Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

НЕКРАШЕВИЧ ИВАН (ок. 1742, с. Вишенки, теперь Бориспольского р-на Киевской обл. - после 1796, там же) - поэт.

Учился в Киевской академии, основного курса не окончил. Затем был священником в родном селе. Автор рукописного сборника с поэтическими произведениями, характерными для литературы так называемого низового барокко. Среди них - стихотворные поздравления и письма (к гнидинского священника Ивана Филиповича в честь именин и т.д.), стихотворный диалог «Ярмарка» (срисована с натуры сценка - диалог между крестьянами, что торгуются за волов), а также стихотворное произведение «Исповедь», где выведен образ священника, человека образованного, что ставит своей задачей борьбу с религиозно-моральной темнотой среди крестьян, но не находит понимания в массах. В этом сборнике есть и произведение, выдержанный в классической академической традиции, писаный книжном украинском языке, в отличие от разговорно-бытовой речи произведения «Спор души с телом» (1773), где разрабатывается характерная для барочной литературы тема контраста между земным и небесным, высоким и низким. В общем такое противопоставление лежит в основе всех «народных» произведений И. Некрашевича, в споре высоких чувств и приземленности будней. Ему приписывают произведение «Суплика, или Замысел на попа», который был достаточно распространен в Украине в многочисленных списках. Тема его тоже характерна для творчества поэта: крестьяне здесь выступают против священника, который радеет за соблюдение морально-религиозных установок.

Большинство исследователей рассматривали творчество И. Некрашевича как предтечу новой украинской литературы (вероятно, через разговорный язык произведений) и как выдающийся вклад в разработку юмористически-сатирических произведений. Более вероятным является то, что И. Некрашевич был человеком старой культуры, представленной Киевской академией, культуры, за его жизнь отмирала (отсюда и мотивы одиночества и непонимания в его произведениях). Народный язык он использовал спорадически, согласно предписаниям академических поетик - действие передачи речи народных персонажей или в частной переписке. Был представителем конкретного общественного слоя, типичного для тогдашней Украины - имел высокое образование, но жил среди низов, не сливаясь с ними, но и отойдя от культуры высокой, за то и творил литературу «низового» барокко.

Значение И. Некраніевича для истории украинской литературы заключается не в том, что он был выдающимся поэтом (один из первых исследователей его, В. Перетц, писал, что тот «не создал ничего выдающегося»), а в том, что его творчество в силу обстоятельств оказалась наиболее сохранившейся и исследованной, поэтому через нее можно изучать явления «низовой» литературы. В то же время в большинстве современных трудов произведения И. Некрашевича рассматриваются как образцовые сатирически-юмористические периода становления новой украинской литературы.

Лит.: Шевчук М. Иван Некрашевич, мысли юбилейные и не совсем // Слово и время. 1992. № 10.

М. Шевчук