Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

III. Литература конца XVIII - начала XX вв.

 

Тема 10. Пантелеймон Кулиш (1819 - 1897)

 

Пантелеймон Кулиш (псевдонимы - Панько Казюка, Павел Ратай, Хуторянин и др.) - украинский писатель, поэт, фольклорист, этнограф, переводчик, литературный критик, редактор, издатель, культурно-исторический, деятель, языковед, основатель украинской орфографии.

«Кулеш - перворядна звезда в нашем писательстве, большой знаток народной речи, а притом хороший знаток языков и литератур европейских народов» (Иван Франко).

П. Кулиш исповедовал идею государственности Украины, пытался объединить украинскую интеллигенцию Восточной и Западной Украины вокруг общих идей национально-культурного возрождения; входил в Кирилл-Мєфодіївського братства.

Разработал обустроенную в следующий период в Украине систему современного алфавита и правописания, так называемую «кулешовка» (на западных землях трансформированную в желехівку).

Перу П. Кулиша принадлежит первый в украинской литературе исторический роман «Черная рада».

Автор поэтических сборников «Посиделки», «Хуторная поэзия», «Колокол», «Хуторні огарки», «Одолженная кобза».

П. Кулиш осуществил перевод «Нового Завета». Перевел Библию на украинском языке.

«Черная рада»

Жанр: роман-хроника

«Черная рада» - первый исторический роман в украинской литературе.

«Лучшая историческая повесть в нашей литературе» (И. Франко).

Произведение написано на украинском и русском языках в 1857 г.

Роман - большое по объему эпическое произведение, в котором изображены важные общественные события и многочисленные действующие лица. Разновидность этого жанра - исторический роман, воссоздающий настоящие события прошлого и выдающихся людей.

«Сочинение мое вышло не романом, а хроникою в драматическом изложении»

(П. Кулеш)

Итак, «Черная рада» - роман-хроника, для него характерным является правдивое воспроизведение в образах и картинах выдающихся событий истории в их временной последовательности. Основные персонажи - исторические лица, активно проявили себя в этих событиях. Сюжет романа-хроники воспроизводит темп, длительность, порядок и ритм достоверных событий, неотвратимый и всепідкоряючий ход времени, которому подвластны действия и судьбы отдельных героев и их групп.

Историческая основа романа: события, состоялись после Переяславского соглашения 1654 г. - борьба за гетманство на Левобережной Украине после смерти Б. Хмельницкого между Павлом Тетерей, Акимом Сомко, Иваном Брюховецким,

На Черной раде (17 июня 1663 г.) гетманом был избран Брюховецкого, который коварно завоевал благосклонность низов, хотя на самом деле презирал их. Он покарал Сомко и его сторонников.

На фоне реальных исторических событий и ситуаций, в которых принимают участие исторические личности, автор изображает события, обстоятельства, ситуации, действующих лиц, созданных его поэтическим воображением.

Отклонения от исторических фактов: описание путешествия полковника Шрама, его гостевания на хуторе Хмарище, встреча его сына Петра с любимым, картина поединка, переживания Леси любимого.

Источники романа: «История Малороссии» М. Маркевича, «История Малой России» Д. Бантыш-Каменского, печатные и летописные казацкие летописи (в частности Самовидца и Грабянки), старинные документы, автор находил в архивах монастырей и различных учреждений; фольклор (думы, исторические песни, предания, легенды, сказки о казачестве).

Сюжетные линии

В романе две сюжетные линии -социальная и любовная.

Образы

Все действующие лица (исторические и вымышленные) резко разделяются на две группы: сторонники Сомка и сторонники Брюховецкого. Центром первой группы является наказной гетман Яким Сомко и полковник-поп Иван Шрам.

Центральным в произведении есть обобщенный демократический образ украинского народа (образ социальных низов, «черни», массы).

Главные герои: Павел Тетеря, Которым Сомко, Иван Брюховецкий, козак Михаил Черевань, Васюта, Матвей Гвинтовка, Вуяхевич, полковник Иван Шрам, Кирилл Тур, Петр Шрам, Леся и др.

Композиция: роман состоит из 18 разделов.

Краткое пересказ произведения

Весной 1663 года двое всадников приближались к Киеву со стороны Белгородского пути. «Один был молодой робе казак», второй - «старый казак».

Не доезжая до Киева, путники свернули к Череваневого хутора, Хмарища. «А Черевань был тяжело денежный да и веселый господин из казачества, которое обогатилось за десятилетнюю войну с ляхами.

