«РУСАЛКА ДНЕСТРОВАЯ» - украинский альманах, который издавала «Русская троица» 1837 г. в Будимі (ныне Будапешт).
Своим содержанием, языком и даже новой азбукой альманах решительно отрицал анахроничные литературные традиции, культивируемые в Галичине, стал событием в духовной жизни образованных украинцев. «Русалка Днестровая» объективно разоблачала политику денационализации западноукраинского населения, игнорирование и унижение исторических и культурных традиций всего украинского народа. Пытаясь поднять национальное достоинство своих земляков, М. Шашкевич, Я. Головацкий, И. Вагилевич отмечали на исторической, культурной и языковой единства миллионов украинцев, разъединенных границами двух реакционных империй.
Композиционно альманах состоит из четырех разделов: «Песни народные», «Составление», «Переводы», «Старина». Итак, составители обратили внимание на самые существенные вопросы в развитии национальной литературы, ее связи с фольклором, с словесністю других народов, с художественным опытом прошлого. Раздел «Сборки» содержал десять оригинальных произведений составителей альманаха. Среди них - гражданский стихотворение «Воспоминание», баллада «Погоня», лирические стихотворения «Отчаяние», «Весновка», «Тоска по милой», «Сумрак вечерний» и сказка «Елена» Г. Шашкевича, баллады «Мадей» и «Жулин и Калина» И. Вагилевича, поэзия «Два венка» Я. Головацкого.
В альманахе принципиально поднимался и запутанное для галичан вопрос о путях развития украинского литературного языка. Обратившись к народной речи, ориентируясь на богатство и красоту языка устной поэзии, деятели «Русской троицы» указали своим современникам единственно правильный путь в решении языковой проблемы. Они решительно выступили за гражданскую азбуку, что уже служила літературам восточнославянских народов.
«Русалка Днестровая» задокументировала начало становления новой литературы в Галичине. Если до сих пор здесь культивировались жанры «высокой» поэзии, представленные псевдопафосними панегіриками и одами в честь древнерусских князей и современных авторам митрополитов, если в тех запоздалых епігонсько-провинциальных наслідуваннях иноязычной классицистической литературы, собственно, отбивались кастовые интересы местного духовенства, то альманах рассказывал о народ, его духовное творчество, обычаи и обряды, о его героическую историю. Вместо мертвечины в альманахе закипела жизнь. Именно весенней свежестью захватили эти настоящие цветы «червоноруської» музы Г. Максимовича, а И. Франко охарактеризовал альманах как явление насквозь революционное.
Не случайно сложными были попытки издания альманаха, а после того немедленный его арест на долгие десять лет.
Лит.: Возняк М. Образовательные соревнования галицких украинцев в XIX веке (до 1850 г ). Л., 1912; Пильгук И. Литературное возрождение на Западной Украине // Писатели Западной Украины 30 - 50-х годов XIX ст. К., 1965; «Русская троица» в истории общественно-политического движения и культуры Украины. К., 1987; «Русалка Днестровая»: Документы и материале. К., 1989; История украинской литературы (первые десятилетия XIX века). К, 1992.
П. Хропко