Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5 класс

МИР ФАНТАЗИИ И МУДРОСТИ

 

ВАСИЛИЙ КОРОЛЕВ-СТАРЫЙ (1879-1943)

 

ХУХА-МШАНКИ

 

Сказка

 

Иллюстрация Марины Михайлошиной

 

Звали ее Мшанки.

Мы, люди, всех Хух зовем просто Хухами, так же, как и они говорят на всех нас просто Люди. А тем временем Хухи бывают разные. Те, что живут в лесу, называются лесными; те, что по проваллях и скалах - печерницями; что над реками и озерами - очеретянками; те, что в высокой траве и сорняках - бур'янками. Бывают еще степовика, байрачные, левадні. Только нет болотянок, ибо все Хухи, как кошки, не любят влажной.

Мшанки была отродясь лесной Хухоо. И не только лесной, но и боровинкою, потому что родилась она в густом-густом старом бору, где испокон веков жил весь ее славный род. Известно же, что Хухи из рода в род живут по одних и тех же местах. Переселяются же тогда, когда что-то разрушит милую им их родину.

А это бывает очень, очень тяжело, и они горько плачут. Правда, люди в основном того плачу не понимают, думают, что то стонет ветер, скрипят деревья в лесу, или пищат мыши в поле. Так же люди очень редко замечают и понимают чужие слезы...

Однако том большом бору, в котором жила Мшанки, ничего не угрожало. Лесник присматривал, чтобы никто не бросил спичку, ребята глубоко внутрь ходить боялись, рубили лес только небольшими долями, и он быстро вырастал снова.

В том бору, между корнями большой сосны, сделала на осень Мшанки себе домик. Заблудиться она не могла никогда, потому что ту сосну легко было узнать: на прикорні она делится на три толстые стволы. Мшанки заложили все дыры сосновыми ветвями, а щели и ізокола, и изнутри - мягким зеленым мхом.

Была она и сама такая рыхлая, как мох. Имела долгую вовничку, что, словно шелком, покрывала все ее тельце. Сама только мордочка была голенький и напоминала садовую желто-фиалковую цветочек - «братки». И были еще в нее голенькі снизу, розовые лапки.

Как и все другие Хухи, Мшанки так же имела переменную вовничку, которая вдруг сама собой делалась того цвета, что и те вещи, у которых бывают Хухи. Моховиночка часто была зеленой, потому что редко устала от своей зеленой хатки. Но, когда она бегала по сосновых старых глянцах, что лежали на земле, то становилась такой же рыжевато-красной, как они. У потока она была голубой, как вода, на песке - желтой, как песок, между кустами шиповника - розовой, на вересе - фиалковой, на снегу становилась белой.

За то люди так редко и замечают Хух. Хотя и то надо сказать, что люди вообще очень невнимательны: они мало чего замечают вокруг себя. К тому же, далеко-далеко не каждый может увидеть Хуху...

Однажды Мшанки проснулась спозаранку: еще и не светало. Проснулась, потому что ей стало холодно. Она выглянула окошком и увидела, что по лесу на глицях и на деревьях лежит какая-то серебряная пелена. Сначала она подумала, что то была мгла, но, когда присмотрелась получше, то заметила, что то было не похоже ни на туман, ни на тяжелый туман, что порой приближался бором. А то был первый снег, потому что уже начинался підзимок.

Юрий Камышный. Зов сердца (фрагмент картины)

Чтобы не замерзнуть, Мшанки вытащила из своих зимних запасов сухого мха и закрыла плотненько вход в домик. Потом снова свернулась клубочком и заснула. Но недолго она спала. Разбудил ее какой-то страшный звук. Услышала она, как будто кто-то крепко стукнул возле нее, аж в ушах зазвенело. Сама же она так підплигнула на своей кровати, что аж ее ножки вгрузли в мох, а манісінька подушечка с м'якенької одуванчика покатилась на пол. Той же минуты что-то глухо стукнуло снова, еще сильнее. Хуха опрометью открыла окошко и увидела мужчину.