К вечеру они добрались до хутора, который напоминал крепость. Гости стали стучать в ворота саблями. Сторож Василий Невольник по голосу угадал Шрама, быстро распахнул ворота и бросился целовать полковника. Взглянув на молодого казака, Василий догадался, что это сын Шрама Петр, и сказал: «Орел, а не казак!»

Что же то был за Шрам такой, и как се он был вместе поп и полковник?

Был он сын паволоцкого попа на фамилия Чепурной, учился в Киевской братской школе, и уже сам вышел был на попы. Как же поднялись казаки с гетманом Остряницей, то и он встрял в казацкого войска; ибо горячий был мужчина Шрам и не усидел бы в своем приходе, слыша, как льется родная ему кровь за безбожный смех польских консистентів... над украинцами за надругательство католиков и униатов над греко-русской верой».

На то время в Польше было полное беспорядок, и каждый более-менее значительный чин делал с простым народом «что ему в безумную голову придет». Горожане и земледельцы ничего не могли поделать без оружия. Жолнеры (солдаты) отбирали у людей незаконно еду и напитки, бесчестили казацких женщин и девушек, запрягали людей в плуг среди зимы и заставляли на смех пахать лед.

Католические паны с нашими оборотнями заключили унию, наставили своих униатских попов в церквях.

Некому было жаловаться, потому что и самого короля держали в руках сенаторы, крупные вельможи и епископы. Казацкая старшина тянула руку за коронного гетмана, старост и государственников, а между собой делилась казацкой платой. Много реестровых казаков работали на старшину. Поэтому жаловаться можно было только казакам запорожским, которые «старшину свою сами с себя выбирали и гетману коронному взять себя за шею не давали».

Вот и выходили с мечом и огнем против врагов родного края казацкие гетманы - Тарас Трясило, Павлюк, Остряница. И «ляхи с недоляшками» быстро тушили то пламя восстаний и «опять по-своему : Украину».

Не смогли ничего поделать поляки только тогда, когда поднялся Богдан Хмельницкий на борьбу с ними - «разлилась казацкая слава по всей Украине...»

Попович паволоцкий Шрам за десять лет от Остряницы до Хмельницкого сидел «зимовником среди дикой степи на Низа, взяв себе за женщину бранну турчанку; проповедовал он слово правды Божьей рыбакам и чабанам запорожским; побывал он на поле и на море с низцями; издал не раз и не два смерть перед глазами да и закалился в военном деле так, как поднялся на ляхов Хмельницкий, то имел с его великую пользу и помощь. И никто лучше его не становился к бою... У тех-то случаях пошрамовано его вдоль и поперек, что казаки, как прозвали его Шрамом, то и забыли реестровое его фамилия».

Прошло десять лет Хмельнитчины. «Уже и сыновья Шрамові подросли и помогали отцу в походах. Двое полегло под Смоленском; оставсь только Петр». После того Шрам постригся в попы, начал служить Богу.

Когда же умер паволоцкий полковник, которого выбрали после Шрама, сошлась совет, чтобы выбрать нового.

Шрам вышел в поповской рясе среди совета и сказал, что наступает страшный час. «Надо нам теперь такого полковника, чтобы знал, где волк, а где лиса. Послужил я православному христианству с отцом Хмельницким, послужу вам, детки, еще и теперь, когда будет на то ваша воля».

Все очень обрадовались и снова выбрали батюшки Шрама полковником. Гетман Тетеря был вынужден смириться с таким чудом и прислать Шрамові универсал на полковничество, потому что «рада была старшая от гетмана».

Полковник думал-думал, как бы Украину на добрую дорогу вывести. А подумав, пустил молву, что болен, и передал осаулові Гулаку свой жезл. Сам же уехал вроде куда-то на хутор для отдыха.

II

Когда Шрам вошел в пасеку, то услышал звуки бандуры. Потом увидел под липой Череваня и Божия. «Назывался Божьим Мужем слепой старец-кобзарь. Кобзарь запел грустную думу о Хмельницкого».

Наконец Шрам вышел из-за дерева, где спрятался. Черевань от радости вскочил, обнял и поцеловал гостя, как родного брата. Обрадовался и Божий Человек, услышав знакомый голос. Черевань спросил товарища, каким это образом он к нему попал. Шрам сказал, что едет на богомолье в Киева, и спросил в свою очередь у деда, откуда и куда его дорога. Тот ответил, что у него один путь в мире - выкупать невольников.

