Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

III. Литература конца XVIII - начала XX вв.

 

Тема 12. Иван Нечуй-Левицкий (1838 - 1918)

 

Иван Семенович Нечуй-Левицкий (настоящая фамилия - Левицкий) - украинский прозаик, переводчик. Он вошел в историю украинской Литературы как выдающийся мастер художественной прозы.

За полвека творческой деятельности И. Нечуй-Левицкий написал более пятидесяти высокохудожественных романов, повестей, рассказов, пьес, сказок, очерков, юморесок, литературно-критических статей.

Особенности творчества:

- ввел в украинскую литературу новые темы и мотивы, обрисовал их яркими художественными средствами;

- в социально-бытовых рассказах и повестях отразил тяжелую жизнь украинского народа второй половины XIX в., показав жизнь крестьянства и работников, нищетой гонимых из родных домов на фабрики и рыбные промыслы;

- в отличие от своих предшественников - Г. Квитки-Основьяненко и Марка Вовчка, он подробнее разрабатывал характеры, полнее освещал социальный быт, показывал своих героев в острых столкновениях с социальными условиями;

- своеобразная черта стиля И. Нечуя-Левицкого - тонкое сочетание реалистической конкретности описаний, большой внимание к деталям портретов и личностных характеристик, быта, обстоятельств труда, особенностей речи и поведения персонажей с живописной образностью, эмоциональностью, тяготением к ярким эпитетам;

- тонкий юмор.

«Кайдашева семья» (1879)

Жанр

Яркий образец реалистической социально-бытовой повести, в которой на материале повседневной жизни крестьянства раскрываются характерные черты характера украинского народа, его индивидуализм, стремление жить отдельной, самостоятельной жизнью.

Новаторством И. Нечуя-Левицкого в изображении быта крестьян были реалистические тенденции (жизнь без прикрас).

Социально-бытовая повесть - вид эпического произведения, главное внимание которого сосредоточено на раскрытии противоречий и закономерностей общественной жизни, социальной обусловленности действий и поступков персонажей, в изображении их в бытовой среде.

Жанровая специфика повести заключается в потому что изображение повседневной жизни семьи Кайдашей разворачивается в самых разнообразных бытовых проявлениях, которые часто определяются в юмористическом плане. Склонность к воспроизведению комических несуразностей писатель считал одной из черт характера украинцев, элементом национальной психики, богатой, за его же наблюдению, «на шутки, смешки, штукарству и вообще на юмор, еще порой сатирический».

Особенности композиции

Развертывание сюжета по принципу нагнетание эпизодов, сцен, коллизий, благодаря чему отчетливо определяется характер конфликта. Смысловую роль играют многочисленные диалоги.

Основной конфликт повести - социальный. Перед читателем проходят эпизоды постоянных ссор в семье и кратковременных перемирий, которые опять же быстро прерываются обострением противоречий, вызванных отстаиванием своих прав на собственность.

Основные персонажи: старый Емеля Кайдаш и его жена Маруся, сыновья - Карпо и Лаврин, невестки - Мотря и Мелашка.

Главная мысль повести: Через показ конкретных будничных ситуаций автор изображает мельчанию человеческой души. Духовная разобщенность, вызванная отсутствием стремления понять друг друга, - это то бедствие, которое отравляет каждый день жизни и родителей, и их сыновей и невесток.

Краткий пересказ произведения

И

Недалеко от городка Богуслава, у реки Роси, в длинном покрученому оврага раскинулось село Семигори. Оно утонуло в ивах и садах.

Под одной горой стояла большая изба Омелька Кайдаша.

Одного летнего дня Омелько Кайдаш сидел в сарае [сарай, открытый с одной или нескольких сторон] и мастерил. «Будто нарисованный на черном поле картины, сидел

Кайдаш в белой рубашке с широкими рукавами».