То был дед в больших валенках, почти полностью застували ей смотреть. Он выгнулся, что-то блеснуло в воздухе, и то здорово ударило по ее сосне. Снова аж эхо пошло от того звонкого удара, а ее сосна жалобно застонала.

Перепуганная Мшанки моментально скакнула к двери и между дідовими ногами проскочила улицу. Вокруг стояло уже немало других Хух и грустно смотрели, как дед рубил сосну, им было больно слушать, как плачет и красная тройка сосна. Но что они, манесенькі, могли сделать? Как могли ей помочь?

Только один старый, мудрый и опытный Хо-Суковик вздумал.

- По тому, как тот дед спешит и оглядывается, - проговорил Суковик, - я вижу, что он делает не по правде! А бегите только, дети, к леснику, пищіть, шкрябайте ему в окошко, пока он не проснется. Забегите кто-то по дороге и до Лешего, скажите и ему - он что-то придумает...

Хухи бегом покатили к лісникової избушки. Там они пищали, хрокали, стучали в окна, пока не проснулся лесник.

- Что это за знак? - проговорил он сам себе. - Деревья стоят и не пошевелиться, а оно что-то шумит и пищит. Не Хухи время?

Тогда Хухи начали еще сильнее шкрябатися по шибах.

Лесник накинул кожушину на плечи и вышел на порог. Здесь его призвичаєне ухо издалека уловило стук топора. Он поскорей схватил ружье и побежал в лес. А впереди него бежал его ловчий пес, а еще впереди пса катили счастливы Хухи. И только дед еще издалека почуял опасность и кинулся бежать.

И таки убежал. Но Моховинчину избушку было уничтожено, осквернено. Одну стену было совсем вивалено, мох сломаны и разбросаны, а внутрь не пролезть: столько там валялось больших и малых щепок и коры. Пришла на Моховинку беда...

Что было делать?.. Проситься к кому-то в домик было неудобно, потому что в Хух такой обычай, что каждый взрослый Хуха должна иметь свою отдельную избушку. Оттого они и строят такие малюсенькие домики, что даже вдвоем там нельзя удобно поместиться. Беспокоить же хотя бы и родных родителей или там сестер или братьев ни Хуха себе не позволит. Поэтому оставалось одно: искать нового дома, даром, что все родственники и знакомые звали Моховинку к себе жить.

Одубілими розовыми лапками побежала Хуха по белом, холодном снегу, заглядывая под каждое дерево, под каждый кустик. Но в том лесу было полно Хух. Везде, где только было дупло или какая-то норка, - там уже была другая Хуха или Хо.

Мшанки бежала все дальше и дальше. Была уже и обеденная пора, а она еще с утра ничего не ела. Отощала, знесилилась, перемерзла. Еле передвигала ноженятами, но ехала все дальше. Наконец лес кончился, и Мшанки вышла на опушку леса. Там она увидела непонятные ей огромные белые кучи. Издали они были похожи до того, в чем жил лесник. Когда же она приблизилась к ним, то услышала, что оттуда тянет теплом и чем-то очень вкусно пахнет.

1. С какого события начинается сказка?

2. Почему рассказчик перед первым событием предлагает читателю такое пространное вступление?

3. Когда родилась Хуха-Мшанки?

4. Какие места любят Хухи, а где не любят жить? Выбери только правильные відповіді.ліс, река, горы, море, сорняк, левада, болото, овраг.

5. Прочитай портрет Хухи. Можешь ли ты с портретной характеристики определить отношение рассказчика к Хухи? Какие слова помогают тебе это сделать?

6. Выпиши в тетрадь из текста, какого цвета могут приобретать Хухи в разных обстоятельствах. Прочитай о влиянии цветов на человека в Словничку-довідничку. Как ты думаешь, влияли цвета, в которые менялась Хуха, на черты ее характера?

7. За какие качества все в лесу любили Хуху-Моховинку? Как об этом сказано в сказке?

8. Прочитай отрывок от слов А это бывает очень, очень тяжело, и они горько плачут до конца абзаца. Кому принадлежат эти слова - Хусі или рассказчику? Что поражает автора этих слов в людях? С какой интонацией надо читать этот абзац?