Хозяин пригласил всех к столу выпить за здоровье гостей. Шрам начал расспрашивать Божьего Мужа, знает ли он, что творится за Днепром. Дед вздохнул и сказал: такое творится, что и говорить страшно. Нет никакого порядка между казаками. Старшины много, а никто никого не слушает. Тогда полковник спросил о Сомика. Кобзарь ответил, что Сомко хоть и умом, и славой взял над всеми, но ему не дают гетманом стать, потому что он не хочет кланяться московским боярам. Запорожцы же своим гетманом зовут Брюховецкого. Шрам удивлен. Он знал Ивана Брюховецкого как Иванца, которого за искреннюю службу любил Хмельницкий и советовал своему сыну Юре его слушать. Хмельниченко так и делал. Сомко приходился Юрию дядей, и ему не нравилось, что кто-то орудует племянником. Однажды старшина советовалась, а Иванец и себе пристал к группе, что-то сказал. Сомко вспыхнул и сказал Юрасю, что не подобает старому псу мешаться в их компанию. Ночью Сомко поймал Иванца возле своей кровати с ножом. Военная рада присудила отрубить тому голову, но Сомко придумал худшую кару: велел посадить Иванца верхом на свинью и провезти по всему Гадячу.

После того стыда Иванец стал собирать деньги, угождать каждому. Выпросил у Юрася чин хорунжего, а когда тот ушел в монахи, Иванец, имея ключи от гетманской казны, подчистил все серебро да и махнул на Запорожье. Запорожцы его так полюбили (потому угощал всех хорошо, что собрали совет и избрали кошевым.

Шрам очень расстроился после этой рассказы, а Василий Невольник сказал, что переведется, пожалуй, ни славное Запорожье, когда такие гетманы управляют.

Тогда полковник признался, что едет он не в Киев на богомолье, а в Переяслав, к Сомко - гетмана.

III

Черевань заглянул в пекарню, увидел Петра Шраменка, что разговаривал с Череванихою и ее дочерью Лесей, которая ему понравилась.

Хата в Череваня была полна разной ценной панской оружием и военным снаряжением.

Черевань подвел Петра к Божьему Мужа и рассказал, что это тот самый парень, который переплыл под пулями реку Случ, пробрался в польский лагерь, убил хорунжего и принес его хоругви к гетмана. Человек Божий предсказал Петру возраст длинный, что будет казак на войне счастлив, ни сабля, ни пуля его не возьмет, а умрет своей смертью. .

«Пусть лучше, - сказал отец, - падет от сабли и от пули, чтобы за доброе дело, за целостность Украины, что вот задрали надвое».

Петр с Лесей по согласию родителей решили заручиться. Череваниха сказала, что по христианскому обычаю сначала надо идти на богомолье.

Когда были в дороге, Череваниха рассказала Петру о свой странный сон, который очень поразил парня.

IV

Шрам разочарован изменениями, которые состоялись в Киеве. Среди тех, кто встретил всю общину, был Тарас Трубач, который служил в Шрама трубачом. Между ними завязался спор из-за тот факт, что киевляне не помогли казакам в битве под Берестечком, и город сдали Радзивиллу без боя; а отвоевать его помогли опять же казаки. Шрам настаивал на подавляющем роли казаков.

Община зашумела, стала угрожать казакам черной советом и покровительством сечевых братчиков.

Едва батюшка Шрам утолил мещан рассудительным словом. Тарас извинился и пропустил паломников дальше.

Иван Шрам тяжело задумался и понял, что здесь не обошлось без проклятого Иванца Брюховецкого, мутит воду среди низовых запорожцев. Рассказывается о том, как гости побывали в памятных местах Киева, осмотрели монастырь.

Вдруг услышали где - то заиграли музыки, шумиха, тупотня. Это народ бежит смотреть, как «запорожцы с миром прощаются».

Веселая гульну длилась долго (недель два).

Шрамы с Череванями поспешили к другого монастыря, потому что поступили запоролсці и так хищно, как волки на ягницю, стали поглядывать на Лесю.

VI

В Печерском монастыре Шрам выстоял службу и ходил теперь возле надгробий, грустно думая, что всякая слава, всякое богатство - «суета сует», смерть равняет всех.

Когда Черевані с Шрамами вернули в пещеры, они увидели Сомика.

Сомко забрал всех к себе в гости. Лесю он назвал своей невестой. Тогда Петр догадался, что за гетман снился Череванисі.

