Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ПРОСВЕЩЕНИЕ - идейное и эстетическое движение, которое в XVIII ст. охватил страны Европы и определенно сказался на различных сферах их духовной культуры, в частности на литературе. Он з'являв идеологию третьего сословия, то есть непривилегированных слоев феодально-абсолютистского общества, хотя распространялся и среди аристократии. Главная историческая функция этого движения заключалась в идеологической подготовке смены общественно-экономической формации, самым радикальным проявлением которой была французская революция в конце XVIII в. Название движения и его деятелей (просветители) отражает их глубокую веру в просвещение, распространение знаний, в которых они видели главное средство решения общественных потребностей. Неслучайно в основе этого названия во всех европейских языках - слово «свет» (la lumiere - во французском языке, the enlightement - в английском, die Aufklärung - в немецкой и т. д.).

Просвещение было явлением усеєвропейським, но разные страны охватывались этим движением в разное время, и проявлялся он в них с разной масштабностью и интенсивностью. Наибольшим размахом и радикальностью определялся он во Франции, стране, где зрела великая буржуазная революция. Раньше сложилось английское Просвещение, но развивалось в других условиях, уже после буржуазной революции XVII в., чем обусловлена его своеобразие. Значительный размах приняло Просвещение в Германии, но ему тоже была чужая социальная радикальность, оно характеризуется вниманием к гуманитарным проблемам, нравственного и эстетического воспитания человека. В восточнославянском мире, в частности в Украине, Просвещение формируется позже, чем на Западе, зато его развитие продолжается и в XIX ст., и ему свойственна ярко выявлена национальная специфика.

В своих мировоззренческих принципах Просвещение генетически связано с гуманистическим движением Возрождения. Ему также присуща вера в разум, его неограниченные силы и возможности, доверие к природе как добротворчої силы, неомраченный исторический оптимизм, причем все это у просветителей проявлялось с большей определенностью и прямолинейной категоричностью. Одной из особых черт Просвещения, которая наложила глубокий отпечаток и на литературу эпохи, является рационализм, настоящий культ разума, в которой просветители видели тот рычаг, с помощью которого они надеялись перевернуть мир, поставив его на путь разумности и добродетели. Мир представлялся им грандиозной, но однородной ареной деятельности всепроникающего и все побеждающего ума. Его главную функцию видели в том, что он рассеивает мрак невежества и открывает истину.

Важным в идеологии Просвещения есть понятие «природы», что вобрал в себя и «человеческую природу». Хотя просветители декларировали научные основы философского понимания природы, на самом деле это с наукой ничего общего не имеет, а имеет родства с ренессансно-гуманистической концепцией природы, ее трактовкой как потенциально разумной и доброй, что наставляет человека на путь разума и добродетели. Основой умозрительной просветительской конструкции мироздания становится гармония природы и разума, их взаимосвязь и взаимодействие. «Общий разумный порядок, с которого все начинается, воплощенный в природе и человеке», - утверждает английский поэт - просветитель А. Поуп в философской поэме «Эссе о человеке». Большое распространение приобретает апология природы как разумного и благотворительной силы, и известный итальянский драматург К. Гольдони пишет музыкальную драму «Чудесные действия матери - природы», где прославляет ее как источник добра и истины.

Истолкована подобным образом природа под пером Руссо, Дидро и других просветителей становится самым весомым аргументом критики и отрицания существующего строя как такого, что противоречит самой природе, ее законам и велению. Зло в общественной жизни объясняется тем, что добрая и умная человеческая природа искажается соответствующим ей общественным строем, где царят предрассудки и обман. Следовательно, напрашивался вывод, что общество необходимо привести в соответствие с законами природы. Этот вывод и соответствующая попытка были сделаны французскими революционерами в конце XVIII ст.

Как прежде всего идеологическое движение Просвещение не имеет своего корелята в сфере художественного творчества, единого доминирующего направления в литературе и искусстве. В советской науке было распространено сближение, а то и отождествление Просвещения с художественными направлениями, его ставили в один ряд с барокко, классицизмом, романтизмом и т.п., но с этим нельзя согласиться. Это явления разного порядка и разной природы: идейное движение, идеологическая система и эстетико - художественные образования, направления и стили. В художественной сфере Просвещение нашло выражение не в одном, а в нескольких направлениях и течениях: в какой-то степени в рококо, в полной мере в просветительском классицизме и просветительском реализме, в сентименталізмі и в определенной степени в преромантизмі. Все они так или иначе связаны с Просвещением и несут на себе его отпечаток, однако в качестве эстетико - художественные системы они очень разные и не имеют общего знаменателя.

