Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ ИВАН (спр. прізв. - Левицкий; 25.11.1838, м. Стеблев, теперь пгт. Корсунь-Шевченковского района Черкасской обл. - 15.04.1918, Киев) - писатель, публицист, этнограф, педагог.

Родился в семье священника. Учился в Богуславском духовном училище (1847 -1853), Киевской духовной семинарии (1853 - 1859) и Киевской духовной академии (1861-1865). Формирование мировоззрения происходило под влиянием устного народного творчества, историософских трудов Д. Бантини-Каменского, М. Маркевича, творчества Т. Шевченко, критики и публицистики «Основы», статей Д. Писарева, романов И. Тургенева и М. Чернышевского.

И. Нечуй-Левицкий, хоть и получил звание магистра богословия, сознательно стал на путь педагогической деятельности: преподавал в Полтавской духовной семинарии (1865 - 1866), гимназиях польских городов Калиша (1866 - 1867), Седлеця (1867 - 1873), а также Кишинева (1873 - 1885), где преподавал русский язык и словесность, риторику. Педагогическую работу органично сочетал с литературным творчеством, уже в 1868 г. во львовском журнале «Правда» были напечатаны его повесть «Две московки», рассказы «Гориславська ночь, или Рыбак Панас Круть», очерк «Мировоззрение украинского народа в примере сьогочасності» под псевдонимом И. Нечуй, а дальше его прозаические и драматические произведения, рецензии, статьи, этнографические разведки и педагогические труда систематически появлялись на страницах журналов и альманахов, выходят отдельными изданиями.

Творческая индивидуальность И. Нечуя-Левицкого, его эстетическая программа ярко проявились уже в упомянутой философско-этнографической разведке об духовную обособленность украинцев. На материале многочисленных наблюдений автор пытался показать связь культуры народа с его психическим состоянием, ментальностью. Древнее художественное мышление украинцев сохранилось в обычаях, обрядах, устной поэзии, причем украинская мифотворчество оформлювалася в реальных образах, адекватных тем предметам и явлениям, которые окружали крестьянина в повседневном быту. Статья И. Нечуя-Левицкого «Настоящее литературное следования» напечатана в львовском журнале «Правда» (1878) как программная: в ней обосновывались реальность, национальность, народность и другие принципы литературы. Автор ориентировал писателей на изображение реальной действительности, ведь то «непочатый рудник», «бесконечный материал», на раскрытие национального характера украинцев, глубокое освоение бытового вещания крестьянства и устнопоэтического языка народа. Только основано на упомянутых принципах литература сможет выполнить свое общественное предназначение. Острое разоблачение российской имперской политики звучит в публицистической брошюре писателя «Украинство на литературных позвах с Московщиной» (1891), причем автор поднимал вопрос широко, в европейском масштабе, выражая национальные чаяния не только украинцев, но и других угнетенных народов - литовцев, поляков, грузин, финнов, сербов, болгар, словаков. Откровенная политика русификации, проводимая царизмом, всегда вызывала у него глубокое возмущение. Не случайно охранка оценивала такие выступления как очень опасные, враждебные правительству. Среди таких опасных украинофилов ставила на втором месте после Г. Драгоманова имя И. Нечуя-Левицкого.

Писатель активно выступал за предоставление украинскому языку равноправия, введения ее в школах всех типов - народных, гимназиях, семинариях, университетах, в канцелярском делопроизводстве и суде, за свободу печати украинских книг, периодических изданий. Эти проблемы он поднимал в статьях «Школа должна быть национальная» (1911), «Современная часописна язык на Украине» (1907), «Кривое зеркало украинского языка» (1912). Писатель вступал в полемику с реакционером Г. Струве, развенчивал его шовинистические выходы («Выдумки националистов об украинцах», 1912). Пытаясь конкретно помочь отечественному шкільництву, подготовил в двух частях «Грамматика украинского языка» (1914, 1915), написал и до сих пор не опубликованную разведку «Книжный украинский язык». В журнале «Днепровские волны» (1913, № 9) вышла его рецензия на книгу Григория Гетманца (псевдоним Г. Коваленко) «Кто такой Тарас Шевченко». Лебединой песней писателя был очерк «Киевская Лысая гора» (1917), в котором выражено восхищение свержением самодержавия.

Проза И. Нечуя-Левицкого расширила тематические горизонты украинской литературы: в его рассказах, повестях, романах речь идет о жизни крестьянства, мещанства, рабочих, мелкой шляхты, духовенства, интеллигенции. Эти произведения густо заселены: в них действуют не только украинские крестьяне, но и еврейские лавочники, польские помещики, российские чиновники, греческие коммерсанта. Изображение социальных и бытовых отношений между ними обозначено реалистичной достоверностью и психологической убедительностью. Поэтому исследователи имели основания сравнивать творчество И. Нечуя-Левицкого с монументальными прозаическими циклами А. Бальзака («Человеческая комедия»), Е. Золя («Ругон-Маккари»), За разнообразием замыслов и их художественной реализацией напрашивается также параллель между эпосами И. Нечуя-Левицкого и И. Франко, объектом изображения которых стало современное авторам жизнь Поднепровья и других местностей Восточной Украины и Галичины. Неповторимое своеобразие творчества И. Нечуя-Левицкого оказывается еще и в ее «зрительном характере» (И. Франко), в умении наблюдать характерное в облике человека, картинах природы, в народном быту и все это живописно передать средствами слова, такого же красочного, богатого, самобытного, как и моделированные стороны действительности.