9. О какой недостаток людей еще упоминается в этой части сказки? Как ты думаешь, случайно о них рассказывает рассказчик?

10. Какую обиду испытала Хуха от деда?

11. Перескажи эпизод, как подруги стремились спасти Хухуй.

12. Как ты думаешь, что произойдет с Хухою дальше? Прочитай продолжение сказки.

С одной стороны меньшей кучи увидела она дощану сосновую стену. Под ней было несколько щелей, которыми можно было пролезть. Мшанки заглянула в дыру и увидела большую теплую избу. В той хате лежали две большие белые животные, подобные диких коз или серн. Они имели рога и длинные, как у Водяного, бороды, но смотрели на нее ласково своими желтыми глазами.

Мшанки часто видела диких коз, даже летом играла с некоторыми козенятками, то и теперь она не испугалась этих незнакомых созданий, потому что они немного напоминали тех, что были в лесу. Поэтому она поздоровалась и пролезла щелью под воротами в козий хлев...

Здесь было тепло, было много душистого сена, что так же хорошо пахло, как и ее любимый мох. Хозяева были ласковые, очень сочувственно выслушали, которое случилось ей несчастье, и сами пригласили ее здесь остаться и жить. И, хотя, конечно, Хухи не живут по хлевам, Мшанки не имела чего другого делать.

Так и стала Хуха-боровинка Хухою хлівною...

Через некоторое время открылись те дверцы, под которыми пролезла Мшанки, и в хлев вступила девочка. Она была гарнесенька, белокурая, с голубыми глазками. И сразу понравилась Моховинці.

Девочка вошла с дійницею и кусочком хлеба, который был очень вкусный, потому Хуха потом нашла на соломе три крошки и наелась досыта. Девочка ласкала коз, целовала их в розовые мордочки, подоила молочко, плотненько закрыла-дверцу и пошла себе. Так каждый день она приходила несколько раз в хлев. Так же приходил сюда и сам хозяин, приносил козам есть. А когда стало несколько теплых дней, то вместе с девочкой каждый раз был и манесенький мальчик. Он был такой же милый, как и его сестрица...

Шло день за днем. Тихо и спокойно жила в козьем хлеву Хуха Мшанки. Было ей здесь тепло, она имела мягкую постель, еда была вкусная и питательная. Могла она есть досыта душистого сена, почти каждый день находила несколько крошек хлеба, а часто могла еще и полизать капельку молочка, иногда вибризкувалось с подойники на сено.

Одного не хватало Моховинці: не было здесь нигде поблизости никакой другой Хухи. А каждый знает, как тяжело жить без родного общества в чужой стороне!..

И Хуха мечтала и днем, и ночью, когда же придет время, что она сможет вернуться к своей родине. Однако только мечтала, потому что чем дальше, тем становилось все холоднее, а Мшанки боялась виткнути на мороз свою желто-фиалковую мордочку. Она еще не знала, что по зиме всегда приходит весна. Надеялась же только того, что, когда она совсем вырастет и у нее сделается очень густая вовночка на кушаке, - тогда только сможет она, не боясь морозов, вернуть к Родному Краю.

Однажды в хлеву случилось несчастье.

Как приходил вечером хозяин с большой охапкой сена для коз, то его неожиданно позвали из хлева. Он спешил и забыл взять с собой ту сетку, в которой обычно приносил сено. Итак ночью в ту сетку и запуталась старшая коза Лиска. Чем больше она барахталась в ней, тем сильнее запутывалась. Утром Мшанки увидела Лоска совсем беспомощной. Она лежала с спутаними ногами, голова воткнулась в спутаны веревки, бедная коза не могла пошевелиться, а только жалобно мекала. Меньше козочка Оришка ходила вокруг своей подружки, лизала ее, обнюхивала, также мекала, но не могла ей ничем помочь.

Тогда Мшанки бросилась звать детей. Выскочила она щілинкою под дверью и побежала к дому. Здесь она визжала, мурлыкала под окнами и под дверью, но никто в доме не слышал ее нежного голосочку. И только тогда, когда уже хозяин, выходя на улицу, открыл дверь, могла Хуха проскочить в дом. Тут она вдруг вскочила в кровать к детям.

