Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

Остап Вишня (1889-1956)

 

«Как варить и есть суп из дикой утки»

 

Улыбка «Как варить и есть суп из дикой утки» впервые была напечатана в журнале «Перец» 1945 года. Как вам уже известно, особое место в творчестве Остапа Вишни занимала тема любви к родной природе, описанию ее сказочной красоты. Эта тема находила свое воплощение даже в вісточках художника к жене из ссылки. Например, в письме от 11 мая 1936 года читаем: «Гуси к нам прилетели, утки, лебеди... Они же через Украину летели, и на крыльях у них, наверное, еще остались кусочки солнца украинского!.. Какие же мы товарищи с птицами крылатыми? Мы теперь - пресмыкающиеся, в норах... О нас теперь можно сказать, перефразируя Горького: «Загнанньш ползать - летать не может». И еще «загнанный» не с приборканими, а

 

 

Василий Перов. Охотники на отдыхе

 

вырванными крыльями...». В послевоенные годы талант Остапа Вишни лучше всего раскрылся в «Охотничьих улыбках» - сборнике юмористических произведений 1945-1956 годов. Великий гуманист обрисовал колоритных охотников и рыболовов, истинных ценителей родных пейзажей. Был Остап Вишня очень наблюдательным, имел феноменальную память, всегда с нескрываемым интересом любил послушать охотничьи байки, умел настроить охотников на соответствующий тон, а позже вмещал самые интересные моменты этих рассказов в свои произведения. Так появлялся «заяц», который после выстрела горе-охотника с мурлыканьем выскакивал на телеграфный столб, а виновник происшествия, подслеповатый бухгалтер, бросив ружье и читая молитву, три километра бежал домой, или ученый пес, которому не нахвалится, пока не уснет за рюмкой в охотничьей компании его владелец, о чем читаем в улыбке «Открытие охоты»: «Дашь, бывало, в зубы ему записку и деньги: «Джек! Мигом бутылку вина!» За полчаса уже летит с вином. Только нельзя было больше денег давать: остальное обязательно пропьет!.. Где-то вдали дере деркач, бьет перепел, потом все затихает, сам куда-то проваливаешься и видишь, что там за столом сидит Джек и пропивает хазяїнову остальное».

В улыбках «Открытие охоты», «Заяц», «Вальдшнеп», «Перепелка» и многих других оказалась такая особенность стиля писателя: сочетание острого сарказма и мягкого юмора с глубоким лиризмом, поэтичностью постижения мира. Максим Рыльский небезосновательно отмечал, что Остап Вишня - это поэт охоты. К тому же, он является непревзойденным мастером диалогов. Критик Иван Зуб так оценивает мастерство юмориста: «Определяющие особенности юмора Остапа Вишни - богатство оттенков и красок комического, по-народному сочная речь, своеобразно діалогізований изложение действия, мудрый, иронически улыбающийся взгляд рассказчика на затронутые проблемы. Остроумные

 

 

 

Василий Перов. Рыбалка. 1871

 

и художественно неповторимые диалоги - один из основных средств характеристики и оценки персонажей. Диалогам присущи неоднозначность, жизненно-смысловая наполненность, колоритность».

Улыбка «Как варить и есть суп из дикой утки» посвящена Максиму Рыльскому, с которым Остап Вишня чаще всего ходил на охоту, о чем поэт упоминает в стихотворении «По полям мы с Вишней бродили». Охотничье хобби этих писателей было особое: они никогда не убивали ни зверей, ни птиц, просто наслаждались природой, вели неторопливые беседы. В доме Остапа Вишни еще в молодости, во времена харьковского периода жизни, появились охотничьи собаки. Юрий Смолич вспоминал, что Вишня викохував и воспитывал их, был арбитром на всех собачьих выставках и соревнованиях, бескорыстно консультировал всех харьковчан, которые тоже любили в собаководстве: «Имена своим собакам Павел Михайлович давал странные: Кукла, Игрушка и т.д... Готовился к выезду на охоту очень бережно и заранее. Про трофеи ничего не могу сказать: за все три раза он не застрелил ни одной куропатки и ни одного зайца». Кроме уже указанных художественных особенностей, характерных для «Охотничьих улыбок» в общем, произведение «Как варить и есть суп из дикой утки» имеет эпизодические вкрапления, которые можно сравнить по стилю разве что с «Маленьким Принцем» Антуана де Сент-Экзюпери. Например, ночная погоже августовское украинское небо рассказчик видит во всей его удивительной красоте: «Швиргається вверху какой-то космический мальчик звездами, оставляя в черно-синей бездне золотые полосы, скрипит Телега, дышло свой спуская вниз, бледнеет медленно Млечный путь» . Живая природа в улыбке встает такой беззащитной и милой, что подняться на нее может только рука изверга. И хотя все пейзажные зарисовки щедро приправленные доброжелательным юмором, они настолько непосредственны и интересны, что запоминаются навсегда: «вы подходите К озеру уже тогда, когда утки «должен ключали моторы», почистили зубы, сделали на ночь физкультурную зарядку с холодным обливанием и, положив головы на водяные лилии, улеглись спать» . Такие пейзажные зарисовки являются признаком художественного стиля Остапа Вишни, ведь подобного явления не найдем в произведениях одного украинского юмориста.