Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5 класс

МИР ФАНТАЗИИ И МУДРОСТИ

 

ВАСИЛИЙ СИМОНЕНКО (1936 - 1963)

 

«Я ДЛЯ ТЕБЯ ГОРЕЛ, УКРАИНСКИЙ НАРОД»

В 1935 году, на следующий день после Рождества, в селе Биивцы на Полтавщине в семье колхозников Анны и Андрея родился ребенок, которому Господь подарил искру поэтического таланта. Этим ребенком был будущий украинский поэт Василий Андреевич Симоненко.

Представь себе маленького мальчика, детство которого пришлось на годы войны. Голод, нужда, опасность, враги. Все мужчины на фронте - защищают родную землю. В селе время от времени слышались стенания женщин, которым приходили похоронки. Все это, конечно, повлияло на характер ребенка: рос очень серьезным и ответственным.

В школе он поражал учителей прилежанием к учебе и глубиной своих знаний. В школу ему приходилось ходить в другое село. Ежедневно преодолевал путь в девять километров. И это только в один конец дороги! Даже морозы и метели не были помехой!

Стихи Василий начал писать, учась в университете. Но большая скромность останавливала его их печатать. Юноша понимал большую ответственность поэта перед читателем за каждое сказанное слово. В одном из стихотворений он позже напишет:

Что-то у меня было

И от деда Тараса,

И от прадеда Сковороды.

Этими строками Василий Симоненко подчеркивал свой творческий связь с двумя гениями украинской литературы - Тарасом Шевченко и Григорием Сковородой.

До Тараса Григорьевича отношение было особое. Он был для молодого поэта не только учителем и наставником. По Шевченко Василий Симоненко всегда сверял свою совесть и свое поэтическое слово.

Однажды вместе с талантливой художницей Аллой Горской поэт приехал на могилу Шевченко в Каневе. По свидетельствам очевидцев, на Тарасову гору Василий Андреевич поднимался босиком, неся обувь в руках. Эта молчаливая шаноба ярко выразила чувства поэта к Кобзарю и показала, каким человеком был и сам Симоненко.

Судьба отмерила ему очень мало - всего 28 лет жизни. Но за этот короткий промежуток времени он успел оставить соотечественникам правдивое слово и свою искреннюю любовь.

1. Когда и где родился В. Симоненко?

2. Кого В. Симоненко считал своими духовными наставниками?

3. Случай из жизни писателя ярко засвидетельствовал его любовь и шанобу к Т. Шевченко?

СТИХОТВОРНАЯ РЕЧЬ. РИМА

Все народные и литературные сказки, которые мы читали до сих пор, написаны прозаической языке, то есть о событиях в них повествуется так, как говорим. Сказку «Царь Плаксий и Лоскотон» написано стихотворным языком.

Первое, на что ты обратишь внимание, - стихотворная речь отличается от прозаической строением строк. Они значительно короче, чем в прозаическом произведении.

А еще стихотворная речь ритмична.

В строке ритм часто проявляется в сочетании в определенной последовательности ударных и ненаголошепих складов.

Например, поставим ударение в двух строках сказки «Царь Плаксий и Лоскотон »:

Жил в странствиях и митарстві

Добрый дядя Лоскотон.

Позначмо безударный состав пометкой U, а отмечен -. Тогда приведенные две строки стихотворения будут иметь такой ритмический рисунок:

 

Как видишь, в стихотворных строках в определенной последовательности чередуются ударные и безударные слоги.

Усиливается стихотворный ритм рифмой. Рифма - это созвучные окончания строк.

Например, В. Симоненко пишет о Лоскотона:

Он как придет, залоскоче,

То смеется, кто и не хочет.

Только где он появлялся,

Сразу плач там прекращался...

Созвучными являются окончания слов залоскоче и хочет, появлялся и прекращался.

Строки в стихотворной речи могут объединяться в строфу (в начальной школе вы называли ее «столбиком»). Строфа - это сочетание нескольких стихотворных строк, объединенных одной мыслью, интонацией и способом рифмовки. Самым распространенным видом строфы является четверостишие.

