Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 60-90-х годов ХХ века

Василий Андреевич Симоненко (1935-1963 гг.)

Жизненный и творческий путь




Василий Андреевич Симоненко родился в селе Биивцы на Полтавщине 8 января 1935 г.

Там в небольшом стареньком доме на берегу Удая прошло детство будущего поэта:

Ты принимала и счастье, и беда,

уважала мой труд и пот,

из-под серой теплой крыши

ты смотрела жадно в мир.



Мальчик сначала учился в Біївській начальной школе, а десятилетку заканчивал в соседнем селе Тарандинцях. Средняя школа находились от Біївців за девять километров, преодолевать которые каждый день приходилось пешком. Учился хорошо - десятилетку окончил с золотой медалью.

Большой трагедией для парня была смерть деда Федора, который был мальчику первым учителем жизни.

Пусть безумные гудят

над планетами весны,

пусть трава растет

вверх сквозь листья старое...

Я не верю,

что, дед из могилы воскреснет,

но верю,

что ни -

он весь не умрет.



Бессмертие своего деда - рядового человека, неутомимого сельского земледельца - Василий видел в бессмертии рода, ведь именно дед сумел передать малому внуку всю правду про свой народ, научил любить Украину, ее героическую легенду и лирическую песню. Дед раскрыл перед своим внуком всю историю Украины, начиная от славных страниц Запорожской Сечи, Вот почему юный Симоненко уже в первых поэтических произведениях станет настоящим летописцем своего рода и народа:

Украина! Пока жить буду,

До тех пор будем открывать тебя.



Симоненкова дорога в вечность проходит и через Киев, потому что в 1952 г., по окончании школы он поступает на факультет журналистики Киевского университета.

Во время учебы пишет много стихов, становится активным членом литературной студии.

Молодость поэта пришлась на годы «оттепели », период «шестидесятников», которое стало общенациональным явлением. Именно в годы повышенной гражданской активности вошел в литературу Василий Симоненеко, которого Олесь Гончар назвал «витязем молодой украинской поэзии».

31957 по 1960 гг. Василий Симоненко работает в редакции газеты «Черкасская правда».

В Черкассах наиболее полно раскрылся его самобытный талант поэта и журналиста. Он возглавил отдел пропаганды при вновь созданной газете « Молодь Черкащини », а позже способного журналиста назначили собственным корреспондентом республиканской «Рабочей газеты» по Черкасской области. Он ежедневно погружался в глубокий омут человеческой жизни, писал сказки и стихи, статьи и фельетоны, консультировал начинающих поэтов, ездил до Киева и Львова, Москвы, Кировограда, Одессы...

Именно тогда - в 1962 году выходит в свет первая поэтическая книга В. Симоненко «Тишина и гром», появляется первая сказка «Царь Плаксий и Лоскотон».

Эта веселая, остроумная сказка сразу понравилась юным читателям. Окрыленный успехом, поэт создает новую, удивительную сказку «Путешествие в страну Наоборот». А его третья сказка - «Сказка о Обманывала» - это лебединая песня Симоненко, потому что она была закончена за несколько месяцев до смерти поэта, когда он уже знал свою судьбу. Но эта страшная сказка написана не только для детского воображения, но и для взрослого памяти о пережитых, кровавые дни. Ведь здесь главный герой произведения бредет через море человеческой крови, ища Родной край.

Поэма «Сказка о Обманывала» - вершина сатирической поэзии Симоненко.

В смешном и трагическом образе Обманывала здесь встает одурений, темный и беспомощный народ. Вот поэтому последняя Симоненкова сказка - это уникальное явление всей мировой литературы. Это произведение необычайной остроты и исключительной смелости, направленный против «отдельных незначительных недостатков».

Произведение состоит из трех частей.

В первой говорится о предыстории приключений Обманывала, которого маленьким мальчиком выгнали из дома, за то, что называл видимые вещи на полный голос. Во второй части рассказывается о встрече Обманывала с людьми, которые утверждают, что живут в Раю. А в третьей части речь идет о «Завещание основателя Рая», услышав который, Дуралей решил срочно бежать и освободить Счастья, потому что жителям этого Рая нужны лишь «полное корыто бурды, теплое одеяло, душистая стриха и конфета изредка»

Своей обличительно силой «Сказка»близка к произведениям Т. Г. Шевченко.

За шесть лет работы в Черкассах он успел сделать так много, как никто из современных поэтов. Правда, его сатирические, остросюжетные произведения редко печатали столичные газеты и журналы, а именно имя поэта замалчивала официальная литературная критика.