Повесть «Две московки» (1868) показал стремление писателя выйти за пределы традиционной крестьянской темы, она органично пов'язуєтеся с темой солдатчины и духовного увечья молодежи в школе кантонистов. О поиске писателем основ национального бытия говорится в повести «Прицепа» (1869), где подвергается осуждению враждебное украинскому народу политика полонизации и русификации. Обе повести объединены сквозной идеей боли за разрушение материальных и духовных основ украинской семьи, обусловленного разрывом с глубинной национальной традицией.

И. Нечуй-Левицкий стремился раскрыть сущность украинского национального характера во всей его многогранности. В повести «Николай Джеря» (1876) на широком фоне крепостнической неволи вырисовывается фигура бунтаря-протестанта, который принадлежит к «тех людей, которым всю жизнь воля пахнет», до тех натур, что «скорее вломляться, а согнуть не дадутся» (И. Франко). Николай Джеря воспринимается как выразитель духа народного неповиновения против любых форм угнетения человека. В определенной степени с этим произведением соединяется и повесть «Бурлачка» (1876), героиня которой проходит через сложные испытания. Оба произведения реалистично передают остроту социальных противоречий, отражающих диалектику общественного развития, но в «Бурлачці» сильнее звучит осуждение бездуховности, которая калечит человека.

Социально-бытовая повесть «Кайдашева семья» (І879) и цикл рассказов «Баба Параска и баба Палажка» (1874, 1875, 1909) проявили склонность И. Нечуя-Левицкого к юмору в обрисовке бытовых картин из жизни пореформенного крестьянства. В этих произведениях он убедительно показал, что жизнь людей ломается, когда они отходят от морально-нравственных основ народной жизни, от тех духовных ценностей, которые складывались веками в украинской семье. Такой контраст между призванием человека и ее ежедневным бытом определяет содержание повести и рассказов цикла, где выясняются побуждения и импульсы дрібітих владельцев утвердить себя как хозяев на земле и в доме.

Романом «Облака» (1874) писатель откликнулся на развертывание народнического движения, в котором участвовала образованная украинская молодежь. Концептуальность произведения воплощенная в символическом образе облаков как темных сил, стремящихся задушить любые проблески украинского культурно-образовательной жизни. Здесь сделана попытка показать рождение нового типа украинского интеллигента (студент Радюк), что противостоит как ограниченным карьеристам и циникам (Воздвиженский), так и оторванным от жизни инфантильным ученым (Дашкович). Идейным стремлением интеллигентов посвящены роман «Над Черным морем» (1890), повести «Неодинаковыми путями» (1910), «На гастролях в Микитянах» (1911). В произведениях об интеллигенции в значительной степени новыми были и моменты, связанные с вопросами женского образования и воспитания, духовного раскрепощения женщины. Утверждение эмансипационных идей одновременно сопровождался сокрушительным разоблачением того псевдовиховання, которое процветало в привилегированных учебных заведениях.

Показ жизни духовенства в повести «Старосветские батюшки и матушки» (1885), рассказах «Афонский проходимец» (1890), «Между врагами» (1893) во многих моментах подается в сатирическом освещении.

И. Нечуй-Левицкий отмечал, что украинское жизнь еще ждет свое всестороннее художественное исследование, ждет «целых школ рабочих на литературном поле». Поэтому и сам написал «эскиз украинской мифологии» под названием «Мировоззрение украинского народа в примере сьогочасності», исторические очерки о первых киевских князей, о набегах татар, деятельность Петра Могилы, эссе о Бы. Хмельницкого. В романе «Князь Иеремия Вишневецкий» (1897) осуждается потомок славного Байды, что перевернулся в шляхетский лагерь и визискував украинских крестьян. Патриотическая проблематика определяет пафос патриотизма романтической сказки «Запорожцы» (1875), повести «Гетман Иван Выговский» (1899), драм «Маруся Богуславка» (1875), «В дыму и в пламени» (1910). В исторических драмах затрагивается также проблема моральной ответственности человека за свои поступки, акцентируется злободневная идея национального достоинства личности как ее наивысшей ценности.

И. Нечуй-Левицкий - автор двух комедий из современной ему жизни - «На Кожемяках» (1875) и «Голодному и опята - мясо» (1887). В первой из них высмеивается существования киевских мещан, показывается непривлекательное существо повесы Гострохвостого. Этот труд был переработан и приспособлен к сцене М. Старицким; підназвого «За двумя зайцами» имеет сегодня большой зрительский успех. Морально-этические проблемы поднимаются и в водевиле «Голодном и опята - мясо», где осуждается сватовство мелкого чиновника к своей состоятельной підстаркуватої хозяйки квартиры. И. Нечуй-Левицкий известен и как переводчик Библии.

Лит.: Ефремов С. История украинского писательства. К.; Ляйпциг, 1919. (Переиздание. К., 1995); Белецкий А. И. Иван Семенович Левицкий (Нечуй) // Белецкий А. И. Собр. трудов: В 5 т. К., 1965. Т. 2; Власенко В. О. Художественное мастерство И. С. Нечуя-Левицкого. К., 1965; Лесной И. А. Эллинский культурный тип И. С. Нечуя - Левицкого // Укр. литературоведение. 1976. Вып. 27; Франко И. [Жизнь и быт современного крестьянина на Украине и во Франции] // Собр. сочинений: В 50 т. К., 1980. Т. 26; Мищук Г. С. Певец души народной. К., 1987; Хропко П. П. Романы И. Нечуя-Левицкого из жизни интеллигенции // Укр. язык и лит. в шк. 1988. № 11; Зинченко II. И. «Цель ясна и проста - народ и Украина»: Интеллигент - демократ в произведениях И. Нечуя-Левицкого // Слово и время. 1992. № 8.

П. Хропко