Во время чтения вслух каждую строчку в стихотворной речи заканчивай небольшой паузой. После строфы паузу делай длиннее. Выделяй голосом те слова, которые стоят в конце строк стихотворения.

Внизу на странице прочитай объяснение значения слов оптимист и пессимист. За этими объяснениями и названием сказки попробуй предсказать, о каких событиях может в ней рассказываться. Свой ответ обоснуй.

ЦАРЬ ПЛАКСИЙ И ЛОСКОТОН

ЦАРЕВО СЕМЕЙСТВО

Там, где горы и долины,

Где гуляет ураган, -

Там цветет красота-страна

Со странным именем Сльозолий.

И когда в стране той

Был на троне царь Плаксий,

Голова его словно бочка,

Глаза - будто арбузы.

В Нытика было три дочери

И плаксивых три сына.

Старшая звалась Тошнота,

Середульшенька - Вай-Вай,

Третья дочь - Плакота,

Все слезливые через край.

А царю три сына

Так и назывались - Плаксуни.

Вот такая была семья

У царя в Нытика.

Оптимист - человек, который верит в свои силы и в будущем надеется только на хорошее.

Пессимист - человек, который не верит в свои силы и ничего хорошего от будущего не ждет.

Целые дни они сидели,

Голосили, и сопели,

И стонали и ревели,

Слезы ведрами лили.

Царь Плаксий велел сердито:

«Пусть с ними изо дня в

Плачут все в стране дети,

Потому что смеяться и радоваться

В царстве моем - ни!

Кто улыбнется - в том времени

Я немедленно съем!»

Еще была в Нытика

Грозная гвардия своя:

В ней служили молодцы

Драчуны-сльозівці.

Кто сміявсь - они хватали

И нагайками пороли,

Так что в царстве том везде

Хватало плача и слез.

Царь любил, как плачут дети,

Потому что любил их слезы пить.

Таков был царь Плаксий

В стране Сльозолий.

1. Как называлась страна, в которой происходят события? О чем свидетельствует такое название?

2. Названия два слова, которыми рассказчик описывает страну, в которой живет царь Плаксий.

3. Отвечает ли жизнь в стране первому впечатлению о ней? Подтверди свой ответ примерами из текста.

4. Какие имена царь Плаксий дал своим детям? Как они характеризуют правителя страны и его детей?

5. Назови одну причину, почему царь Плаксий запрещал детям страны смеяться и радоваться.

6. Каким был царь Плаксий - добрым, грозным, страшным, веселым, жестоким? Свой ответ обоснуй.

7. Прочитай продолжение сказки.

ДЯДЯ ЛОСКОТОН

Но в том чудо-царстве,

Попирая закон,

Жил в странствиях и митарстві

Добрый дядя Лоскотон.

Он приходил каждый вечер -

Пусть или идет дождь, или снег -

К голодной малышей

И всем приносил смех.

Имел он нрав теплую и искреннюю,

Еще и лукавинку в глазах.

И была накидка серая

В Лоскотона на плечах.

Лоскотливі он имел усы

И мягкие, словно пух.

И мягкие волосы русые

Рассыпалось до ушей.

Он как придет, залоскоче,

То смеется, кто и не хочет.

Только где он появлялся,

Сразу плач там прекращался,

И приходил к всех

Громкий и искренний смех.

Не любили Лоскотона

Царь Плаксий и Плаксуни,

Выдавали запрета

Против щекотки.

И за дядей Лоскотоном

С нагайками в руках

Охранники злых законов

Охотились по домам.

Но дядя Лоскотон

Не боялся этих заслон:

Он ходил по всей стране

И носил с собой смех

В разрисованной сумке,

В пальцах нежных своих.

1. Назови одну причину, почему Лоскотон ежедневно приходил к детям. Подтверди ответ словами из сказки.

2. В первых двух главах автор не изображает ни одного события, а лишь рассказывает о Плаксы и Лоскотона. Почему именно так начинается произведение?

3. Сравни образы царя Плаксы и Лоскотона. В тетради начерти и заполни таблицу.

Заданными таблицы охарактеризуй царя Плаксы и Лоскотона.

5. Как ты думаешь, можно ли за портретными характеристиками Плаксы и Лоскотона определить, кому из них рассказчик симпатизирует? Объясни свое мнение.