На току два Кайдашевих сыновья, Карп (старший) и Лаврентий (младший). Это «молодые парни, оба высокие, уровни состоянию, оба довгообразі и русые, с длинными, тонкими, немного горбатыми носами, с румяными губами. Карп был широкий в плечах, с отцовскими карими глазами, с блідуватим лицом. Тонкие кромки его бледного лица с тонкими губами имели в себе что-то неласкаве. Острые темные глаза были будто сердитые».

«Лаврінове молодое продолговатое лицо было румяное. Веселые синие, как небо, глаза светились приветливо и ласково. Тонкие брови, русые мелкие кудри на голове, тонкий нос, румяные губы - все подышало молодой парубочою красотой. Он был похож с виду на мать».

Состоялся разговор между братьями за девушек.

Лаврентий предлагал Карпу разные кандидатуры (Палажку, Хіврю, Вівдю, Химку, Елену Головківну, Одарку, Хотину, Анну).

«Я люблю, чтобы девушка была немного бриклива, чтобы имела сердце с перцем», - говорил Карп.

«Когда я буду выбирать себе девушку, то возьму хорошую, как цветочек, красную, как калина в лузі, а тихую, как тихое лето», - сказал веселый Лаврин. «Мне чтобы была рабочая и проворная, и чтобы была немного куслива, как мухи в спасовку», - сказал Карп.

Лаврентий предложил дочь Довбыша Мотрю. Карп над этим задумался.

В тексте приводится описание Кайдашихи:

«Она была уже не молодая, но и не старая, высокая, ровная., с продолговатым лицом, с серыми глазами, с тонкими губами и бледным лицом. Маруся Кайдашиха юности долго служила во дворе, у господина, куда ее взяли телкой. Она умела очень хорошо готовит и еще и теперь ее брали к господам и к попам за кухарку на свадьбу, на крестины и на храмы. Она долго терлась круг господ и набралась од их немного панства».

Омелько Кайдаш зашел в кабак, пил, пока не пропил половину денег. Потом пошел домой, загрюкав в дверь. Но Кайдашиха не пускала, только ругалась. Наконец Лаврентий открыл отцу. Но пьяный Кайдаш долго не мог найти дверь, думая, что его кум украл у него в ветчину глаза. Потом таки добрел до скамейки, упал и захрапел.

II

Карп идет к дому Матрены Довбишівни, между ними завязывается шуточная беседа.

На второй день, собираясь к церкви, Мотря убралась, как на праздник, в надежде увидеть Карпа.

Кайдаши в это время съезжали с телегами крутой горы, и Карп, засмотревшись на Мотре, не поддержал телеги и тот перевернулся. В церкви парень попал позже.

А через две недели Карп заслал к Мотри старост и они получили согласие на помолвку.

На праздник Семена Кайдаши пошли на смотрины в Довбишів.

Довбыше были богаты, и Кайдашисі хотелось показать себя с лучшей стороны: она прихорашивалась, церемонилась, ждала, пока ее несколько раз попросят сесть на почетном месте - в красном углу. Хозяева принялись накрывать на стол, а Кайдашиха стала присматриваться к Мотре и хвалить ее за трудолюбие. Мотри сразу не понравился сладкий медок в ее голосе.

После второй Пречистой [Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября] Карп обвенчался с Мотрей, свадьбу гуляли четыре дня.

На следующий день после свадьбы свекровь разбудила Мотрю очень рано и начала учить, как раскладывать огонь в печи и варить борщ, как будто и этого не умела, и задала еще много другой работы, а сама лежала, словно нездужаючи. Кайдашиха встала, когда уже рассвело, и снова начала учить невестку, сама «не берясь ни за холодную воду». Она обманывала Мотрю, что нездоровая, потому что была рада иметь в доме хорошую работницу» и командовать ней. Мотри это не нравилось. Сначала она терпела, а потом начала остро отвечать, что не может разорваться надвое, чтобы все успеть. Поняла, какая недобрая ее свекровь и что «под ее сладкими словами скрывается горькая полынь». Но Матрена была не из таких, «чтобы кому-то покорятись».