Теперь уже Петру нечего было думать о Лесе. Был он казак значительный и красивый, и Сомко лучший, ничего с ним и меряться.

Полковник Шрам заплакал и объяснил присутствующим, что болеет за Украину, которая «разодрана надвое, однако всем безразлично».

Сомко возразил, что, мол, вся старшина-от Самары до Глухова зовет его гетманом и поклялась его слушать. Что же до Васюты, то это старый дурак, все над ним смеются, а Иванец гетьманує только над пьяницами. Тогда Шрам напомнил, что Васюта отправил в Москву письмо против Сомкового гетманства, а Иванца в Сечи объявили гетманом. А еще идут «толки о черную раду». Сомко успокоил Шрама, что сотрет запорожцев на жмых, а глупую чернь научит уважать гетманскую превосходство.

Сомко попросил благословить его и Лесю, но состоялся разговор относительно помолвки девушки с Петром.

Вошел Кирилл Тур - «добрый он, и душа искренняя, казацкая, хотя изображает из себя ледащицю и ведуна [ворожея]». Он оказался тем самым запорожским атаманом, что спас когда-то Шрама и добыл ему коня. Но пока это выяснилось, Шрам с Туром чуть не подрались.

VII

Сомко усадил гостей за стол. Петр, хоть и сидел рядом с Лесей, не рад был ничему.

Гетман стал расспрашивать Тура, как он оказался в Киеве. Тот ответил, что провожал «прощальника к Межигорского Спаса». А отразились они со своим собратом от общества за то, что полюбили Лесю. Дальше разговор велся о обычай похищать девушек, которые понравились. Леся аж задрожала от страха, заплакала, потом - заболела.

Сомко признался Шрамові, что в Киеве он не ради сватовства. Ему надо твердо стать в городе, запастись провизией и порохом. И достичь согласия с москалями, потому как-не-как, «а москаль нам роднее ед ляха, и не следует нам от его одриватись».

 

VIII

Рассказывается о душевных переживания Петра Шрама через Лесю.

Кирилл Тур похищает Лесю, Петр мчится с саблей вдогонку. Кирилл пристрашив, что когда кто догонит, то живой свою добычу он не отпустит.

Запорожец стал смеяться с молодого Шрама, поощрять его, чтобы перескочил канаву и начал с ним драться. Конь боялся и не хотел перескакивать. Тогда Петр решил перепрыгнуть сам. Он разогнался и прыгнул, но берег под ним откололся, и казак едва не загремел в пропасти. Тут подскочил Кирилл и схватил его за руку, похвалив при этом за прыжок и сказав, что теперь с радостью будет с ним драться. Шраменко ответил, что теперь у него рука не поднимется на Тура, пусть он отдаст девушку без боя. Но Кирилл только засмеялся и сказал, что этого никогда не будет.

И начался «казацкий поединок». Пожалуй, еще никогда не сходились такие сильные противники. Звенели сабли, вплоть искры летели. Дрались, пока не сломались сабли. Дальше решили соревноваться на кинжалах. И вот из леса выскочила погоня. Только доскочили до пропасти, как Кирилл Тур и Петр одновременно ударили друг друга в грудь так сильно, что и повалились оба, как скопы.

IX

Черногорец бросился к своему собрата, а Леся - до Петра. Подскочил Шрам, стал перетягивать рану сыну. А Сомко бросился спасать Кирилла Тура. Старый полковник удивился - надо было бы покинуть эту собаку, как он того заслужил. Но гетман возразил, что, мол, молодая нашлась бы и вторая, а вот Кирилла второго Тура не будет. Леся это услышала, и ее сердце навеки отвернулось от Сомика.

Петр лечился. Сквозь бред он видел, как Леся о нем беспокоится, как любит его. Но девушка должна повиноваться судьбы, потому что помолвлена с Сомко.

Сомкові пришла весть, что к Переяслава прибывают воеводы царя. Посоветовались и решили, что Шрам с сыном поедут к Сомика, а Черевань с Лесей - к жінчиного брата Винтовки под Ніжень. Когда же соберется гетманское свадьбы, склонить старшину к походу на Тетерю и объединения Украины под одним гетманом.

Когда уже выехали за Броварской бор, увидели, что навстречу мчится гонец, и почувствовали неладное. Действительно, посланником был сам сотник переяславский Иван Юско. Он сообщил, что «зиньковский, миргородский и полтавский» полковники перешли на сторону Иванца Брюховецкого. Теперь он владеет Украинок по самые Ромны, имеет большую царскую милость и приверженность.