6. Можешь ли ты предсказать, кто из двух персонажей победит - Плакса или Лоскотон? Почему ты так считаешь? Свой ответ обоснуй.

7. Прочитай названия глав сказки. Предскажи, какие события могут происходить. Прочитай продолжение сказки и проверь свои догадки.

АРЕСТ ЛОСКОТОНА

Розізливсь тогда Плакса -

Царь страны Сльозолий.

Гневно он крикнул из трона:

«Эй, ленивые сльозівці!

Кто поймает Л оскотона,

Будет муж моей дочери!

Кто его посадит в погреб -

Выбирай одну из трех!

Потому что уже этот Лоскотон

Скоро нам развалит трон:

Что тогда мы будем пить,

Как не будут плакать дети!»

И заядлые сльозівці

Понеслись во все концы,

Чтобы казнить по закону

Смутьяна Лоскотона.

Долго везде его искали,

Во все щели заглядывали,

Перерыли все дворы,

Обходили все боры,

Время потратили зря:

Лоскотона везде нет,

Потому его всегда и везде

От ловцов хоронили люди.

В Полночь Лоскотон,

Когда всех колышет сон,

Шел себе в бедняцкие хаты

Их деток развлекать.

Был тогда у Плаксы

Февраль прихвостень,

Вероломный, как змея,

Капитан Макака.

Так хотелось ему

Царским зятем стать,

Что ни разу в ту зиму

Не ложился и спать.

Все ходил, все он слушал

И наконец все рознюхав.

На рассвете Лоскотон,

Насмішивши деток,

В крепкий погрузился сон

Между кленовых ветвей.

А лукавый капитан

Підікрався змеем

И Лоскотонові аркан

Зашморгнув на шее.

Руки вывернул обратно,

Крепко спутав ноги

И скорей в Плаксоград

Двинулся в путь...

 

СВАДЬБА В ДВОРЦЕ

 

Лоскотона посадили

За узенькие решетку,

А в дворце порешили:

- Время свадьбы играть...-

Эй, сошлись царенята

И придворная свита

Невест чтить,

Слезы деток пить.

К венцу ведет жених

Высохшую Тошноту,

И смотреть на них

Совсем неохота.

Хоть Макака был гадкий,

А она еще хуже,

Им поэт один гладкий

Посвятил еще и стихотворения.

Столько там было хвастовства,

Так скрасил их красоту -

Даже лягушки от позора

Булькнули в воду!

Но царь ходил, гордился,

Он с зятем целовался,

Хвалился: «Ну, теперь

Лоскотон, считай, умер!

Недоступным стал для всех

Громкий и искренний смех. -

Поэтому прыгайте от радости!

Поэтому от радости рыдайте!

Мы теперь везде встановим

Извечное царство слез!»

Так розхвастався Плакса -

Царь страны Сльозолий.

 

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЛОСКОТОНА

 

И пока гудело свадьбы,

То пьяницы стражи

Напились какого-то зелья

И уснули в траве.

А ночью шли в тюрьмы

Батраки и рабочие,

Чтобы освободить из темницы

Лоскотона на века.

Разнесли все преграды,

Гнули решетку, словно прутья:

- Эй, веселый Лоскотоне,

Это пришли твои братья!

Иди к нам, веселый брат,

В нашу здружену семью!

Пойдем вместе доигрывать

Мы свадьбу Плаксію...

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СВАДЬБЫ

Во дворце каждый скачет

И от счастья горько плачет,

Льются слезы, как река, -

Видите ли, радость у них такая!

Вдруг царь упал на трон:

- Ой, спасите - Лоскотон! -

Все сразу «ох!» и «ах!»,

Ужас в каждого в глазах.

А веселый Лоскотон

К царю прыгнул на трон

И сказал ему как раз:

- Насмієшся ты хоть раз!.. -

Стал царя он щекотать,

И Плакса стал хохотать.

Так сміявсь - аж заливался,

Аж от хохота катался,

Кулаками глаза тер -

Потом лопнул и умер.

Ой, была же тогда потеха -

Царь Плаксий умер от смеха!

