НОМИС (спр. прізв. - Симонов Матвей, псевд. - В. П. Билокопытенко; 29.11.1823, с. Заріч, теперь Оржицкого р-на Полтавской обл. - 08.01.1901, м. Лубны, Полтавской обл.) - фольклорист, этнограф, писатель и педагог.
Образование получил в Киевском университете (1848), работал учителем словесности в Нежинском и Немировской гимназии. Служил чиновником в Петербурге, Екатеринославе, Житомире. С 1873 г. - директор гимназии в Лубнах и председатель земской управы. Всю жизнь собирал фольклорные и этнографические материалы.
Литературную деятельность Номис начал 1858 г. очерком «Отрывки из биографии Василия Петровича Белокопитова». В альманахе П. Кулиша «Хата» (1860) и журнале «Основа» (1861) печатались его рассказы «Дед Миха и баба Михиха», «Тетя Настя», этнографический очерк «Рождественские святки», в «Черниговском листке» - «Рассказ о поездке запорожцев в Петербург».
. Номису принадлежат воспоминания об о. Марковича (1893), П. Кулиша (1897), этнографический очерк «пасхальные Яйца в старину» (1898).
Самым весомым творческим наследием Номиса является труд «Украинские поговорки, пословицы и прочее. Сборники А. В. Марковича и других. Соорудил М. Номис», которая стала первым украинским пареміологічним исследованием. Эта фундаментальная работа (15 000 единиц) была результатом коллективных усилий многих деятелей: В. Белозерского, М. Белозерского, А. Конисского, М. Левченко, П. Кулиша, В. Лазарского, С. Руданского, Д. Стороженко, М. Щербака и др.
Основную часть издания составляла сборник О. Марковича, которая тоже была следствием работы группы собирателей фольклорных материалов. Кроме этого, Номис отобрал идиомы, пословицы и поговорки из произведений И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, Есть. Гребенки, Т. Шевченко, М. Костомарова, П. Кулиша, Марка Вовчка, А. Свидницкого, а также пословицы, напечатанные в «Записках о Южной Руси», «Основе», «Черниговских губернских ведомостях» и др. Сюда вошли примовляння, заговоры, народные поверья, традиционные формулы приветствий, благодарности, пожелания, проклятия, скороговорки; ценным является то, что Номис включил также варианты образцов, вместе с паспортизаційними примечаниями дал указатель места записи. Материалы сборника охватили Киевщину, Черниговщину, Полтавщину, Слобожанщине, Подолье, Волынь, частично юг Украины и Галичину.
В сборнике 20 тематических разделов («Верования украинского народа», «Историческое прошлое украинского народа», «Нравственные пороки людей» и др.). Часть материала царская цензура изъяла, а некоторое из них позволила печатать с сокращениями или изменениями.
Сборник Номиса является неисчерпаемой сокровищницей народной лексики и фразеологии, источником сведений о моральные, этические, эстетические основы жизни украинцев, их историю и мировоззрение.
Лит.: Сиваченко М. Страницы из истории украинской пареміографії 11 Нар. творчество и этнография. 1977. № 4; Проблемы паремиологии и пареміографії. К., 1984; Пазяк М. Сборник пословиц М. Номиса // Нар. творчість та етнографія. 1984. № 1; Фольклорный сборник Матфея Номиса (к 120-летию первой издание 1864 - 1984). Н.-Дж. (США), 1985.
Я. Свободная