Второго дня, к вечеру, путники приблизились к хутору Винтовки, что стоял недалеко от Ніженя. У Винтовки был богатый барский дом - с барскими же порядками и обычаями.

Пригласив гостей, Гвинтовка жаловался, что простые люди похваляются против «городовой» старшины. Стали такими смелыми, что даже шапки не снимают, когда увидят значительного казака на улице. Шрам спросил хозяина, на чьей же он стороне, тот сказал, что, конечно, на гетманском.

В дом пожаловал Пугач. Завязалась спор. Филин, пытаясь прекратить ее, сказал: «Пусть міщане кое-чем и накормить ед казаков в польский заверюху, и уже и казаки начали теперь нагибать им шеи действительно по-шляхетськи. Засев в их магистраты, ратуши, старшина казацкая орудует их войтом, бурмистрами и райцами, как чертяка грешными душами. Когда тебе полковник дал заимку, то пусть оно так и будет; только же не обіжай добрых людей, верни им их воли».

XI

Шрам поехал в Батурин к Васюты.

Петру Шраменку было тяжело на сердце из-за несчастной любви. Он стал бродить по пуще, чтобы развеять грусть. Ходил-ходил, пока набрел на хутор.

Там с удивлением увидел Кирилла Тура, который прогуливался с чернявой девушкой. Казаки встретились, как старые друзья, будто и не было между ними смертельной драки.

Рассказал Кирилл, как его добрые люди от смерти спасли, а он этого не очень хотел, потому что для казака смерть - ничто! Чтобы слава. Собрат его готовится к черной рады в Ніжені. Теперь запорожцы во главе с Иваном Мартыновичем Брюховецким зададут перца «городовой старшине».

XII

Урочище Романовского Угол было недалеко. Когда Петр подъехал, то увидел, как много людей в черных рубашках восхваляли Ивана Мартыновича Брюховецкого, который так о них позаботился, называли вторым Хмельницким.

Кобзари пели, играли на кобзах и бандурах, прохаживаясь между людом. Петр заметил, что казаки здесь не отличаются одеждой от голоты, не одевали привычных своих кармазинів, их можно познать только по оселедцях и дорогому оружию.

Загрустил Петр, увидев, какую опасность представляет Брюховецкий для судьбы Украины. Вдруг всех начали созывать на совет - судить Тура.

Суд начал отец Филин. Он выступил с речью и сказал, что никто еще так не презирал казацкий обычай, казацкую славу, как тот Кирилл Тур, связавшись с бабами. Деды решили наказать запорожца палками возле столба.

Дорогой Кирилл предложил Петру идти в запорожце. Шраменко сказал, что он и сам об этом думал.

XIII

Старый Шрам спешил к Батурину. В роще собралось много людей, чтобы решить спор: парень из мещанского рода полюбился с девушкой - шляхтянкой, дочерью господина Домонтовича, а отец выгнал их. На что Шрам разозлился: мол, Украина в опасности, а они любовные вопросы решают.

Борзнянский сотник Білозерець рассказал Шрамові о событиях в Батурине (на совете Васюта Золотаренко склонял старшину к того, чтобы она избрала его гетманом). Шрам решает немедленно ехать в Ичню; по дороге встретил гонца, который сказал, что теперь надо ехать умеет не в Ичню, а в Ніжень, потому что туда двинулась вся старшина, поклявшись в церкви на верность Сомкові.

Вскоре мужчины встретились с гетманским войском, с Сомко и Васютой. Сомко подбадривал Шрама, говоря, что теперь будет все хорошо - верные ему Лубенский, Прилуцкий, Переяславский и Черниговский полки он отправил со своим генеральным писарем Вуяхевичем под Ніжень.

Шумиха, неразбериха, беспорядок в лагере Сомко. Шрам попросил Сомка доверить ему бунчук, батюшка до утра хозяйничал в лагере, а вслед предатель Вуяхович подстрекал на черную раду.

XIV

Разговор между Гвинтовкою и Череванем о помолвке Леси с Сомко.

В это время приехал ніженський сотник Гордей Костомара и попросил Гвинтовку поехать в город навести порядок. Мещане производят вместе с простыми казаками поминки по Войтенкові. Гвинтовка отказался и сказал: «Моя хата с краю, я ничего не знаю».