С ним придворные одубіли,

Ибо смеяться не умели.

А царя три сына,

Три задорные Плаксуни,

Так смеялись-хохотали,

Что штаны с них спали -

Поэтому все трое без штанов

К чужим убежали краев.

Три царевны тоже наутек

В четыре бежали стороны.

Кровопийцы-сльозівці

Стали пиявками в реке,

А Макака-забияка

Съел себя с перепугу.

Так веселый Лоскотон

Развалил языческий трон.

Сам же он живет и поныне,

Детям носит искренний смех

В разрисованной сумке,

В пальцах нежных своих.

Захочешь сам уйти в этот край,

То маршрут запомни:

Надо идти сначала прямо.

Потом завернут вправо,

А тогда между дубами

Поведет налево путь.

После этого уже понемногу

Чимчикуй куда попало:

Как от усталости не упадешь -

В эту страну попадешь.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

Какой указ издал царь Плаксий? Прочитай слова Нытика с соответствующей интонацией.

Почему царь Плаксий боялся, что Лоскотон развалит его трон? Прочитай подтверждение своих слов в тексте.

Как удалось поймать Лоскотона? Прочитай об этом событии в тексте произведения. Соблюдай соответствующей интонации.

Кто освободил Лоскотона из тюрьмы? Почему Плаксієві не удалось осуществить свой план?

Какой эпизод в сказке был самым напряженным? Какова его роль в произведении? Обоснуй свой ответ.

Или жаль тебе Нытика и его родню, когда они сгинули? Почему?

Что в сказке было страшным, а смешным? Наведи примеры смешного. Когда царь Плаксий и его семья стали смешными, они были такими же страшными и грозными для людей Плаксограда, как раньше? Сделай вывод о том, каким есть рецепт преодоления бед и невзгод в жизни.

 

9. Были ли в твоей жизни случаи, когда оптимизм помог преодолеть неприятности? Расскажи об одном из них своему однокласснику.

10. Какой взгляд на жизнь - оптимистичный или пессимистичный - защищает рассказчик сказки? Почему ты так думаешь? Свой ответ обоснуй.

ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

Шагать (идти, часто ступая), синонимы: идти, шагать, шагать, шествовать, идти, плыть, шуровать, рубить, переть, болтать. С несколькими синонимами составь предложение.

Различай значение слов!

Лоскотона посадили

За узенькие решетку,

А в дворце порешили:

-Время свадьбы играть...

Решетку - перекрестно расположены металлические или деревянные прутья, планки.

Играть - гулять, играть, здесь: праздновать.

Чтобы вызвать у читателя сильные чувства, особые впечатления,

автор часто сравнивает какую-то существо или предмет с другим существом или предметом. Такой художественный прием называют сравнением. Например, в Лоскотона усы мягкие, словно пух; капитан Макака вероломный, как змея; на свадьбе льются слезы, как река.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Митарство - скитания.

Лукавинка - некоторая хитрость, смекалку. Баламут - тот, кто сеет беспокойство среди людей, подстрекает на беспорядки, выступления. Свита - люди, сопровождающие высокопоставленную особу.

Скважины - здесь: щель, щель.

Аркан - длинная веревка с петлей на конце, с помощью которого ловят лошадей и других животных.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выпиши из сказки четыре пары рифм. Например, скачет - плачет, трон - Лоскотон.

2. Ты прочитал/прочитала три литературные сказки. Определи на их примере, имеют литературные сказки такие же признаки, как народные. Сделай вывод об особенностях литературной сказки.

ЛИТЕРАТУРА В КРУГУ ИСКУССТВ

Художник Анатолий Базилевич такими представил главных персонажей сказки «Царь Плаксий и Лоскотон». Перескажи эпизоды, изображенные на рисунках, своими словами. Нарисуй Плаксы и Лоскотона, какими ты их себе представляешь.

ТЫ - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Сказку «Царь Плаксий и Лоскотон» написано стихотворным языком. Напиши сказку о царе Плаксы и Лоскотона прозаической языке. Проанализируй оба текста. Который из них рассказывает о Плаксы и Лоскотона так, как ты всегда разговариваешь, а который больше похож на песню? Какой из них является более эмоциональным?