СЛОВО ДРЕВНЕЕ И НЫНЕШНЕЕ
Тарас Шевченко
МНЕ ТРИНАДЦАТЫЙ ПРОХОДИЛО
(Сокращенно)
Мне тринадцатый проходило.
Я пас ягнята за селом.
Или так солнышко сияло,
так мне чего было?
Мне так любо, любо стало,
как будто в Бога...
Уже позвали к пая1,
а я себе в бурьяне
молюсь Богу ... И не знаю,
чего маленьком мне
тогда так приветливо молилось,
чего так весело было?
Господне небо, и село,
ягненок, кажется, веселилось!
И солнце грело, не ад!
И недолго солнце грело,
недолго молилось...
Отчаянно покраснело
и рай зажгло.
Языков проснулся, смотрю:
село почернело,
Божье небо голубеє
и то помарніло2.
Посмотрел я на ягнята -
не мои ягнята!
Обернулся я на хаты -
нет у меня дома!
Не дал мне Бог ничего!.
И хлынули3 слезы,
тяжелые слезы!.. А девушка
при самой дороге
недалеко возле меня
посконь4 выбирала,
и услышала, что я плачу.
Пришла, поздравила,
утирала мои слезы
и поцеловала...
Как будто солнце засияло,
как будто все на свете стало мое...
поля, рощи, сады!..
И мы, шутя, погнали чужие ягнята
до воды.
1 Пай -
питание за господский счет крестьян, которые жили и работали при дворе господина. 2
Помарніти - здесь: стать пасмурным, тусклым (о небе). 3 Хлынуть - политься (о
слезы). 4 Конопля - конопля, из которых ткали полотно.
КТО? ЧТО?
КОГДА? ПОЧЕМУ? КАК?
1. Что
общего в судьбе мальчика и автора поэзии Тараса Шевченко?
2. Которым
была жизнь детей крестьян-крепостных? 3. Почему изменились настроения и переживания малого
мальчика? 4. Почему мальчик молился, спрятавшись в бурьяне? 5. Какие чувства
мальчика рождало солнышко, молитва к Богу, село, хата, ягнята, девушка, которая
утешила его? 6. Почему мальчик "языков проснулся и заплакал? 7. Что
обрадовало мальчика?
УПРАЖНЕНИЯ и
ЗАДАЧА
И. Условно
разделите стихотворение на три части, подберите к ним заголовки. Настроение
мальчика-пастушка выражено в каждой из частей?
II.
Выясните значение слов и выражений:
"Мне
так любо, любо стало, как будто в Бога...", "Господне небо и село, ягненок,
кажется, веселилось!", "И солнце грело, не ад!",
"Отчаянно покраснел и рай зажгло" (о солнце), "Село
почернело", "мне Не дал Бог ничего!", "Тяжелые
слезы!", "Как будто все на свете стало мое... поля, рощи, сады!".
III.
Найдите в тексте стихотворения строки, которые характеризуют мальчика. Каким вы его
представляете?
IV.
Замените предложение "Мне тринадцатый проходило" другим (близким по
содержанием). Как еще можно сказать о возрасте мальчика, про ваш возраст?
V. Которые
слова и выражения свидетельствуют о радостное настроение мальчика, замилуваного красотой
природы? Какие слова и выражения подтверждают грустное настроение?
VI. Почему ставится
восклицательный знак в таких предложениях. "Господне небо и село, ягненок, кажется,
веселилось!", "И солнце грело, не ад!", "Посмотрел я на
ягнята - не мои ягнята!", "Я обернулся на дом - нет у меня
дома!", "Не дал мне Бог ничего!..", "Как будто солнце засияло,
как будто все на свете стало мое... поля, рощи, сады!.."? Перечитайте их с
выразительной интонацией. Или одинаковые эмоции выражают эти восклицательные предложения? Какие именно?
Назовите их.
VII.
Выучите стихотворение Тараса Шевченко "Мені тринадцятий минало" наизусть.