Но Хухи не могут говорить, пока бывают невидимы. Они только пищат, как мышки, или же мурлычут, как кошки. Силы они не имеют, потому легенькие как пушинка, а мягусенькие, как вата. Тем-то как не пыталась Мшанки растормошить деток, ничего не могла сделать. Они только сквозь сон слышали ее пушистое тельце, слышали, как она нежно щекочет их своими лапками по лицу и, улыбаясь, спали дальше.

И только тогда, когда уже мама сварила завтрак, пробуркалися детки. Они проснулись веселые и начали рассказывать, какой хороший им снился сон.

- Ненечко! - кричали они одно краше другого. - К нам в кровать вскочило что-то такое, словно котик. Только то не был котик. Гарнесенький, м'якесенький. Мордочка, как цветочек, а голосок, которую мышки.

Но мама им ответила:

- То во сне такое время мерещится. В жизни же такого не бывает, ешьте, детки, кулешик.

Бедная же Хуха бегала вокруг детей и не могла им напомнить о Лоска, что лежала спутана в хлеву. И только тогда, когда из дома вышли папа и мама, Мшанки решилась показаться детям. Она могла это сделать, ведь те детки были очень хорошие. А известно, что только очень хорошие детки, что никогда никого не поразят, только те могут увидеть воочию живую Хухуй.

Очень обрадовались детеныши, когда перед ним появилось то милый зверек, что они видели его во сне. Мальчик наклонился к Мшанку, чтобы взять ее на руки, но она выскользнула у него из пальчиков и тоненьким голосочком, как струна, прозвонила:

- Поскорей! У нас несчастье! Коза Лиска запуталась в сетку! - И с этими словами она побежала к двери. А за ней побежали и дети...

Так Хуха спасла свою приятельницу Лоска, которая позволила ей жить в теплом сарайчике.

Дети были ей очень благодарны. Теперь они приносили Моховинці крохи всего того, что им давали вкусного. А Хуха, когда нигде поблизости не было кого-то из людей, показывалась детям, играла с ними, очень их забавляла.

Еще прошло немало времени. Когда на Масляной папа и мама поехали до второго села в гости к бабушке. Дети же пригласили Моховинку к дому. Там они весело играли, потому Хуха была моторная и умела придумывать всякие виграшки. Именно тогда, когда она показывала, как по деревьям скачет белка, неслышно открылась дверь и в дом вошел тот самый дед, что хотел когда-то срубить сосну, в которой жила Мшанки.

- Бегите, дети! То же Хуха! - закричал он страшным голосом, завидев Моховинку, и бросил в нее топор, чтобы ее убить.

Хуха вдруг стала невидимой. Однако она не успела как следует отскочить и остряк топора попал ее по задней ножке. Она болезненно запищала

и, ковыляя, под скамейками покатилась к двери. А тот лихой дед начал ее ругать и хаять весь Хушачий род.

- То - злые животные! - говорил он детям. - Они только то и делают, что совершают какое-то бедствие людям. И нет же чего удивляться, потому что то же - Нечистая Сила!..

Дети слушали и не могли поэтому верить. Они уже и сами хорошо знали Хухуй. Видели они своими глазами, какая она милая, добрая, плоха, безвредна. Знали они, как Мшанки болела, когда кому была какая-то неприятность, помнили, как она спасала их Лоска. И поэтому не могли они поверить словам злого деда, который говорил о том, чего сам не знал, а только слышал от других, также незнающих людей.

Наоборот, они очень жалели бедную Моховиночку, везде искали ее, звали, приносили ей самой вкусной еды. Но еда оставалась нетронутой. Хуха нигде не обзивалася...

1. Где нашла приют Хуха? Как жилось Хусі у животных?

2. Все ей там нравилось?

3. В сказке сказано: Одного не хватало Моховинці: не было здесь нигде поблизости никакой другой Хухи. А каждый знает, как тяжело жить без родного общества в чужой стороне!.. Как ты думаешь, только Хусі принадлежат эти мысли? Обоснуй свой ответ.