Из художественных течений, распространенных в XVIII в., самое отдаленное от просветительского движения рококо. Генетически оно связано с барокко, но утратило его масштабность и глубину, духовное и эмоциональное напряжение и превратилось в искусство, которое основное предназначение видит в том, чтобы «делать жизнь приятной». Советские исследователи в нем однозначно видели искусство деградирующей аристократии и резко противопоставляли Просвещению. На самом же деле определенными своими гранями, в частности сенсуалізмом и свободомыслием, рококо близкий просветителям, и они его не игнорировали. В стиле рококо писали Вольтер и Поуп, Дидро и Парные, Виланд, ранний Гете и др. В современной западной науке наблюдается усиленный интерес к литературе рококо и расширенное ее трактовки.

Центральное место в литературе Просвещения занимает классицизм, особенно на первом этапе его развития. Своим рационализмом, а также высоким уровнем идеологической сознания и пафосом служения долгу классицизм оказался художественной системой, наиболее близкой Просвещению. Важно подчеркнуть, что в рамках эпохи Просвещения существовали две классицистические системы: «вольтерівська», связана с классицизмом XVII ст., и «новый классицизм», что расцвел в последней трети XVIII - начале XIX вв. (см. Классицизм).

В истории европейской культуры и литературы XVIII века - переломная эпоха, обозначенная отмиранием многих традиционных форм художественного творчества и рождением новых. Через все века проходит оппозиция различных форм эстетико-художественного мышления и творчества, присущих аристократии и третьем состояния. Аристократия тяготела к искусству строгого по форме и условного, обозначенного интеллектуализмом, изяществом мысли и переживания, третье состояние - к искусству более простого и непосредственного, что характеризуется «правдивостью» изображения и «искренностью» высказывания. С последним преимущественно связано развитие таких течений в литературе Просвещения, как просветительский реализм и сентиментализм. Именно в XVIII в. вызревают предпосылки для реализма как художественной системы и начинается его формирования (см. Реализм). Советское литературоведение отличало отдельное направление просветительского реализма и провозглашало его ведущим в европейской литературе XVIII в., но это явное преувеличение. В рамках того века реализм определился и получил значительного развития разве что в английской литературе, где для этого сложились необходимые предпосылки, в других европейских литературах он проявлялся главным образом синкретичный, в сочетании с сентиментализмом, неокласицизмом, преромантизмом т.д. Убедительным подтверждением этому является творчество Дидро, Гете, Шиллера, Гольдони и других выдающихся писателей. Важное место на европейской литературной карте эпохи Просвещения занимает также сентиментализм (см. Сентиментализм).

В Украине, как и в России, просветительское движение появляется во второй половине XVIII в. под влиянием западного, главным образом французского Просвещения. Характерной его фигурой являюсь Я. П. Козельский, философ - материалист, переводчик французских энциклопедистов. В современной украинской науке распространена концепция «раннего Просвещения», до которого включают Ф. Прокоповича и других церковно-политических деятелей конца XVII - первой половины XVIII вв. Но здесь не обошлось без смешения двух значений, которые вкладываются в слово «просвещение»: общего обозначения деятельности на ниве просвещения народа или определенных общественных прослоек, что разворачивалась в разные времена, и конкретно-исторического, названия идеологического движения XVIII в., что характеризуется комплексом специфических задач и рис. То же самое наблюдается и в трактовке Сковороды как мыслителя - просветителя, его сближение с западными просвітниками XVIII ст. На самом же деле это разные системы философского мышления и художественного творчества, разные традиции, и сходство между ним и Руссо, на которую часто указывают, скорее внешняя, лишена имманентности.

Но просветительское движение в Украине, как и в России, продолжался и в XIX в., в соответствии продолжался и развитие литературных течений, с ним связанных. Да и те проблемы, за решение которых боролись просветители, - ликвидация крепостного права, равенство сословий и классов, народоправство, в Российской империи начали решаться лишь в второй половине XIX ст. А это означает, что здесь оставался социальный грунт просветительского движения. В соответствии художественные течения, присущие Просвещению, в украинской литературе (так же в русском) продолжаются или возникают и приобретают развития в XIX в. Так произошло с украинским сентиментализмом, который наиболее полно проявляется в творчестве Г. Квитки-Основьяненко. Просветительский реализм в нас отчетливо проявился в реализме середины и второй половины XIX в. наряду с другими его течениями и тенденциями (реализма бытового, социального, психологического и т.п.).

Лит.: История украинской литературы: В 8 т. К., 1967. Т. 2; Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970; Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, етили. К., 1981.

Д. Наливайко