Утром Гвинтовка прислал казака к Петра; и Череваня, чтобы те надевали белые рубахи, кафтаны и ехали на совет в Ніжень. Княгиня прислала им новые стежки к воротам. Петр удивился, что они голубые, а не красные, как привыкли носить казаки. Потом подумал, что это новая польская мода, и надел.

Выехали поспешно. Василий Невольник поехал за своим господином. Перед городом толпа покрыла все поле. Видно царский шатер и московское войско с боярами. С правой стороны стал Брюховецкий, а с левой - Сомко с войском. Народ бурлит, спрашивает друг друга, кто чью сторону держит. Тут только заметил Петр, красных лент в воротах казаков очень мало, все больше голубые. И понял, что это что-то плохое задумано.

Добрались до самой середины. Там был сделан круг, посередине - стол под турецким ковром, на нем бунчук и хоругвь. Рядом стоял Брюховецкий со своими запорожцами. Теперь он был в голубом купаные, гордый, смотрит по-гетьманськи.

Вот получается Сомко со своей старшиной - все в панцирях, при оружии, как к бою. «В руках Сомко держит золотую булаву Богданову; над ним распустили хорунжие и бунчуковые военную хоругвей и бунчук».

Молодой Шраменко любовался гетманом и с грустью думал, что мало у него осталось сторонников, верных душ.

Людское море шумело и шумел. Врюховці закричали Сомкові, чтобы тот тоже положил бунчук и знамя, обозвали переяславским лавочником. Гетман гордо отказал, что он не будет слушать голодранцев. Народ возмутился еще больше, еле его угомонили старые сечевики.

Один говорит второму, что мол, дождались-таки «праздника», будут теперь господами. Второй ему возражает - над кем же он будет господствовать, когда «всякая душа будет ровная». Так и Брюховецкий обещал. Тогда первый засмеялся: «Не знаешь же ты Ивана Мартыновича!» Он говорил, что «пусть повеличаються, как поросенок на орчик, а там достаточно их будет и плотины пулять. Будет кому властвовать на Украине и без мугирів. Ивану Мартыновичу чтобы казачество привлечь к своей стороны.

Как вот громко ударили в бубны, затрубили в трубы». Из царского шатра в пышном наряде вышел князь Гагин с думними дьяками. Его подручные вынесли царскую хоругвь, подарки от царя старшина с гетманом.

Князь стал зачитывать царскую грамоту. Задние, сельская голытьба, ничего не слышали и стали выкрикивать, что хотят гетманом Брюховецкого. Сомкові сторонники это услышали и стали выкрикивать своего. Поднялся шум несказанный, докатился и до передних рядов. Сначала кричали, потом сцепились драться. Запорожцы схватили Иванца за руки, посадили на стол и булаву и бунчук в руки дали. Шрам кричит своим, чтобы спихивали Брюховецкого, а сажали Сомика. Бросились кучей к столу, но запорожцы, как злые осы, не боятся ничего, бьют всякого, кто не с голубой лентой. Вырвали в Сомко бунчук, переломили надвое, отняли и булаву. Оглянулся гетман - а при нем только горсть старшины, кругом одни запорожцы. Ничего не оставалось Сомкові и его старшине, как отступить через царский шатер до своих лошадей. Царское войско пропустило их и заслонило от запорожцев.

Прибыл Сомко в лагерь Переяславского полка, стал готовить войско к бою, чтобы силой вырвать булаву. Как вдруг отправился из лагеря Ніженський полк. Прискакує конем Васюта и кричит, что беда. Теперь уже не он полковник ніженський, а ГвинтовКа, вон у него уже и серебряный піркач сверкает.

Пока Сомко раздумывал, что ему делать в эту трудную минуту, несколько сотен поехало на поклон Брюховецкому, предав своего безбулавного гетмана.

Увидел Сомко, что беда, ускакал с старшиной на лошадях до царского шатра, а там Иванец от князя царские дары принимает. У него Вуяхевич и другие значительные сомківці с запорожцами.

Попросил Сомко у московского князя защиты и справедливости, а тот не знает, что делать, потому что уже взял от Брюховецкого большие подарки.

Новоиспеченный гетман Брюховецкий обрадовался, велел схватить Сомка и заковать в кандалы. Старшина хотела его оборонить, но он сказал, плача: «Братцы мои... милії! Что вам биться за мою голову, когда погибает Украина! Что вам думать о моей надругательство, когда наругавсь злой мой враг над честью и славой казацкой? Пропадай сабля, пропадай и голова! Прощай, безщасна Украина!» - и бросил об землю свою саблю. Очень обрадовался Брюховецкий, велел Сомика, Васюту и их верную старшину бросить в тюрьму, а Вуяхевичу приказал написать письма царю в Москву, что Сомко якобы казаков бунтует против царя.

