Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5 класс

МИР ФАНТАЗИИ И МУДРОСТИ

 

ЛЕОНИД ГЛЕБОВ (1827 - 1893)

 

ВОЛШЕБНИК УКРАИНСКОЙ БАСНИ

Нет в нашей стране ни одного человека, который бы не знал хоть одной басни Леонида Ивановича Глебова. Помните: «В мире уже давно ведется, что низший перед высшим гнется, а больший меньшего кусает да еще и бьет - затем что сила есть...»? Всего же на украинском языке писатель написав107 баек! Интересные взрослому и малому, они захватывают непростыми отношениями персонажей, поисками правды и справедливости. Сила басен Глебова - в активной позиции автора на защиту прав попираемой, обездоленной простого человека.

А еще Леонид Глебов был нежным поэтом-лириком. Самым известным из его лирических произведений является стихотворение «Журба», музыку к которому написал известный украинский композитор Николай Лысенко. Задушевные слова и нежная мелодия так полюбились украинцам, что впоследствии произведение начали считать народной песней.

Есть у Леонида Ивановича Глебова еще одна - особая группа произведений - стихи, загадки, шутки, рассказы для детей. Они чрезвычайно обаятельны, потому что наполнены любовью к малышам, радостью и теплом.

Малыши учат те солнечные слова.

Что, будто чародійник, из рукава Ты сыпал им и в мудрости не промахнулся, - так о Леонида Глебова написал украинский поэт Максим Рыльский.

Автор печатал свои произведения для детей в единственном в Украине в конце XIX века детском журнале «Звонок» и подписывал их просто - дедушка Кенир. Детвора с радостью читала и заучивала их наизусть, так как они были веселыми и остроумными. И никто не догадывался, что писал эти жизнерадостные поэтические произведения под линейку

с лупой в руках больной пожилой человек, который на склоне лет ничего не видел. За последние три года жизни тяжелобольной баснописец написал более 50 стихотворных загадок, шуточных песенок и акровіршів для детей.

А нуте, дети, вот садитесь!

Я загадку за хвост поймал, -

так задушевно приглашал к разговору своих читателей дедушка Кенир. И это было не заигрывание с детворой, а искренняя беседа с ними. А «секрет» популярности детских произведений Леонида Глебова крылся в том, что в них щедро использованы элементы устного народного творчества.

Так же по-дружески писатель общался со своими учениками, когда работал учителем. Леонид Иванович так интересно рассказывал материал по истории и географии, что невольно вызывал восхищение предметом и прививал воспитанникам тяга к знаниям.

Л. Глебов был убежден, что несправедливость в обществе можно преодолеть образованием и повышением культуры простых людей. Именно поэтому он принимал активное участие в работе специальных школ для народа, которые назывались воскресными школами. Среди учеников Л. Глебова был будущий писатель Г. Успенский и отец выдающейся украинской писательницы Леси Украинки П. Косач. Маленькая Леся воспитывалась на произведениях Леонида Глебова, много его басен знала наизусть.

Памятник Л. Глебову в Седневе

1. В какое время жил и творил Леонид Глебов? За форзацом в начале учебника выясни, откуда родом писатель.

2. Выбери из перечисленных, какие произведения писал Л. Глебов: повести, басни, стихи, поэмы, загадки, сказки, шуточные рассказы.

3. Какое стихотворение писателя стал народной песней? Кто написал музыку к словам?

ПРИЧУДЛИВЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ

Причудливый, маленький,

Бокастий,толстенький

Коханчик притворился;

В тесто убрался,

Чем-то вкусным напхався,

В кипятке купавсь.

На вкус уродился,

Еще и маслом умылся,

В башке скакал...

Недолго нажился,

В дырку скатился,

Круть-верть - и пропал.

Хотел догнать -

Жаль ковылять:

Лови не лови!

А как его зовут -

Лінуюсь сказать,

А нуте только вы!

«То же, дед любимый,

Вареник!!!»

Кричит детвора.

Почему не угадать!