Второго дня Кайдашиха снова охкала и заставила невестку сделать всю работу: сварить обед, испечь хлеб. Потом еще и упрекала, что борщ получился недобрый. Мотря не сдержалась и ответила, что ей не очень помогали, а сама она всего не успевает. Свекровь догадалась, что невестка не будет молчать.

Через неделю перестала Кайдашиха зовут Мотрю сердечком и орудовала ею, как наймичкой, еще и кричала и упрекала.

Однажды во время Рождественского поста Мотря с Кайдашихою не помирились по поводу того, кто заметет в доме (в Мотре вся работа в руках горела, а Кайдашиха долго спала и потом еще начала обвинять невестку в глазах Карпа. Ему было жаль и мать, и женщину, которая чувствовала себя сиротой в чужой семье).

Матрена, выметая сени, услышала, как Кайдашиха говорила с кумой о ней, называла ее кобылой, которая долго спит. На что Матрена не выдержала и крикнула: «От кобылы слышу! Еще и одной рубашки не произвели мне, а уже судите на все село!». Кайдашиха от стыда не знала где деться.

Матрена решила, что теперь она покажет свекрови, и утром не стала вставать, говоря, как и Кайдашиха когда-то, что нездоровится. Маруся увидела, что Мотря дразнит ее, рассердилась.

Результат недоразумений - обед недоварений, дом неметена. Кайдашиха пожаловалась старом Кайдашеві, то разозлился, хотел даже ударить невестку, но Карп сказал, чтобы отец не трогал Мотри, потому что у нее есть муж.

С того времени они не мирились. Кайдашиха кричала на Мотре, а та огрызалась. До Рождества Матрена ждала, что свекровь подарит ей какую-то одежду, но и отрезала только полотна на запаску. Хорошее тонкое полотно и полотенца она спрятала себе в сундук, еще и замком заперла, хоть пряли они вместе с Матреной. Мотря пожаловалась Карпу, что ей ничего не иметь производит и она ходит, как старчиха.

После того Кайдашиха привезла невестке платок и материю на юбку, но они были такие черные и убогие, что Матрена только вздохнула и отбросила обновки прочь.

Осенью Матрена родила сына. Карп словно вырос в своих собственных глазах, стал считать себя за хозяина, равного отцу. Кайдаш был рад внуку и обещал оказать молодой семье дом через сины. Ребенок немного помирила невестку со свекровью, которая купала и пеленала, качала внука.

Карп и Мотря, заработав летом больше хлеба, знали, что теперь едят свой, а не родительский. И полотна Мотря напряла больше, но Кайдашиха все спрятала в свой сундук. Матрена решила прясть отдельно и начала складывать полотно в свой сундук, что очень не понравилось Кайдашисі.

Когда женщины сели прясть, Кайдашиха схватила мотовило, говоря, что оно ее. Женщины подняли такой ужасный крик, сіпаючи мотовило каждая к себе, что мужчины сбежались к дому и удивлялись, из-за чего ссора, а старый Кайдаш аж замахнулся кочергой. Потом выхватил мотовило, разбил его на куски и стал ругать Мотрю, что из-за нее такая буча в доме, хотел даже ударить, но Карп вступился. Отец набросился на сына, тот просил не делать этого, отступиться. Кайдаш разозлился, снова бросился в драку, но Карп так его толкнул, что тот упал навзничь и ноги задрал. Иметь с Лаврином бросились оборонять Кайдаша.

Когда немного втихомирилось, Кайдаш сказал, что отделит Карпа, а Мотря подсказала, что пусть сначала сделает для них с матерью два мотовила.

На следующий день старый Кайдаш внес в дом два мотовила.

После того, как однажды Матрена испекла неудачный хлеб, за что ее осудили, она решает готовить на свою семью отдельно.