Нового гетмана со старшиной повели в соборную ніженську церковь для царской присяги, а потом на пышный пир, который ему устроили мещане.

XV

Черевань, выкрикивая гетманом Сомка, потом еле отвязался от запорожцев. Он просил Петра не бросать его самого и молился Богу, чтобы скорее выбраться из этой передряги в свое Хмарище.

Крестьяне с полчаса не знали, что творится между казачеством. Когда же Брюховецкий отправился к присяге в город, они обрадовались и решили, раз теперь нет «ни господина, ни мужика, нет ни нищих, ни богатых», идти «барским добром делиться». Но московская стража не пустила крестьян в города, тогда они бросились грабить Сомків лагерь. Однако достали хлебавши, потому что и там уже хозяйничали казаки. Братья смеялись с мужиков и грозились сравнить всех плетьми.

Поняла чернь, одурено ее. Хотели идти сбрасывать Брюховецкого и сажать Сомика, да только ничего из того не получилось: у каждого было свое мнение.

Решили мужики бежать быстрее домой, пока им не досталось. И говорили между собой: «чего греха таить, не на доброе дело мы пошли! Лучше сделали наши соседи, что не послушали запорожцев. Теперь стыдно в деревню и глаза появити: вечно будут дразнить черной советом!».

И начал черный люд расходиться. Смолкли музыка и танцы, все поняли, что веселиться нечего.

Разъезжалась с Ніженя шляхта, которая прихватила с собой женщины в надежде найти хороших женихов для дочерей. Но не так произошло. Запорожцы преследовали шляхтичей, нещадно их грабили, забирали насильно девушек себе в жены.

Было бы такое и Череваневі, если бы не голубая лента в воротнике. Некоторым господам пришлось переодеваться в крестьянскую одежду и пешком бежать из этой черной рады.

Встретил Черевань по дороге Тараса Горниста с мещанами. А тот и пожаловался, что обманули их, как сами хотели. Когда был пир для нового гетмана, со всего города принесли серебряные кубки, ковши и ковшики. А запорожцы их со столов позабирали. Бурмистр стал им попрекать, ворами называть, то едва не убили. Бросились мещане жаловаться гетману, а тот смеется - теперь же у нас все общее, мы же как родные братья.

Черевань аж застонал - в недобрую час он выехал из дома. А еще как узнал от Тараса, что Брюховецкий посватал у дяди Винтовки его Лесю за своего писаря, совсем пал духом.

Вдруг послышался голос Тура: «Черта с два он просватає! Кому, как не мне, она теперь достанется, ведь именно за нее меня били палками. А Сомко теперь уже не вырвется из запорожских лап». Петр аж похолодел, стал напоминать Кириллу об их давней дружбе. Но тот ответил, что теперь все перевернулось с ног на голову, и умчался со своей ватагой к Гвинтовчиного хутора.

Петр хотел поехать следом, но вдруг встретил отца. Тот сказал, что теперь не время думать ни о каких Череванів. Петр поехал за священником, опустив голову, а сердце его разрывалось пополам.

Впоследствии распрощались Шрамы с Череванем и Василием Невольником и поехали в разные стороны.

XVI

Брюховецкий тем временем пировал в Ніжені с князем Гагіним.

Сечевые деды привели запорожца, который повадился ходить к чужой жене; требовали побить его палками. Гетман велел созвать совет. Выступил отец Филин и сказал: «Видим, видим, вразький сыну, - зря, что ты гетман, - к чему мы в тебя дожились! Убрал еси нас в шоры, как сам захотел! Вывезли мы тебя на своих старых плечах у гетмана, а теперь ты уже без нас думаешь Украиной орудовать! Недолго же поорудуєш!»

Брюховецкий велел ему замолчать и сказал, что не даст своих казаков бить за глупость палками.

«За глупость! - говорят деды. - На чем держится Сечь и славное Запорожже, то вернул ты на смех!»

На это Брюховецкий ответил, что кому не нравится, пусть идет себе на Запорожье. Сечевые деды кричали, что пойдут в свои курени, позвали казаков, но те молчали и друг за друга прятались. Тогда деды плюнули и пошли сами, а Іванцеві только того и надо было.

Пошел он отдыхать, а сам думает, как ему Сомика со свету свести.