Не бегать искать

Такого добра.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

Из скольких частей состоит загадка?

2. Прочитай первую часть. О какой предмет в ней рассказывается?

3. По каким признакам ты догадываешься, что в загадке говорится о вареник? Наведи примеры из произведения.

4 Между кем ведется разговор в загадке? Почему ты так думаешь? Отвечая, посилайся на произведение.

5. Каким ты представляешь рассказчика этой загадки? Что характерно для его вещания? Приведи примеры из текста.

Слова маленький, толстенький, коханчик - это ласкательные слова. Ласкательными называют слова с оттенком зменшуваності или нежности: солнышко, уточка, мальчишки, песенка и т.д.

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

1 Подбери в следующих предложениях синонимы к слову причудливый. Какие еще синонимы этого слова ты знаешь? Проверь ответ за Словариком синонимов.

• Причудливый, маленький, бокастий,толстенький Коханчик притворился... (Л. Глебов).

• Языков вижу тихую обитель В каком свете чарівнім:

Тремку, химеристу радугу Округ лампады... (М. Старицкий).

• Семен Палий был на все село чудной и странный (Марко Вовчок).

• Вот сафора, диковинне южное дерево (А. Гончар).

2. Подбери в следующих предложениях синонимы к слову ковылять. Какие еще синонимы этого слова ты знаешь? Проверь ответ за Словариком синонимов.

• Хотел было догнать -

Жаль ковылять:

Лови не лови! (Я Глебов).

• Напилась я в колодце воды. Иду я по дороге и хромаю (И. Нечуй-Левицкий).

• Когда это скоро и старая шкандиляє (Панас Мирный).

• Катя? их же две - младшая на левую ногу прихрамывает, а старшая на правую (Есть. Гуцало).

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Прибраться - здесь: одеться.

Кипяток - кипящая или очень горячая вода.

Макитра - глиняный сосуд с широким отверстием.

Какие значения имеет слово макитра в таких предложениях?

Для чего у тебя макитра на плечах? (И. Волошин).

Полетел татарский баша с коня кувырком бритой макитрой... (Панас Мирный).

Моя старая каждый день два чугуны борща варит и две макитры пирогов печет (Гр. Тютюнник).

ЧТО ЗА ПТИЦА?

Между людьми, как птичка, вьется,

У людей и ест, и пьет;

Ходит старец, просит, гнется,

А у нее везде есть.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. По каким признакам ты догадываешься, что в загадке говорится про муху?

2. Почему в загадке муси противопоставляется старец?

3. Обрати внимание на первые буквы в каждой стихотворной строке. Какова особенность этой загадки?

«Что за птица?» - это акровірш.

Акровірш - загадка, отгадку на которую можно прочитать по первым буквам каждой строки.

Изучая сказку В. Симоненко «Царь Плакса и Лоскотон», ты запомнил / запомнила, что такое сравнение. В предложении Между людьми, как птичка, вьется... сочетание слов как птичка - сравнение. Сравнение присоединяются в предложении с помощью слов как, будто, словно, как будто, словно и др.

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

1. Какие значения имеет слово виться в таких предложениях?

• Между людьми, как птичка, вьется... (Л. Глебов).

• В лугу на калину вьющаяся ежевика (Народная песня).

• Несет Галя воду, коромысло гнется,

За ней Иванко, как барвинок, вьется (Народная песня).

• Вот тая тропинка извивается (И. Франко).

• Вьется воронье с утра до юга (А. Малышко).

2. В каком примере слово гнуться имеет такое же значение, как и в акростихи?

• Ходит старец, просит, гнется... (Л. Глебов).

• Дуб лопается, а прут нагибается (Пословица).

• Тарасюк подстрекает бедноту не гнутись перед богачами (А. Ищук).

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Старец - здесь: бедный, убогий человек, что просит милостыню.

 

КТО ОНА?

Бедствия зима спрячется,

А солнышко просмотрит,

Снежок воды испугается,

Тихонько тают станет, -

И издалека бистресенько

Она к нам прибудет,

Кому-кому по пути,

А деткам больше будет.

ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ПРОЧИТАННЫМ

Приметы время года описано в загадке? Прочти о них в тексте.

2 По каким признакам ты догадываешься, что в загадке говорится о ласточку?

3. Названия ласкательные слова. Какую роль они играют в загадке?

4. Наведи из акростиха примеры рим.

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

В загадке сказано: / издалека бистресенько она к нам прибудет. Подбери выделенного слова синонимы из следующих предложений. Какие еще синонимы этого слова ты знаешь? Проверь ответ за Словариком синонимов.

• По стернях отец плуг ведет, тяжелая работа быстро идет (Я. Щеголев).

• Плыви, плыви, утко, против воды прытко (Народная песня).

• Бросились опрометью к еде, забыв нас и поздравить (В. Самойленко).

• Ольга вовсю спешит (А. Хижняк).

• Через кладку опрометью мчался человек (М. Рудь).

• Мгновенно забыто все (М. Рыльский).

• Все делалось впопыхах, быстро, живо (И. Нечуй-Левицкий).

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Какие значения имеет слово лихой в таких предложениях?

• Бедствия зима спрячется,

А солнышко просмотрит... (Л. Глебов).

• Лихой передобідок и лучший обед попортит (Пословица).

• Бес попутал (Поговорка).

• Понесла Лисичка злой приключения (И. Франко).

• Злой! Нехороший человек, злой!

Научил тебя, моя деточка,

Сделает это! (Г. Шевченко).

КТО ГОВОРИТ?

«Ой я бедная вдова, -

Стала хникать милосердия, -

Вон калина, - ей не так!

Говорят, песни ей составляют,

А про меня забывают,

И никто нигде никак!..»

«Стой лишь! Слава не лгунья, -

Отозвалась джеркотуха,

Разбирает, что и как!

Вот я славе угодила,

Кашку деткам варила,

А тебе не удастся так».

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. Кто ведет разговор в акростихи?

2. Объясни, что означает в акростихи высказывание никто нигде никак.

3. Почему об осоку все забывают?

4 На какую черту характера сороки намекает рассказчик в загадке?

5 Что означает выражение Вот я славе угодила?

6 Или догадался/догадалась ты, на которую кашицу намекает сорока? Ответ проверь за Словариком-довідничком.

7. Названия, которые ласкательные слова использованы в акростихи.

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

В загадке сказано: Ой я бедная вдова, - стала хникать милосердия... к выделенному слову Подбери синонимы из следующих предложений. Какие еще синонимы этого слова ты знаешь? Проверь ответ за Словариком синонимов.

• Нюниш, за мамой соскучился (Н. Рыбак).

• Зінка испугалась, пхикала, просилась (Ю. Мушкетик).

• Напуганные дети начинали реветь (Г. Коцюбинский).

• Мирослава хлипала громко, утирая обильные слезы (И. Франко).

• О, не рыдай, моя старушка, твой сын вернется обратно! (Б. Сосюра).

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Осока - название травы, имеет острые края листочков.

Вдова, вдова - женщина, у которой умер муж.

Джеркотуха - и, кто джеркотить.

Джеркотіти (о птицах) - кричать, издавать резкие и короткие, часто повторяющиеся звуки.

КТО СЕСТРА И БРАТ?

«Посмотри на меня, вітрику, хорошо прибралась?

Рано до восхода солнышка росой вмивалась,

Есть у меня листочки, пахучії цветы,

Почему же мне, вітрику, ой почему не радоваться?

Лучше в поле нашем над меня нет,

Вплоть до моря славонька меня летает,

С моей сипанки вкусное блюдо будет,

Подливу и маслице дадут добрые люди!»

«Ровный, сестра милая, нам судьба с тобой, -

Назвался братичок где-то за бороной. -

Везде по людям сложилась и обо мне слава,

Вон и в поле, вітрику, кипит мое блюдо».

