МИР ФАНТАЗИИ И МУДРОСТИ
ИЗ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
ЗАГАДКИ
Вспомни из начальных классов, произведение устного народного творчества называют загадкой.
Приведи два-три примера загадок. Как они образовались?
Загадки люди начали составлять еще в древности. Тогда эти маленькие произведения были не веселым развлечением, а серьезным испытанием для юношей. С помощью загадок старше и опытнее мужчины проверяли разум парней. Считалось, что если подросток не может выполнить задание, то он еще не готов к взрослой жизни. Этот обряд посвящения юношей отражено и в сказках, когда сказочного персонажа испытывают задачами и загадками. Парень должен проявить смекалку, находчивость, ум.
Позже в разгадывание загадок развлекались парни и девушки. Прошло немало времени, прежде чем загадка превратилась в детскую развлечение. Но она так же, как и в древности, іґеревіряє ум, знания, сообразительность.
Загадка - это краткое поэтическое, часто ритмізований высказывание, что надо отгадать, в котором в завуалированной* форме зашифрован какой-то предмет или явление.
Слово загадка образовано от слова гадать, что означало в давние времена думать, угадывать, загадывать.
Чем интересна загадка? Прежде всего своим скрытым смыслом. Предмет, который «спрятали» в ней, надо искать под намеком, описанием характерных признаков. Например, есть такая загадка: Возле уха метель, а в ухе ярмарка. Чтобы ее разгадать, надо хоть раз прислонить ухо к пчелиного улья и послушать тихое гудение в нем. Оно может напоминать звуки вьюги, а постоянное движение пчел в улье - гам на ярмарке. Так через описание явления можно догадаться о скрытый предмет.
* Завуалированный - намеренно скрытый, неясный, смутный.
Часто в загадке предмет сравнивают с существом: Руками махнул - дерево согнул. (Ветер.) В некоторых загадках существо, предмет или явление указано через отрицание или противопоставление: Без рук без ног, а по полю носится. (Ветер.) Не живет, а за человеком ходит. (Тень.) Не художник, а рисует. (Мороз.)
Загадки бывают розповідними предложениями: Под землей птица гнездо свела и яиц нанесла. (Картофель.) Семьсот соколов на одной подушке спят. (Подсолнух.) Часто загадку оформлено вопросительным предложением: Что идет, не двигаясь с места? (Время.) Что растет вверх корнем? (Сосулька.) Различают несколько групп загадок: о людях и их жизни, о природе и ее явлениях, о растениях, животных и т.д.
1 Названия, к какому виду относится каждая группа загадок. Отгадай их.
• Черная корова всех поборола. Белый вол всех поднял.
Шумит, гудит и все горой идет.
Тысяча овец, а между ними один барашек.
• Сам маленький, а шуба деревянная.
Без глаз, без рук, а лезет на дубину.
Маленькое, кругленькое, зацепы - плакать будешь.
• Плавала, купалась, сухесенька осталась.
Летом серый, зимой белый.
Два раза родится, один раз умирает.
• Утром ходит на четырех, днем на двух, вечером на трех. В сарайчике два ряда барашков, и все беленькие.
Было два брата и оба Кондратии, через дорожку живут и друг друга не видят.
• Не ест, не пьет, а стоит и бьет.
Зубы есть, а рта нет.
По проволоке ходит, тьму разгоняет.
2. Объясни, как образовано загадки:
Не портной, а с иголками ходит.
По море золотой челнок плывет.
Шла баба с гор и несла сто кож.
3. Отгадай загадки:
По земле скачет, а в воде плывет.
Кто на себе свой дом носит?
Под одной крышей четыре братца.
Молчит, а сто дураков научит.
По земле бегает, под лавкой спать ложится.
Без рук, без ног, а всех кладет на постель.
Ходит дама в золотом кафтане, куда взглянет - трава вянет.
Один всю работу делает, второй хозяина молоком поит, третий дом стережет.
В зеленой оболочке, а внутри - как солнце.
Сложишь - клин, розкладеш - гриб.
И пекут меня, и меня варят, и едят, и хвалят, потому что я добрая.
Соленое, а не соль, бежит, а не река, блестит, а не золото, когда бы угадать и менее его знать.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Что такое загадка? Зачем люди составляли загадки?
2. Как образуются загадки?
3. Названия, с чем ты можешь сравнить такие предметы и явления, как ветер, солнце, дорога, зубная щетка, книжка. Склады с ними загадки.
4. Выучи наизусть несколько загадок, загадай своим друзьям.