Лирический герой поэзии Симоненко - это человек, которая оказалась на сложных перекрестках истории, поставленная в нищенские условия бытия, но борется против морального упадка, бездуховности, борется за свое достоинство, будто заставляя задуматься всех над неповторимостью и значимости каждого человека:

Ты знаешь, что ты - человек!

Ты знаешь об этом или нет?

Улыбка твоя - единственная,

Мука твоя - единственная,

Глаза твои - одни.



Поэзия Симоненко характеризуется актуальностью. Лирический герой его стихов волнуется за судьбу потомков, за отношения между народами планеты. На его творчестве ощутимо влияние лучших образцов украинской классической литературы: искренность интонаций, задушевная сыновняя разговор, любовь к матери, к Украины, изображение простых людей, которые стремятся изменить жизнь к лучшему.

Поэт любит свою землю, свою Родину, свой народ.

Поэзия «Лебеди материнства» напоминает мелодию сказочной колыбельной, в которой от имени матери провозглашаются вечные истины, без которых не может существовать ни отдельный человек, ни народ:

Можешь выбирать друзей и жену,

Выбрать нельзя только Родину.

Можно выбрать друга и по духу брата,

И нельзя мать родную выбирать.



Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

- волшебная сказка детства, в которой мать стремится все сделать для счастья своего ребенка;

- мечты матери о будущем ребенка;

- размышления матери о возмужания сына как человека и гражданина.

В произведении звучат материнские убеждению о том, что такие понятия как «мать» и «родина» неразрывно находятся рядом с человеком. Это заложено в нашей ментальности и традициях нашего народа. 1963 г. выходят в свет отдельные стихи поэта: «Монархи», «Дума про деда», «Вино из роз», «Кукурікали петухи на полотенцах», «Черная подкова», «Он мешал ей спать», «Свадьба Афанасия Стропила», «Головешка», «Мечи».

1963 г. В. Симоненко принят в Союз писателей Украины.

Во многих стихах Василий Симоненко обращается к образу Украины, потому что она для него - самая дорогая в мире.

Украина!

Ты - моя молитва,

Ты мое отчаяние возрастная...

Громыхает над миром яростная битва

За твою жизнь, твои права.

(«Украина, пью твои зрачки...»)

Философская направленность, глубина гуманизма, оптимизм присущи патриотической поэзии Симоненко. Органическое единство поэта и Украины прослеживается в поэзии «Украине»:

Когда мечами злобы небо крае

И крушит твою красоту вековую,

Я тогда с твоим именем умираю

И в твоем имени живу!



Необычайным единством с украинским народом наполнено большинство стихотворений Василия Симоненко. От наших далеких предков дошла до нас традиция заботиться о сохранении рода и народа. Свободолюбие - основная черта, которая отличала наших предков казаков. Свою доблесть, искренность, гуманность они передали потомкам. А народ, который имеет такие традиции, - непобедим. Это один из лучших произведений поэта, где Симоненко и действительно достигает высокого Перезахоронения звучания:

Народ мой есть!

Народ мой всегда будет!

Никто не перечеркнет мой народ!

Пощезнуть все оборотни, и приблуды,

И орды завоевателей-заброд!

Вы, незаконнорожденные дети палачей озверевших,

Не забывайте, уроды, нигде:

Народ мой есть!

В его жилах волячих

Казацкая кровь пульсирует и гудит!

(«Где сейчас вы, палачи моего народа?»)



Позднего вечера 14 декабря 1963 г. навеки остановилось сердце Василия Симоненко. Похоронен поэт в Черкассах, но последняя Симоненкова дорога не остановилась, она никогда не остановится. Эта дорога - в человеческое бессмертие, где до сих пор звучит Симоненков завещание:

Можно все на свете выбирать, сынок,

Выбрать нельзя только Родину.

Отдельной страницей короткой творческой биографии Василия Симоненко есть интимная лирика. Прожив такую короткую жизнь (28 лет) поэт подвергся не только радости любви, но и родительской любви к маленькому сыну. И преподнес интимную лирику до глубоких философских обобщений:

Мне кажется, - может, я не знаю,

- Было и будет так во все времена:

Любовь, как солнце, миру открывает

Безграничную величие человеческой красоты.



Все произведения Василия Симоненко раскрывают его как человека. Тонкий и нежный лирик, он своей воодушевленной и искренней лирикой заставлял задуматься каждого человека над общечеловеческими проблемами добра и зла, смысла жизни, значимости человека.

в 1964 году вышла вторая, посмертный сборник произведений поэта - « Земное притяжение », в которую вошли его лучшие произведения, которые несли в себе уверенность в будущем, веру в победу добра и справедливости.