Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЛОВО ДРЕВНЕЕ И НЫНЕШНЕЕ

Тарас Шевченко

СОН

На барщине1 пшеницу жала,

устала; не спочивать

пошла в снопы, поковыляла

Ивана сына кормить.

Оно сповитеє2 кричало

В холодке за снопом,

Розповила, накормила,

поласкала; и будто сном,

над сыном сидя, задремала.

И снится ей тот сын Иван

и уродливий3, и богатый,

не одинокий, а женатый

на вольной4, видится, потому и сам

уже не барский, а на свободе;

и на своем веселом поле

свою же пшеницу жнут,

а детишки обед несут.

Описание: E:docukrlitukrlit5.filesimage042.jpg

И улыбнулась племянница5,

проснулась - ничего нет...

На сына глянула, взяла

его тихонько, спеленала

и, чтобы дожать до ланового6,

еще копу7 дожинать пошла.

 

1 Барщина - принудительный труд крепостных крестьян на господ-помещиков. 2 Спеленутый - завернутый в пеленки (небольшие простынки, в которые заворачивают младенцев). 3 Уродливий - красивый, хороший. 4 На вольной... - свободный, не кріпак.5 Племянница - здесь: бедняга, бедняга (с сочувствием к женщине). 6 Лановой - надзиратель за полевыми работами у помещика; дожать до ланового... - здесь: выполнить дневную норму, которую определял лановой. 7 Копа - стожок из 60 снопов.

 

КТО? ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ? КАК?

 

1. Когда, в какое время происходят события, описанные в стихотворении "Сон"? 2. Кто такие крепостные? 3. Какой была жизнь женщины-крепостной? 4. Почему мать вынуждена была нести младенец в поле? 5. Которым мечтает иметь видеть своего сына? 6. Какое впечатление произвел на вас стихотворение "Сон"?

 

УПРАЖНЕНИЯ и ВОПРОС

 

I. Подумайте, почему Тарас Шевченко рядом со словом "пошла" в первой строфе употребляет слово-синоним "потащилась".

II. Выпишите глаголы, касающиеся матери: Мать жала... Какие глаголы среди приведенных являются синонимичными?

III. Выпишите прилагательные, характеризующие сына Ивана, поставьте их в именительном падеже, определите разряд, род, число и падеж.

IV. Уточните значение выражения: "На вольной, видится, потому что и сам уже не барский, а на свободе ..."

V. Почему писатель употребил определение веселый в сочетании "на своем веселом поле"? Как вы это понимаете?

VI. Объясните значение слов жать - дожать в словосочетаниях "жала пшеницу", "пошла дожать копу". Какая разница между ними?

VII. Подберите синонимы к слову уродливий.

VIII. Образуйте словосочетания со словами сноп, задремать, копа.

IX. Изучите стихотворение Тараса Шевченко "Сон" наизусть.