Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЛОВО ДРЕВНЕЕ И НЫНЕШНЕЕ

Тарас Шевченко

МНЕ ТРИНАДЦАТЫЙ ПРОХОДИЛО

(Сокращенно)

 

Мне тринадцатый проходило.

Я пас ягнята за селом.

Или так солнышко сияло,

так мне чего было?

Мне так любо, любо стало,

как будто в Бога...

Уже позвали к пая1,

а я себе в бурьяне

молюсь Богу ... И не знаю,

чего маленьком мне

тогда так приветливо молилось,

чего так весело было?

Господне небо, и село,

ягненок, кажется, веселилось!

И солнце грело, не ад!

И недолго солнце грело,

недолго молилось...

Отчаянно покраснело

и рай зажгло.

Языков проснулся, смотрю:

село почернело,

Божье небо голубеє

и то помарніло2.

Посмотрел я на ягнята -

не мои ягнята!

Обернулся я на хаты -

нет у меня дома!

Не дал мне Бог ничего!.

Описание: E:docukrlitukrlit5.filesimage041.jpg

И хлынули3 слезы,

тяжелые слезы!.. А девушка

при самой дороге

недалеко возле меня

посконь4 выбирала,

и услышала, что я плачу.

Пришла, поздравила,

утирала мои слезы

и поцеловала...

Как будто солнце засияло,

как будто все на свете стало мое... поля, рощи, сады!..

И мы, шутя, погнали чужие ягнята до воды.

 

1 Пай - питание за господский счет крестьян, которые жили и работали при дворе господина. 2 Помарніти - здесь: стать пасмурным, тусклым (о небе). 3 Хлынуть - политься (о слезы). 4 Конопля - конопля, из которых ткали полотно.

 

КТО? ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ? КАК?

 

1. Что общего в судьбе мальчика и автора поэзии Тараса Шевченко?

2. Которым была жизнь детей крестьян-крепостных? 3. Почему изменились настроения и переживания малого мальчика? 4. Почему мальчик молился, спрятавшись в бурьяне? 5. Какие чувства мальчика рождало солнышко, молитва к Богу, село, хата, ягнята, девушка, которая утешила его? 6. Почему мальчик "языков проснулся и заплакал? 7. Что обрадовало мальчика?

 

УПРАЖНЕНИЯ и ЗАДАЧА

 

И. Условно разделите стихотворение на три части, подберите к ним заголовки. Настроение мальчика-пастушка выражено в каждой из частей?

II. Выясните значение слов и выражений:

"Мне так любо, любо стало, как будто в Бога...", "Господне небо и село, ягненок, кажется, веселилось!", "И солнце грело, не ад!", "Отчаянно покраснел и рай зажгло" (о солнце), "Село почернело", "мне Не дал Бог ничего!", "Тяжелые слезы!", "Как будто все на свете стало мое... поля, рощи, сады!".

III. Найдите в тексте стихотворения строки, которые характеризуют мальчика. Каким вы его представляете?

IV. Замените предложение "Мне тринадцатый проходило" другим (близким по содержанием). Как еще можно сказать о возрасте мальчика, про ваш возраст?

V. Которые слова и выражения свидетельствуют о радостное настроение мальчика, замилуваного красотой природы? Какие слова и выражения подтверждают грустное настроение?

VI. Почему ставится восклицательный знак в таких предложениях. "Господне небо и село, ягненок, кажется, веселилось!", "И солнце грело, не ад!", "Посмотрел я на ягнята - не мои ягнята!", "Я обернулся на дом - нет у меня дома!", "Не дал мне Бог ничего!..", "Как будто солнце засияло, как будто все на свете стало мое... поля, рощи, сады!.."? Перечитайте их с выразительной интонацией. Или одинаковые эмоции выражают эти восклицательные предложения? Какие именно? Назовите их.

VII. Выучите стихотворение Тараса Шевченко "Мені тринадцятий минало" наизусть.