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. Кого в акростихи назван братом и сестрой?

2 Какими словами гречка описывает свой внешний вид? Прочитай строки из произведения.

3. Почему гречка говорит о себе Вплоть до моря славонька меня летает?

4. На что намекает просо, когда говорит: Ровный, сестра милая, нам судьба с тобой?

5 Какое блюдо имеет в виду просо в предложении Вон и в поле, вітрику, кипит мое блюдо?

6 Сравни народные загадки с литературными загадками Л. Глебова. Определи, что в них общего, а чем они различаются.

7 Каким в твоем воображении предстает рассказчик в прочитанных загадках?

8. Какое настроение у тебя создают загадки Л. Глебова?

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Соус - подлива, подливка, соус.

Борона - орудие для обработки почвы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Из книги кулинарных рецептов выпиши названия украинских блюд, которые можно приготовить из гречки и проса. Поделись ими с одноклассниками.

2. Прочитай акростихи Л. Глебова, которые не изучали на уроках литературы. Расскажи о них своему другу/подруге в классе.

ТЫ - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Напиши акровірш о любой предмет или животное.

ПРОВЕРЬ, УСЕРДНО ТЫ УЧИШЬСЯ

И. Дай устный ответ на вопрос

1. Произведение называют мифом?

2. Какие украинские мифы ты знаешь?

3. Названия имена некоторых языческих богов и обязанности каждого из них.

4. Произведение называют легендой?

5. Какие народные легенды ты знаешь?

6. В каких легендах объясняется происхождение созвездий и гор?

7. Произведение называют народным переводом?

8. Какие переводы ты знаешь?

9. Чем литературная сказка отличается от народной?

10. Наведи примеры украинских народных сказок.

11. Кто из украинских писателей писал сказки?

12. Какова главная мысль сказки. Франко «Крашеный Лис»?

13. В какой литературной сказке рассказывается о жизни добрых мифических существ?

14. В произведении какого автора все герои страдали от недоделанных дел?

15. В каком произведении утверждается мысль, что надо быть оптимистом?

II. Выбери один ответ

1. Народной сказкой является произведение

а) «Берегиня»

б) «Летучий корабль»

в) «Неопалимая купина»

г) «Как возникли Карпаты»

2. Подвиг казака перед смертью воспето в произведении

а) «Белгородский кисель»

б) «Прием у запорожцев»

в) «Ой Морозе-Морозенку»

г) «Неопалимая купина»

3. Мифические существа могут быть добрыми и помогать людям - такова главная мысль произведения

а) «Дажбог»

б) «Берегиня»

в) «Хуха-Мшанки»

г) «О звездный Виз»

4. Прочитай произведение.

Сидит хитрая баба аж на верху граба.

«Ой не слезу с граба! - дурит деток баба.-

Поймайте мне эту курочку рябую,

А я подарю золотую грушу».

Это произведение -

а) пословица

б) поговорка

в) акровірш

г) перевод

5. Недороль, Недорадник - это персонажи сказки

а) «Крашеный Лис»

б) «Хуха-Мшанки»

в) «Царь Плаксий и Лоскотон»

г) «Необыкновенные приключения Али в стране Недоладії»

6. Героя перевоспитывают в подземном царстве в сказке

а) «Ох»

б) «Мудрая девушка»

в) «Летучий корабль»

г) «О правде и кривде»

III. Продолжи предложение

1. Л. Глебов написал такие акростихи:....

2. Главная мысль сказки «Мудрая девушка» - ....

3. Перевод «Белгородский кисель» учит ....

4. В предложении Языков бабочки серебристые, снежинки тихо стелятся к ногам использовано художественное средство....

5. Прочитай портрет литературного персонажа.

Коля, Прокопов мальчик, такой школьник гарнесенький был: сумирненький, соромливенький, млявенький, как девочка. И еще такой чорнобривенький, білолиценький, носок небольшой, щечки круглесенькі, еще и челку кудрями.

Что ты можешь сказать о характере героя по такой портретной характеристике?