Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ПОТЕБНЯ АЛЕКСАНДР (22.09 1835, х. Манов вблизи с. Гавриловка, теперь с. Гришино Роменского р-на Сумской обл. - 11.12.1891, Харьков) - языковед, философ, этнограф, фольклорист, теоретик литературы, исследователь поэтики, психологии творчества, основатель Харьковской лингвистической школы, основоположник психологического метода в литературоведении.

Член - корреспондент Петербургской академии наук (с 1875), председатель Харьковского историко-филологического общества (с 1877), действительный член Московского археологического общества (с 1865), действительный член Общества любителей российской словесности при Московском университете (с 1875), действительный член Королевского чешского общества наук (с 1887), действительный член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (с 1890). Отмечен полной Ломоносовською премией Академии наук (1875), Золотой Уваровською медалью Академии наук (1878, 1879), Золотой Константиновской медалью Русского географического общества (1891).

Родился в семье мелких маєтних дворян, которые происходили из казацкого рода. Окончил Радомскую классическую гимназию (1851), историко-филологический факультет Харьковского университета (1856). Магистр славянской словесности этого университета (с 1860), доцент (с 1863), доктор русской словесности (с 1874), профессор (с 1875), В 1862-1863 гг. изучал санскрит и славистику за рубежом (Германия, Чехия, Австрия). Первая печатная работа В. Потебни «О некоторых символах в славянской народной поззии» (диссертация на степень магистра) увидела свет в 1860 г. Вскоре в «Журнале Министерства народного просвещения» вышло (параллельно - отдельным оттиском в Санкт-Петербурге) его научное исследование «Язык и мысль» (1862), которое принесло мировое признание молодому ученому. Проблема взаимоотношения и взаимозависимости языка и мышления становится краеугольной в лінгвофілософському учении О. Потебни.

Отстаивая мнение об особой роли языка в мислитєльній деятельности человека, ученый отмечал, что «язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать ее», что «слово необходимое для преобразования низших форм мысли в понятия». Гумбольдгівське понимание языка как деятельности, своеобразной работы духа, лишено метафизического отождествления языка и духа, в концепции О. Потебни находит дальнейшее осмысление на психолога - лингвистическом почве. Отталкиваясь от гумбольдтівського «всякое понимание есть вместе с тем непонимание», ученый обращает внимание на сложный механизм познавательной деятельности, где информативно-понятийное перекодировки слова имеет творческий характер. Слово, по А. Потебне, отражает два содержания: первый, объективный, представляет собой народное, или ближайшее этимологические значения, что указывает на основной его признак, второй, субъективный, с удаленным значением, характеризуется множеством признаков. Содержание слова, объективированный с помощью звука, О. Потебня называет внешней форме, а способ выражения этого содержания - внутренней. Именно с внутренней формой как представлением (когда на основе ближайшего этимологического значения слова имеем направление мысли в субъективно-личностное русло) связывает ученый главную сущность творческого процесса познания.

Экстраполируя качественно-структурные характеристики слова, А. Потебня приходит к выводу, что и в художественном произведении наличествуют те самые стихии, что кроются в слове: содержание (идея), внешняя форма, внутренняя форма; что художественное произведение является синтезом этих трех стихий, что, в конце концов, искусство - это такое творчество, как и слово. Ставя знак тождества между словом и художественным произведением, А. Потебня идет от образа, идентифицированного в слове (внутренняя форма) и литературном феномене в процессе создания или восприятия их. Художественному образу в концепции О. Потебни отведено особое место как таком, что способен «сгущать мнение», служить динамизации, психологизации творческого (познавательного) процесса. Выразив мнение, что с помощью слова не передается, а только пробуждается мысль у реципиента, аналогично в художественном произведении - мысль художника видоизменяется и развивается в сознании читателя, слушателя, О. Потебня делает значительный шаг в направлении выяснения психологии восприятия, образного художественного познания действительности. Ученый анализирует такие явления, как аналогия, ассоциация, апперцепція. Он обстоятельно исследует теоретические проблемы поэтики, эстетики художественного произведения, проблемы мифологического и символического мышления в народнопоетичній творчества. Этим вопросам посвящены труды «Из лекций по теории словесности!. Басня. Пословица. Поговорка» (1894); «Из записок по теории словесности. Поззия и проза. Тропы и фигуры. Мышление позтическое и мифическое» (1905), «О связи некоторых представлен в языке» (1864), «О мифическом значений некоторых образов и поверий» (1865), «О доле и сродных с нею существах» (1867), «О купальских огнях и сродных с ними представлениях» (1867) и др.