Когда однажды утром Кайдашиха поняла, что приготовленный Матреной небольшой горшок с кашей только на одну семью, викйнула его в помойное ведро. Матрена схватила и бросила свекрови под ноги миску с борщом.

Мужчины плюнули и вышли, а хозяйки молчали, только «сало в печи шкварчало сердито и громко».

Мотря подмели в доме черепки и побежала жаловаться своей матери.

Ссоры в доме не Кайдашовой переставали. Свекровь с невесткой не разговаривали по три дня. Мотря не давала нянчить внука Кайдашисі.

Кайдаш принимает решение отделить Карпову семью. Мотря посеяла пшеницу на месте нового дома, она хорошо взошла, а это значило, что здесь чисто.

Летом дом освятили и молодые пошли туда жить. Карп постепенно отделяет и хозяйство.

V

Перед зелеными праздниками Кайдаш послал Лаврина к мельнице. Парень ехал более Росью и любовался окружающей природой. Он увидел девушку, которая была похожа на большой красный цветок. Он загляделся на ее красоту. «Девушка была невелика ростом, но ровная, как струна, гибкая, как тополь, красивая, как красная калина, довгообраза, полнолицая, с тонким носиком. Щеки краснели, как краснобокий яблочки, губы были полные и красные, как калина».

Вместо того, чтобы ехать по дороге домой, Лаврентий вернул на пригірок за девушкой, которую звали Мелашкою. Лаврин поехал вплоть до самых Бієвців, где она жила. Хата Мелашки свидетельствовала о том, что семья жила небогато.

Девушка имела поэтическую душу, ласковое сердце.

В сердцах Лаврина и Мелашки разгоралась любовь.

Лаврентий с согласия своих родителей засылает сватов к Мелашки. Отец девушки не сразу согласился.

Кайдаши едут на смотрины в дом Балашів. Кайдашиха горделиво сверкала новыми желтыми сапогами-сап'янцями. Когда съезжали с горы, воз перевернулся и сапоги Маруси поцарапались.

Балаші были бедно одеты, но гостей встретили радушно, пригласили в дом. Двери были низкие, Кайдашиха, думая гордо поднять голову, сильно ударилась о дверной косяк и прокляла все на мире.

Кайдашиха смотрела на маленькую проворну фигура Мелашки и думала, что небольшая с ней будет в доме помощь. Вареники получились очень темные, и Кайдашиха съело только клубники, а тесто оставила в миске. Потом не удержалась и распустила на всю хату мед своим языком: “Любой же, дочка, здоровая, как рыба; пригожих, как рожа; веселая, как весна, рабочая, как пчела, а богатая, как святая земля!”»

Когда Кайдаши поехали под вечер, мать сказала Мелашці, что ей, пожалуй, будет трудно в такой гордой свекрови.

Через неделю после смотрин Лаврин обвенчался с Мелашкою и привез ее в отцовский дом.

VI

Мелашка неделю жила, как в раю, не замечая пьяного свекра и неласкавих взглядов свекрови, любуясь с Лаврином за пасекой.

Кайдашиха невзлюбила Мелащиних родителей, потому как только бралась за голову, вспоминала шишку свою поездку в Бієвці. Мелашка была молодая и некрасивое к тяжелой работе, а Кайдашисі очень хотелось на старости полежат и отдохнуть. То же она только неделю молчала, а дальше стала ругать невестку и смеяться с нее.

Однажды сказала Кайдашиха Мелашці замесить тесто, льет бочка была такая большая, что та не доставала дна. Кайдашиха стала насмехаться над ней, заставляя Лаврина то стульчик подставить, то вытереть лоб от пота, то утереть нос своей женщине.

Кайдаш увидел, что обед еще не готов, и стал стучать.

Пришлось просить хлеба у соседей (Матрена и на порог не пустила).

Снова началась в Кайдашовой доме потасовка. Кайдашиха стала еще более лайливою, ежедневно нападала на Мелашку. Мотря тоже ее недолюбливала, потому что младшая невестка жила вместе со свекровью.