4. Прочитай портрет девочки. Какие слова подбирает рассказчик, чтобы ее описать? Какое впечатление у тебя сложилось о девочке с портретной характеристики?

5. Которая происшествие заставило Хуху пробраться в дом к людям? Переведи это событие кратко.

6. Какой увидели Хуху дети? Как они описали маме ее внешний вид? Совпадает ли это описание с описанием рассказчика в начале произведения?

Какой была вторая встреча Хухи с дедом? Перескажи этот эпизод подробно.

8. Назови одну причину, за что дед ненавидел Хух.

9. Как вели себя дети, когда дед напал на Хуху? На чьей стороне они были? Прочитай об этом в тексте.

10. На чьей стороне рассказчик в происшествии Хухи и деда? Почему ты делаешь такой вывод?

11. Названия все самые напряженные эпизоды в сказке.

12. Что случилось с Хухою дальше? Дофантазуй продолжение сказки. Прочитай окончание и сравни свой вариант сказки с вариантом писателя.

Раненая Мшанки молча ждала под лавкой, пока кто-то не открыл из дома дверей. Тогда она выскочила на улицу. На минутку забежала в хлев, попрощалась и красненько поблагодарила гостеприимным козам за их ласку и поковыляла к своему родному бору.

В лесу уже начинал таять снег. Начинало уже пригревать весеннее солнышко. Теперь Мшанки уже и без того не боялась холода, ведь она была совсем взрослой. В лесу она нашла маленькую ямочку под камнем, нацарапала из-под снега мягкого мха и сделала себе временную избушку. Там она находилась вплоть до лета, когда уже могла найти себе жилье.

Все Хухи-боровинки радовались ее поворота. С удовольствием они слушали ее интересные рассказы о том, как целую зиму прожила она с козами и людьми. И с того времени начали ее звать домашней Хухою, или кривенькою Моховинкою.

Как-то пришлось ей идти далеко, аж на другую сторону леса на именины старого, мудрого и всеми уважаемого Хо-Суковика. На улице было очень холодно. Крутила такая метель, что света Божьего не было видно.

Мшанки катила из сугроба на сугроб и уже перебежала вплоть до сере дины леса, когда вдруг услышала стон. Прислушалась и узнала: стонала какой-то человек. Она метнулась в ту сторону и увидела в палатке почти совсем заметенного снегом злого деда. Возле него лежала срубленная сосна. Он збезсилів, окачурился и, чувствуя, что ему приходит конец, громко молился.

- Господи! - стонал он. - Прости мне мои грехи... Я не хотел бы покинуть этот мир, не покаявшись...

И он начал перечислять все преступления и несправедливости, что совершил в течение своей жизни.

- Но, - говорил он, - когда бы мне спастись на этот раз, то присягаю, что до смерти уже не сделаю ни одного дурного поступка. Не буду воровать, не лаятимусь, никого, никого, даже мухи не скривджу!..

Жалко стало Моховинці старого, беспомощного деда. Забыла она и о том, как он разрушил ее домик и выгнал с родины. Как он хотел ее зарубить топором и на всю жизнь сделал кривенькою. Скорее она покатила туда, куда шла, потому что знала, что там здибає целую общину Хух. Там она рассказала, что видела, и просила помощи. Недолго ей пришлось и просить, ведь все Хухи имеют доброе сердце. Они вместе бросились к деду, который уже еле дышал. Одни окутали его со всех сторон своими теплыми кожушками; другие смахивали с него снег; другие разгребали лапками палатку.

Деду стало теплее. Он услышал, как снова побежала его жилами затужавіла кровь. Затем протянул одну руку, она была свободна, оперся второй на сучок и выдернул одну ногу, а затем и вторую.

Рад и счастлив он вылез из палатки и стал на снегу.

Тогда перед ним объявилась Хуха Мшанки.

- Хуха! - он затрясся и закричал не своим голосом, ища топора.