Украинский фольклор, народная песня были непременным объектом научного внимания В. Потебни. Во всех основных теоретических трудах он обращается к примерам из украинской народно творчества, печатает разведки «Малорусская народная песня по списку XVI в. Текст и примечания» (1877), «Обьяснение малорусских и сродных народных песен» (1882, 1883, 1887), «Обзор позтических мотивов колядок и щедровок» (1884, 1885, 1886, 1887), «Народные песни Галицкой Руси, собранные Я. Ф. Головацким» (1880) и др. Фольклорные материалы, записанные А. Потебне, вошли в сборник «Украинские песни, изданные на средства О. С. Балліної» (СПб., 1863) без ссылки на авторство собирателя; сборник «Украинские народные песни в записях Александра Потебни» увидел свет в 1988 г. в Киеве (составитель М. К. Дмитренко).

Неоценимый вклад В. Потебни в развитие грамматики славянских языков. Фундаментальное четырехтомное исследование «Из записок по русской грамматике» (1873, 1874, 1899, 1941) охватывает широкий круг вопросов морфологии и синтаксиса и, по оценке современников ученого, не знало себе равных. Автор впервые созвучно традициям XX в. определял понятие грамматической категории и грамматической формы. Впервые поставлен вопрос о выражении грамматических категорий не только с помощью формальных признаков, но и па основе синтаксических отношений, семантико-смысловых связей, о смене синтаксических категорий, о взаимосвязи морфологических и синтаксических единиц в предложении и т.д.

Значительный интерес представляют исследования В. Потебни по диалектологии, исторической фонетике, акцентологии, текстологии, этимологии украинского, русского, белорусского и других славянских языков «О полногласии» (1864), «О звуковнх особенностях русских наречий» (1865), «Заметки о малорусском наречии» (1870), «Разбор сочинения П. Житецкого «Очерк звуковой истории малорусского наречия» (1878), «Ударение» (напечатанное 1973 г.), «Слово о полку Игореве. Текст и примечания» (1877, 1878), «К истории звуков русского языка, Зтимологические и другие заметки» (1879, 1880, 1883), «Этимологические заметки» (1879, 1880, 1882, 1891) и др.

Остался неопубликованным этимологический словарь, который в течение длительного времени управлял А. Потебня и который на 527 страницах содержит значительный лексический материал по истории восточнославянских языков. Не удалось завершить ученому и перевод Гомеровской «Одиссеи», отдельные фрагменты которой подтверждают глубокое знание украинского языка, незаурядное художественное мастерство переводчика. С именем А. Потебни как редактора связанные издания произведений П. Гулака-Артемовского, Г. Квитки-Основьяненко, И. Манжуры.

Лит.: Срезневский И. Ы. Записка о трудах профессора А. А. Потебни... // Зап. Императ. АН. 1876. Т. 27; Памяти Александра Афанасьевича Потебни. X., 1892; Овсянико-Куликовский Д. Н. А. А. Потебня как языковедмыслитель // Киев. старина. 1893. Т. 42; Сумцов Н. Ф. Великан мысли и слова. X., 1922; Райнов Т. Александр Афанасьевич Потебня. Пг., 1924; Багалей Д. /. Взгляды О. О. Потебни на роль нацмови в образовании культуры // Зап. Харьк. ин-та нар. образования. 1928. Т. 3; Синявский А. II. Потебня как исследователь украинского языка И И Зап. Харьк. ин-та нар. образования. 1928. Т. 3; Булаховский Л. А. Александр Афанасьевич Потебня К., 1952; Чудаков А. П. А. А. Потебня // Академические школыи в русском литературоведении. М., 1975; Белодед О. И. Грамматическая концепция А. О. Потебни. К., 1977; Пресняков А. Позтика познания и творчества: Теория словесности А. А. Потебни. М., 1980; Франчук В. Ю. Александр Афанасьевич Потебня. К., 1985; Шевелев Юрий. О. О. Потебня и стандарт украинского литературного языка // Языкознание. 1992. № 2, 3; Иван Физер. Психолингвистическая теория литературы Александра Потебни: Метакритичне исследования. К., 1993.

А. Моисеенко