Настала жатва. Кайдашиха запрягла Мелашку к работе. Бабенка уже соскучилась по Бієвцями, по своей доброй матерью. Просилась в гости, но свекровь не пускала. Лаврентий заметил, что Мелашка сокрушается за домом и пообещал отпроситься у отца.

Наконец Кайдашиха пустила невестку к семье, дала на гостинец рыхлую хлеб, приговаривая, что там такого и не видели, а Мелашці она показалась тяжелой, как камень.

• Ступив на родительский порог, Мелашка залилась мелкими слезами, и мать поняла, как тяжело живется ее ребенку, но ничего не поделаешь, надо привыкать.

Второго дня Мелашка решила вымести только половину сеней и не выносить Мотрино мусора, как это делала раньше. Таким образом снискала себе еще одного врага.

Когда пришла зима, стало еще Мелашці труднее, потому что свекровь сбрасывала всю тяжелую работу на нее, пьяный свекор вымещал на ней злость, а через сени шипело Мотря. Лаврентий уже и устал за нее заступаться.

Настал страстная неделя. В большой понедельник к Кайдашей зашла баба Палажка Солов'їха. Она была очень богомольная и каждый год ела куличи в Лавре. И теперь она собиралась идти в Киев, но, чтобы было веселее и безопаснее, решила собрать себе попутчиков. Надеялась уговорить Кайдаша.

Мелашка, услышав рассказ, горячее попросила Кайдашиху отпустить. Колеблясь, Кайдаши отпустили Мелашку.

На следующий день отправилась в Мелашка дорогу вместе с другими бабами. Она чувствовала себя свободной и счастливой.

В Киеве Палажка водила девушек по церквям, много рассказывала. Мелашка была в восторге.

В великую пятницу Пелагея повела паломников на Разделение до Братского монастыря, там и заночевали. Мелашка сидела на церковных ступеньках рядом с проскурницею и тяжело вздыхала, потому что знала, что надо возвращаться домой, в настоящий ад. Она попросила старую женщину взять ее за служанку. Та согласилась и отвела бабенку домой. Мелашка приступила к работы: раскатывать тесто для просфор.

Пелагея, думая, что Мелашка пошла с другими людьми, вернулась домой без нее. Боясь об этом сказать Кайдашам, она сидела дома. Весть разнесла по всему селу ее злейший враг - баба Параска.

Лаврентий обомлел и сказал матери, что это через нее Мелашка их покинула, и когда что-то случится, то он ей этого не простит.

Лаврентий ждал, что женщина вернется, но она не возвращалась. К Кайдашей пришли и Балаші, даже и Матрена с Карпом, скорбя вместе со всеми. Кайдашиха чувствовала свою вину и жалела, что так вела себя. Решили идти в Киев искать Мелашку.

А она тем временем служила в просвирней и жила, как у Бога за пазухой. Но скучала по Лаврином.

Тем временем Кайдаши пришли к Киева, обходили все церкви и расспрашивали о Мелашку. Наконец попали к церкви, возле которой жила Мелашка. Проскурниця на ступеньках продавала проскуры. Мелашка выбежала из пекарни и хотела что-то спросить хозяйку. И вдруг увидела Лаврина - бледного и унылого. Затем свою мать и... свекровь. Ее как ледяной водой облили. Потом еще раз взглянула на Лаврінове лицо и не выдержала, бросилась к него и зарыдала, как маленький ребенок.

Мелашка рассказала, что служит в наймах, а проскурниця пожалела, что уйдет от нее такая добрая и трудолюбивая батрачка. Кайдашиха пообещала не говорить ни одного плохого слова, только невестка вернулась.

И сдержала его: осыпала Мелашку медовыми словами, купила обновки.

А вскоре девушка родила сына.

