких эмоциональных формах "кордоцентризма", связывая ентузіастичні наставления с чувственной сферой, с стремлением охватить безграничное в ограниченном, в относительном - абсолютное. "Сердце" как скрытый центр центров человеческого бытия не является проблемой только украинской души, оно свойственно и другим народам, которые исповедуют индуизм, буддизм или христианство. Впервые наиболее полно формулировка "Ф.с." (которая уже имела свои традиции от Киево-русской эпохи, обогащенные веяниями неоплатонизма и патристики) наблюдается в учении Григория Сковороды: "Истиной человека есть сердце в человеке, глубокое же сердце и одному только Богу достижимо, как мыслей наших бездна, просто сказать, душа, то есть существенная существо", "сила", вне которой "мы есть мертвая тень". В данном случае, отождествляя "сердце" с душой, философ опирался на Библию, где оно означает душу и дух, путь к высшей истине, "выше сердце", благодаря которому устанавливается тайный гармоничную связь между вещами, "микрокосмом" и "макрокосмом" и т.д. "Ф.с." углубил в XIX в. яркий представитель "киево-русской школы" П.Юркевич. Он отстаивал тезис, что "сердце есть средоточие душевной и духовной жизни человека", перед которым уступает ум, потому что "правительства-вальна и володарююча сила не есть сила породжувальна", отводил ума "производную" роль, но не умалял его значение, опирался на национальное мировоззрение, в котором "сердце" предстает универсальной категорией, воплощая в себе идею всеединства. Поэтому в П.Юркевича, как и в Н.гоголя и других украинских интеллектуалов, возникли острые конфликты с российской интеллигенцией, наделенным рационалистически-позитивистской ментальностью, о чем в свое время писал н. Костомаров в статье "Две русские народности". Позже проблему "Ф.с." освещал Д.Чижевський. Обращаются к ней и современные философы (І.Бичко, А.Бичко и др.). Вне "Ф.с." действительность для украинства лишена смысла, поэтому проявляет себя через "кордоцентризм" в разных спектрах життєдіяння - от разнообразных жанров фольклора в высших, интеллектуальных уровней культуры, в частности литературы, в которой образ "сердца" віддавен занимал центральное место (Т.Шевченко, харьковские романтики, Я.Щоголів, Ю.Федькович, И.франко, В.Сосюра, Драч и др.). Особой актуализации "Ф.с." приобрела в начале XX в., когда европейская "философия жизни" стимулировала ее саморазвертывания в новом качестве. На пересечении этих двух потоков поставь украинский модернизм. Особенно мощный "кордоцентричний" пафос наблюдался и в лирике неоромантиків, символистов, особенно у Александра Олеся, который умел бить "по разорванных струнах / на сердце своем".