Начал намекать Петру Плотникову, потом рассказал свой сон, пока он спал, будто произошло чудо - Сомкові мышь голову откусила. Петр догадался, чего от него хотят. А Брюховецкий хотел дать ему золотой перстень, говоря, что это потому запорожцу, который перевернется в крысы и избавит Сомка головы. Но Сердюк сказал, что низовые хоть и способны на характерничество и колдовство, но никто на такое дело не пойдет.

Брюховецкий остался ни с чем. Долго он ходил по комнате, размышляя, почему это его взял страх самому расправиться с Сомко.

XVII

К Иванца пришел какой-то человек с кобеняком, надвинутым на самые глаза; это был Кирилл Тур. Гетман дал Кириллу перстень, с которым в тот пропустят, куда он захочет, и запорожец пошел. Добрался Тур в Сомкової тюрьмы, показал страже перстень, его и пропустили. Приказал, чтобы к утру не входили, потому что он будет исповедовать узника.

Сомко был прикован железом до стены - в подраній сірячині, без ремня и сапог. Только рубашка, вышитая Лесей, сияла на нем.

Тур подошел к Сомко, достал нож, хотел напугать его пытками, но тот сказал, что не услышит от него ни кат стона, ни просьбы.

Тогда Кирилл заговорил своим обычным голосом, и Сомко с удивлением его узнал. Запорожец сказал, что хочет поменяться с ним одеждой, чтобы гетман сбежал отсюда. На улице его ждут молодой и старый Шрамы; которые возвращались спасать Паволоч от Тетери. Теперь уже люди распознали Иванца и радостно пойдут за Сомко. Но Сомко ответил, что уже и так много крови пролито по Украине за гетманство и господства. А теперь еще и ему за свое право начать кровь человеческую точить? Иванец стоит сейчас прочно с казаками, чтобы его преодолеть, надо всю Украину переполовинить. И ради чего? Тур воскликнул, что ради того, чтобы правда взяла верх над кривдой.

Но Сомко не согласился и сказал, что правда и так возьмет верх. Кирилл стал давать Сомкові свою одежду и перстень, но Сомко категорически отказался бежать, потому что не хотел чужой смертью покупать своей свободы.

Тогда обнялись казаки и заплакали. Кирилл вышел и бросил свою одежду сторожам, чтобы знали, что не Иванца палач приходил, а сам запорожец Тур.

Горько ему было рассказывать Шрама, что не удалась дело.

Распрощались на том, что Тур поехал снова похищать Череванівну, а Шрамы - в Паволоч на смерть. Напоследок Петр просил Кирилла передать Леси, что он ее и на том свете не забудет.

XVIII

Старый Шрам, жалея паволочан, сам поехал к Тетере и принял всю вину на одного себя за то, что город взбунтовался против гетманской власти. Тетеря приговорил его, как бунтовщика, на смерть: повелел отрубить голову.

Того же года осенью было отщипнули голову и Сомкові с Васютой в городе Борзне.

Петр Шрам, похоронив отца, решил идти на Запорожье. Но повернул на Киев, оказался у Хмарища. Везде запустение. Вдруг послышалась песня. Петр вскочил в кухню и увидел Лесю с матерью. Вместе переживали и горе, и радость.

Затем Петр стал расспрашивать Череванів. Те рассказали, как их Гвинтовка «хорошо в руки взял, хотел отдать Лесю за лодырь Вуяхевича. Вдруг приехал Кирилл Тур с запорожцами, показал какой-то перстень и сказал, чтобы ему выдали Череванів - везти в Гадяч к гетмана.

Перед обедом пришли в дом Василий Невольник, Человек Божий и очень обрадовались Шраменкові.

А Петр остался в Череваня, как в своей семьи. Прошло полгода, стали думать о свадьбе. Весной Петр с Лесей были уже в паре.

Вот так-то прошло все то бедствие, языков приснилось. Одних сломило, а другим Господь указал расти и цвести.

Роман «Черная рада» показал, что украинский народ имеет свою давнюю и достойную уважения историю, великую культуру. Щедро используя фольклор, опоетизовуючи народный быт, П. Кулиш возвеличил самобытность духовной жизни нашей нации.

Тарас Шевченко писал Кулишу: «Спасибо тебе, Богу, милый друг мой большой, за твои подарки и особенно - за «Черную раду», я уже дважды прочитал, прочитаю и третий раз и все-таки не скажу более ничего, как спасибо».