VII

В Кайдашовой доме наступил мир: свекровь помирилась с невесткой. Зато на улице, между отцом и Лаврином, начался беспорядок. Лаврентий перестал слушать отца, ему самому хотелось хозяйничать. Кроме того, старый Емеля пропивал в кабаке все деньги, заработанные вместе с сыном, и поэтому все труднее было повиноваться ругательном отцу.

Как-то старый Кайдаш вечером сказал Лаврінові косить ячмень, а тот решил ехать к мельнице. На следующий день пошел на поле, не спрашивая родителях. Тот обиделся и подумал, что сынки быстро загонят его на печь.

С того времени Лаврентий забрал хозяйство в свои руки. Отец мастерил, зарабатывал деньги и каждый вечер возвращался с кабака пьяный. У него начались галлюцинации.

Через неделю призрак-чумак завел Кайдаша на плотину, а утром нашли утопленным.

 

VIII

Похоронили сыновья Кайдаша с большой честью. На четвертый день стали делить наследство. Карп сказал, что отец мало отрезал ему огорода, поэтому надо поделить его поровну. Решили не идти в волость, а сделать это самим.

Только поделили, прибежала Мотря и измерила все глазами. ей показалось, что Лаврінова доля больше. Она сбросила пояс и стала перемерять. Лаврінів город действительно оказался по ее мерке на один пояс вдоль и два поперек пояса больше. Матрена подняла крик, что это репетуючи так свекрушище им наміряла. Начали перемерять. Матрена, как мерила в себя, то пояс натягувала, аж трещал, а когда у соседей - то стягивала. Огород перемеряли Кайдашиха с Мелашкою, и получилось поровну. Мотря была сердита, что не по ее вышло. Она привязалась за пасеку, потом за садик, потому что в Лавріновій доле было больше деревьев. Кричала, что надо идти в волость, пусть их рассудят там.

Карп тоже сказал, чтобы ему дали половину пасеки и половину скота. Тогда Кайдашиха напомнила, что и ей предстоит какая-то доля, а кроме того, вспомнила, как Карп бил отца кулаками в грудь.

Пошли в волость. Там присудили Лаврінові все отцовское добро, ибо Карп забрал свою долю уже давно. Мотря как услышала это, то чуть не скрутилась.

От того времени не стало мира между Кайдашенками и их женщинами. Достаточно было искры, чтобы вспыхнула ссора с новой силой. Дети Мотри не уважали Кайдашихи (даже гостинцы от старой выбрасывали прочь), Маруся плакала.

Однажды Мотрин парень напился воды с Мелащиної бочки и разбил случайно кружку. Кайдашиха наделала шуму и разбила Мотрин кружку. Тогда Матрена забежала к Лаврінової дома и разбила горшок. Кайдашиха побежала к Мотре и разбила большую миску. Мотря и себе вскочила к соседей и прошлась кочергой по полкам с горшками и мисками, только черепки посыпались. Мужчинам показалось, что женщин покусала бешеная собака, они бросились оборонять посуда. Еле разняли женщин, но те продолжали ругаться, упрекать одна одной. Кайдашиха, доказывая свою правоту, ткнула Мотри дулю, но не попала до носа, а в глаз. Матрена схватила деркача и сунула его в глаза свекрови так, что виколола глаз. Мелашка с Лаврином стали защищать мать, пихнули Мотрю, а Карп бросился на Лаврина. Лаврентий дракон, полез на крышу и стал сбрасывать кровлю из дома Карповой - «одділятися». Кайдашиха размазала кровь и побольше побежала подавать в суд в волость, наделав шуму на всю деревню.

Община приговорила Карпу «одірвати» свою хату и поставить отдельно на огороде, почва разделить поровну, а Мотри - таки отсидеть два дня в холодной.

После того старая Кайдашиха заболела и ослепла на один глаз. Она все спрашивала, от чего у них началась такая потасовка. Решила освятить дом, зашли и в Карпа, потому что матери было все-таки жаль сына.

