Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ. В Западной Европе известны с XVII в. как учебные заведения, занимались преимущественно религиозным воспитанием учащихся. В Украине со времени своего возникновения в 50-х годах XIX в. имели культурно-просветительский характер и стремились научить грамоте ту часть населения, через лишения и нехватки свободного времени не могла получить начальное образование. Одна из первых воскресных школ была открыта в Полтаве 1858 г. Особую популярность приобрели киевские воскресные школы, основателями которых при поддержке попечителя Киевского учебного округа М. Пирогова были студенты университета и участники Харьковско-Киевского тайного общества во главе с Я. Бекманом и М. Муравским. Эти школы (количество их с октября 1859 г. до ноября 1860 г. выросла до 7) стали образцом для создания аналогичных заведений во многих городах и даже селах и дали толчок широкому общественному движению за распространение знаний среди народа. В течение 1859 - 1860 гг. в Украине действовало 111 воскресных школ, в частности в Харькове, Одессе, Полтаве, Чернигове, Николаеве, Нежине, Житомире, Белой Церкви. Организаторами их и преподавателями была демократически и патриотически настроенная интеллигенция, что работала бесплатно, а учениками - подростки и взрослые в возрасте до 40 лет, в основном рабочие, ремесленники, крестьяне.

Обучение велось в основном на украинском языке в течение 1 - 4 часов в день, применялись новые методы преподавания, повышающего эффективность усвоения материала (в частности, киевские учителя в числе первых применили звуковой метод чтения вместо буквоскладального). Программы большинства воскресных школ сначала выходили далеко за пределы, необходимые для выработки навыков читать, писать и считать. Слушатели получали определенные знания по истории, географии, культуры родного края, знакомились с разного рода литературой, в том числе и запрещенной, развивались политически. Школы использовались для пропаганды демократических, визвольнім идей, воспитание постоянно русифицированного населения в национально-патриотическом духе.

Обеспокоен быстрым ростом числа воскресных школ и направлению их деятельности, царское правительство с начала 1860 г. начал вводить различные ограничительные правила. Так, циркуляр министра народного просвещения (май 1860 г.) определял общие правила учреждении воскресных школ и надзора за ними со стороны образовательного начальства. Использовать их рекомендовалось четко по назначению - «распространять грамотность в ремісницькому и рабочем классе». В соответствии с циркуляром выкладывать рекомендовалось за учебниками, одобренными министерством, вводились единые программы, право учреждать школы и руководить ими предоставлялось только людям «вполне благонадежным». С января 1861 г. к каждой воскресной школы назначался священник для контроля за характером обучения и лояльностью учителей. Усилился и полицейский надзор. Наконец, в июле 1862 г. вышло «высочайшее повеление «закрыть все ныне существующие воскресные школы и читальни» под предлогом пересмотра правил о эти школы и превращение их «на новых началах». Этим распоряжением была подведена черта под первым, самым плодотворным этапом истории воскресных школ.

Следующий этап начался в 1864 г., когда под давлением передовой общественности и промышленных кругов царское правительство вынуждено было пойти на уступки и дать разрешение на открытие новых воскресных школ. Этот этап проходил в атмосфере резкого усиление русификаторской политики царского правительства и уничтожение украинского национального движения. Особенно тяжелые последствия для воскресных школ, вообще для образовательной дела, имели тайный Валуевский циркуляр от 28 июля 1863 г., специальный закон о полном запрете использования украинского языка в учебных заведениях, а также Эмский указ от мая 1876 г.

Власть тормозила расширение сети воскресных школ, поддерживала лишь те из них, которые действовали при духовных семинариях. На конец XIX в. в Украине насчитывалось 49, а в 1914 г. - 112 таких школ, преподавание в которых велось на русском языке. Только в отдельных частных школах, как в школах X. Алчевской в селе Алексеевка Михайловского уезда на Екатеринославщине, Т. Рыльского в селе Романовка Сквирского уезда и некоторых других, языком преподавания в течение недолгого времени была украинская.

Воскресные школы активно поддерживали известные украинские деятели культуры и науки. Для их развития много сделали Т. Шевченко, Л. Глебов, М. Драгоманов, О. Конисский, М. Костомаров, П. Кулиш, И. Манжура, А. Свидницкий, П. Чубинский, В. Антонович, X. Алчевская, Д. Пильчиков, Есть. Милорадович, М. Чалый и др. Преследованиям подверглись А. Конисский, организаторы воскресных школ в Кислороде, Харькове (Я. Бєкман, М. Муравский, В. Португалов) и Полтаве (В. Лобода, А. Стронин, В. И. Левич).

Важное значение придавалось обеспечению воскресных школ учебной и научно-популярной литературой, прежде всего на родном языке. Т. Шевченко собрал и издал за свой счет в Петербурге осенью 1860 г. тиражом 10 тысяч экземпляров, разослал в разные города Украины (Киев, Полтава, Чернигов и др.), «Букварь южнорусский». Это было пособие для обучения грамоте на украинском языке, что содержал алфавит (буквы печатные и рукописные), тексты для чтения по складам (отрывки из сделанных поэтом украинских перепевов «Псалмов Давыдовых»), тексты для сплошного чтения и раздел «Счет». Еще в 1857 г. П. Кулиш издал «Грамматику», в 1862 г. вышли «Украинские прописи» В. Конисского. В 1861 г. О. Потебня заключил украинский букварь для обучения по звуковому методу, что длительное время оставался рукописным и только в 1899 г. был опубликован в журнале «Киевская старина» (№ 8) под названием «Руководство к обучению грамоте, составленное для малорусских воскресных школ А. А. Потєбней».

Ряд учебников был подготовлен студентами Киевского университета: «Домашняя наука. Первые начала» (1860) и «Домашняя наука. Высшие начала» (1861), «Кое о мир Божий» (1863) К. Шейковського, «Арихметика» (1862) Д. Мороза. В Полтаве увидела свет «Азбука по методу Золотова для южнорусского края» (1861) А. Стронина. В Москве были напечатаны «Украинская грамматика» (1861) И. Деркача, «Украинская грамматика» (1861) Г. Драгана, «Украинская азбука» (1861) Г. Гатцук, «Грамматика для украинского народа» (1862) Г. Ященко, а в Петербурге вышла «Арихметика, или Щотниця» (1863) А. Конисского. Некоторые учебники не были выданы, в частности «Произношение наша украинская и потребности орфографування» (1860) и «Читанка» (1861) А. Свидницкого, «Грамматика» (1861) Г. Стрижевского. Выходили учебники и после указа 1876 г. Так, в Киеве вышли «Грамматика, или Первая читанка для начала учения» (1883) А. Конисского, «Грамматика» (1906) А. Лубенца под псевдонимом Т. Нырка, «Чтение», «Первая книга после грамматики» (оба - 1883), «Украинская грамматика к науке чтения и писания» (1907) Бы. Гринченко, а также чтение О. Белоусенко, грамматики П. Залозного и Г. Шерстюка и др.

В условиях безгосударственности Украины, социального и национального гнета и культурной отсталости народа воскресные школы сыграли важную роль. Они не только способствовали повышению образовательного уровня трудящихся, но и будили и укрепляли национальное сознание, становились очагами политического воспитания народных масс.

Лит.: Борисенко В. И. Борьба демократических сил за народное образование на Украине в 60 - 90-х годах XIX ст. К., 1980; Развитие народного образования и педагогической мысли на Украине (X - начало XX вв.). К., 1991; Коновец О. Ф. Просветительское движение в Украине (XIX - первая треть XX вв ). К., 1992.

Г. Бандура