Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

РИТОРИКА - наука о ораторское искусство, впоследствии - теория прозы. Сформировалась позже, чем поэтика. Европейская риторика основана в греческой школе софистов, для которых главной задачей было научить красноречия (возникла в V в. до н. э., сформировалась в систему III-II ст., в Риме - в i в. до н. э.). Риторика содержала много правил со стилистики и грамматики.

Возникновение риторики Аристотель связывал с именем пифагорейца Эмпедокла. Его ученику Корасу приписывают первую книгу риторики (не дошла до нас), где была попытка разделения ораторского речи на вступление, предложение, изложение, убеждения или борьбу и вывод. Георгий Леонтійський в своей практической риторике отмечал, что вероятное важнее истинного, указывал на умение об одном и том же говорить противоречиво. Он создал правила о метаморфозах, алітерацію, параллелизм частей фразы.

Аристотелева «Риторика» - научное обоснование предыдущих правил. Основополагающая мысль учения - риторика охватывает все сферы человеческой жизни и взаимоотношений, как и само слово, поэтому человек пользуется ею сознательно и подсознательно. Цель Аристотеля - на основе наблюдений подать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководствоваться оратор, чтобы убедить слушателей своими соображениями. Трактат Аристотеля состоит из трех частей: 1) анализ принципов, на основе которых оратор может склонять слушателей па свою сторону; 2) о собственные навыки и умения оратора, с помощью которых он может повлиять на слушателей (уговорить или отговорить их); 3) специфика риторики: средства вещания и построение изложения. После Аристотеля сформировались два направления - античный (предпочитал точности высказывания) и азиатский (предпочтение отдавалось высокому стилю, основанном на контрастах, преобладании метафор и сравнений).

Расцвет риторики состоялся в Риме в трудах Гортензия, Цицерона, Квинтилиана. Цицерон («Грязь», «Оратор»), в частности, считал, что ораторское слово должно приближаться к поэтическому, хоть и не нужно перегружать его искусственными украшениями; главное - ясность и соответствие речи чувству и мысли.

В Византии риторический искусство также близкий к азиатскому стилю и в таком виде передается в Киевскую Русь (Иларион, Кирилл Туровский). Позже риторика применялась лишь в области духовного красноречия.

Отдельные замечания о науке в «Изборнике» Святослава (1073), в анонимном трактате XVI века. «Дело тонкослів'я греческого». Образцами национальной риторики является ораторско-проповеднические произведения Илариона, Луки Жидяти, Феодосия Печерского, Климента Смолятича, Кирилла Туровского, Антония Радивиловского, Лазаря Барановича и других украинских проповедников. Особого внимания заслуживает теоретический трактат И. Галятовского «Наука, или способ составления проповедей» как приложение к сборнику проповедей «Ключ разумения» (опубликовано в типографии Киево-Печерской лавры 1659 ). В «Науке...» автор (преподаватель риторики и ректор Киево-Могилянской коллегии) советует делить проповедь на три части (следуя европейской традиции): 1) екзордіум (предложение): то, о чем проповедник планирует говорить; 2) нарація: основная мысль проповедника; 3) конклюзія: заключение, выводы. Автор учит, как подбирать тему, строить свою проповедь, чтобы заинтересовать слушателей. Он советует использовать сравнения, ссылки на историю, мифологию, естественные науки, апокрифы, бестиарий (сборники средневековых произведений, в которых описания зверей, животных, птиц сопровождаются аллегорическим толкованием). И. Галятовському принадлежат книга практического применения правил риторики «Проповедь, добавлены к книге «Ключ разумения» названной» (издано в типографии Киево-Печерской лавры, 1660) и «Способ составления надгробных слов».

Известны также несколько курсов риторики, прочитанные в конце XVII - начале XVIII в., в частности Ф. Прокоповичем.

Лит.: Сумцов Н. Ф. Иоанникий Галятовский: К истории южнорусской литературы XVII в. К., 1884; Замапев А. Ф., Зоц В. А. Мислители Киевской Руси. К., 1981; Маслят. Латиномовні поэтики и риторики XVII - первой половины XVIII в. и их роль в развитии теории литературы на Украине. К., 1983.

Г. Усатенко