Дом «одірвали», розгородили тыном двор, и семьи понемногу стали мириться. Сначала начали забегать с одной хаты в вторую дети, потом хозяева заходить за инструментом, а там стали ни в чем ни бывало разговаривать через плетень и женщины. Чтобы не обходить вокруг в ворота, сделали в дворе перелаза через плетень.

Мир между братьями поміцнішав ради хозяйственной дела и общей выгоды.

IX

Целую зиму и весну прожили Кайдашенки в ладу. Кайдашиха сердилась на Мотре, но невестки жили между собой в согласии. Лаврин любил Мелашку: никогда и пальцем не тронул, даже не ругался. Мотря часто грызла голову Карпу, но он отмалчивался.

Весной Мелашка посадила возле самого плетня огурцы. Когда появились первые огурчики, Мотрин петух перескочил через плетень, поскликав кур и цыплят, и вместе они поклевали все огурцы. Кайдашиха, как увидела такой ущерб, нашла палку и пошпурила на кур. Перебила петуху ногу и прибила двух цыплят. Здесь Мотря выбежала и стала ругаться, приставать к Карпа, чтобы тот выругался мать и заставил оплатить за петуха и двух цыплят. Но Карп смеялся и отмахивался, говоря: «да И бриклива же ты, Мотре, хоть я тебя когда-то любил за тот перец. Уже очень наперчила!»

Недоразумения возникали и через кур, и через огурцы, коня, кабана.

Вечером Лаврінів кабанчик залез в Мотрину картофель и и перебила ему спину. Лаврінові было жаль животное, и он сказал, что Мотря уже не знает, что производит. И «стояла за вуглом» и только того и ждала. Крикнула, что то им за петуха и цыплят.

«Не черная туча из синего моря наступала, то выступала Мотря с Карпом из-за своего дома к забору. Не сизая туча над дубравой вставала, то приближалась к забору старая видроока Кайдашиха, а за ней выбежала из дома Мелашка с Лаврином, а за ними выбежали все дети. Две семьи, как две черные тучи, приближались одна к другой, грустно и уныло».

Кайдашиха побежала жаловаться священнику, а затем в волость. Там присудили Карпу или десять розог, или заплатить матери пять рублей и извиниться и помириться.

Карпу было стыдно ложиться под розги, и он извинился перед матерью.

На некоторое время воцарилось согласие между Кайдашенками. Но лето принесло новую ссору, теперь уже через грушу. Когда община делила двор старого Кайдаша, то к Карповой половины отошла Лаврінова груша. Она долго не рожала, то не было и бед. Этим же летом груш уродило очень обильно. Они были здоровы, как кулаки, и сладкие, как мед. Лаврінові дети узнали от бабушки, что то груша не дядина, а папина, и полезли проверять. Тут выбежала тетя Мотря, стала их ругать и вознамерилась выпороть крапивой. Дети закричали, выбежала Мелашка, потом Лаврин с Кайдашихою и стали заступаться за детей, ведь груша действительно их. Матрена сказала, чтобы больше дети не лазили, иначе поперебиває им ноги. Дети все-таки лазили по груше, а Мотря лупила их розгами. Теперь начали уже ругаться мужчины. В волости присудили,чтобы Карп отдавал ежегодно половину груш. На том немного помирились. Но груша, как на злость разрасталась и родила все больше. Груши дорого стоили на ярмарке, пахло рублями, а это для крестьянина не шутка. Матрена продолжала гонять Лаврінових детей и бить их.

Братья пошли советоваться к священнику, но ни один не соглашался на его предложения. Лаврентий не хотел брать за грушу три или четыре рубля відчіпного, потому что мог ежегодно на ней заработать. Карп не хотел продавать два аршина земли с грушей. Кончилось тем, что священник их прогнал. Братья продолжали ругаться, как и их женщины.

А закончилось дело с грушей неожиданно. Груша засохла, и две семьи помирились.