Он одхилився из твердого места и вновь погряз в палатке. Там стоял беспомощный, словно окаменевший. Но в той волне услышал тонісінький голосок:

- Да, я - Хуха! И даже та самая, которой ты разрушил прошлом году домик, а потом в доме у добрых детей хотел меня зарубить своим топором...

Дед затрясся еще сильнее. Он был уверен, что теперь Хуха отомстит.

- Но тебе нечего меня бояться! - продолжала Мшанки. - Знай, что все Хухи на свете никогда не вредят людям, а, наоборот, очень часто им помогают. Мы - добрые и не помним зла. Это же мы, Хухи, помогли тебе вылезти из палатки. А теперь я помогу тебе выйти из леса. Не бойся ничего и иди за мной!

Дед все еще стоял неподвижно. Челюсти у него тряслись, зубы цокали, и он не мог произнести ни слова.

- Ну, не теряй времени. Пойдем! - еще раз обратилась к нему Мшанки и потихоньку покатила вперед.

На опушке леса, когда уже стало видно, как мигают по крестьянских избах огоньки, Мшанки остановилась.

- Теперь уже я буду дома! - радостно произнес дед. - Как же я тебе отблагодарю? - спросил он затем Хухуй.

- Хухи не нуждаются в благодарности. Они делают добро из повинности. Но ведь на достопримечательность этого дня я просила бы тебя вот о чем. Не забудь, что ты обещал, когда уже замерзал в палатке. А во-вторых: расскажи людям, что с тобой случилось. А теперь ходи здоров!..

В тот же миг Мшанки исчезла, но она еще слышала, как дед ей благодарил.

Быстренько она покатила на Хушині собрание, где ждали ее веселые посиделки у старика Хо.

А дед благополучно дошел до своего дома и с того времени начал убеждать и детей, и взрослых, что не следует бояться маленьких, добрых и гарнесеньких Хух...

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. При каких обстоятельствах снова встретились Хуха и дед? Кратко перескажи этот эпизод.

2. Почему, увидев Хуху, дед схватился за топор, а челюсти у него тряслись, зубы цокали, и он не мог произнести ни слова?

3. Как характеризовали Хуху ее поступки? Названия одну главную черту характера Хухи.

4. Как менялось отношение деда к Хухи протяжении произведения? Наведи примеры.

5. Объясни, как ты понимаешь слова из сказки: Хухи не нуждаются в благодарности. Они делают добро из повинности.

6. Как ты думаешь, на чьей стороне - Хухи или деда - симпатии рассказчика в произведении? Свой ответ обоснуй.

7. Какие важные вопросы поднимает В. Королей-Старый в сказке?

8 Какова главная мысль сказки «Хуха-Мшанки»?

9. Названия главных и второстепенных персонажей в сказке.

10. Какие признаки произведения указывают, что это - сказка?

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

Плохой - слабый, слабосилий, бессильный, слабый, немощный, беспомощный, чахлый, хилый.

Лес - бор, роща (небольшой, преимущественно лиственный, лес), дубрава (лиственный лес, в котором преобладает дуб), пуща, чаща (большой густой, дремучий лес). Охлянути - истощиться, изнывать, замучуватися.

Обрати внимание! В сказке В. Королей-Старый использует словосочетания, которые очень эмоционально описывают состояние неживой природы Он пишет: сосна жалобно застонала, сосна плачет.

Создай несколько образных выражений по этому образцу.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Бор - лес.

Белка - белка.

Виграшки - игры.

Вовничка - здесь: шерсть.

Ветка - ветка.

Глянце - здесь: хвоя сосны.

Верес - название растения.

Валенки - валенки.

Разрушить - уничтожить, погубить.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Составь и запиши в тетради план сказки «Хуха-Мшанки».

2. Подумай, кто в сказке является носителями добра, а кто зла. Как персонажи сказки проявляют свой характер в разных эпизодах?

ТЫ-ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Сделай книжечку, в которую запиши свою сказку о приключениях Хухи. Нарисуй иллюстрации к сказке.

ТВОИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

Поспрашивай у взрослых, которых мифических существ они знают. Запиши их рассказы, нарисуй иллюстрации к записям. В классе вместе с одноклассниками устрой выставку творческих работ.